logo
ответы_ПП

49. Правовое регулирование государственного финансирования субъектов предпринимательской деятельности.

Одним из компонентов предпринимательской деятельности являются денежные отношения. Общим понятием, характеризующим участие денег в предпринимательской деятельности, является понятие «финансирование». Финансирование – это не столько правовая, сколько экономическая категория, поэтому в юридической литературе определений достаточно мало и в основном они даются представителями экономической науки.

Финансирование предпринимательской деятельности – совокупность финансовых отношений, возникающих у субъекта предпринимательской деятельности по поводу формирования фактических и потенциальных фондов денежных средств из доходов и внешних поступлений, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Принципы финансирования:

- самостоятельность;

- заинтересованность в результатах;

- ответственность за результат;

- контроль над процессом.

Близким понятием к финансированию и во многом производным от него является понятие «кредитование». Но кредитование всегда возвратное и возмездное, а финансирование может обладать и противоположными признаками. Кроме этого, финансирование осуществляется исключительно денежными средствами, а объектом кредитования могут быть любые вещи, определяемые родовыми признаками. Вторым близким понятием к финансированию является понятие «инвестирование». В отличие от финансирования инвестирование всегда имеет цель получение дохода в будущем и приобретение права собственности на объект инвестирования.

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Прикладное значение имеет классификация в зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств. По данному критерию финансирование делится на:

- государственное – за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ;

- муниципальное – за счет средств бюджета муниципальных образований;

- самофинансирование – за счет собственных средств хозяйствующего субъекта;

- банковское – за счет средств кредитных организаций и т.д.

Основные направления государственного финансирования:

- финансовое обеспечение приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей экономики;

- обеспечение денежными средствами функционирования социальной инфраструктуры;

- финансирование заведомо убыточной деятельности отраслей и предприятий, обеспечивающих основные социальные потребности и нужды населения.

Основной принцип государственного финансирования - обеспечение публичного интереса (ст.84, 85 БК РФ).

Порядок государственного финансирования в общем виде определяется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. и федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законами субъектов РФ о региональных бюджетах.

Государственное финансирование носит строго целевой характер. Нецелевое использование государственных средств является основанием для применения мер ответственности (блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени и т.д. (ст.282 БК РФ)). В целях контроля за использование государственных средств их отражение не счетах бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с ПБУ «Учет государственной помощи» от 26 октября 2000 г.

Расходы государственного бюджета на финансирование по экономическому содержанию делятся на капитальные (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и текущие (все остальные).

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

1) предоставление денежных средств на оплату товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам (финансирование государственных нужд);

2) предоставление дотаций, субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

3) финансирование казенных предприятий для выполнения плана-заказа.

Государственные нужды - это потребности Российской Федерации, ее субъектов в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ (в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (ст.3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1994 г., ФЗ «О государственном материальном резерве» 1994 г., ФЗ «О государственном оборонном заказе» 1995 г. и другие акты.

Для решения задач по обеспечению особо важных государственных нужд принимаются федеральные, региональные и межгосударственные целевые программы. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляются Правительством РФ на утверждение Федеральному Собранию в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.

Помимо финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи хозяйствующим субъектам и отраслям экономики, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно-необходимой для удовлетворения публичных интересов, а с другой стороны – не может осуществляться без притока денежных средств извне. Финансовая помощь может осуществляться в форме предоставления дотаций, субсидий и субвенций.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст.5 БК РФ).

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Так, Закон УР «О бюджете УР на 2008 г.» (ст.33.1) устанавливает, что в 2008 году из бюджета Удмуртской Республики предоставляются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса в порядке, определяемом Правительством УР.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления им определенных целевых расходов. В качестве примера подобного финансирования можно привести государственную финансовую поддержку завоза продукции и товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (См. напр. Приказ Минфина РФ от 15 мая 2000 г. N 49н "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации расходов на государственную финансовую поддержку закупки и доставки продукции (товаров) в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов").

Согласно ст.7 ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий. Ранее правовые основы такого финансирования были закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 октября 2004 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Сегодня этот документ утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий».

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов.

Программа деятельности и смета доходов и расходов составляются по утверждаемой уполномоченным органом форме.

В случае если при осуществлении деятельности предприятия выявлена возможность получения доходов или необходимость осуществления расходов, которые не были учтены при формировании сметы доходов и расходов, либо если фактические расходы превысили запланированные, уполномоченный орган по представлению руководителя предприятия в установленном порядке вносит в смету доходов и расходов соответствующие изменения.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов.

При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.