49. Правовое регулирование государственного финансирования субъектов предпринимательской деятельности.
Одним из компонентов предпринимательской деятельности являются денежные отношения. Общим понятием, характеризующим участие денег в предпринимательской деятельности, является понятие «финансирование». Финансирование – это не столько правовая, сколько экономическая категория, поэтому в юридической литературе определений достаточно мало и в основном они даются представителями экономической науки.
Финансирование предпринимательской деятельности – совокупность финансовых отношений, возникающих у субъекта предпринимательской деятельности по поводу формирования фактических и потенциальных фондов денежных средств из доходов и внешних поступлений, их распределения и использования на нужды производства и потребления.
Принципы финансирования:
- самостоятельность;
- заинтересованность в результатах;
- ответственность за результат;
- контроль над процессом.
Близким понятием к финансированию и во многом производным от него является понятие «кредитование». Но кредитование всегда возвратное и возмездное, а финансирование может обладать и противоположными признаками. Кроме этого, финансирование осуществляется исключительно денежными средствами, а объектом кредитования могут быть любые вещи, определяемые родовыми признаками. Вторым близким понятием к финансированию является понятие «инвестирование». В отличие от финансирования инвестирование всегда имеет цель получение дохода в будущем и приобретение права собственности на объект инвестирования.
Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Прикладное значение имеет классификация в зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств. По данному критерию финансирование делится на:
- государственное – за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ;
- муниципальное – за счет средств бюджета муниципальных образований;
- самофинансирование – за счет собственных средств хозяйствующего субъекта;
- банковское – за счет средств кредитных организаций и т.д.
Основные направления государственного финансирования:
- финансовое обеспечение приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей экономики;
- обеспечение денежными средствами функционирования социальной инфраструктуры;
- финансирование заведомо убыточной деятельности отраслей и предприятий, обеспечивающих основные социальные потребности и нужды населения.
Основной принцип государственного финансирования - обеспечение публичного интереса (ст.84, 85 БК РФ).
Порядок государственного финансирования в общем виде определяется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. и федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законами субъектов РФ о региональных бюджетах.
Государственное финансирование носит строго целевой характер. Нецелевое использование государственных средств является основанием для применения мер ответственности (блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени и т.д. (ст.282 БК РФ)). В целях контроля за использование государственных средств их отражение не счетах бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с ПБУ «Учет государственной помощи» от 26 октября 2000 г.
Расходы государственного бюджета на финансирование по экономическому содержанию делятся на капитальные (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и текущие (все остальные).
Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:
1) предоставление денежных средств на оплату товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам (финансирование государственных нужд);
2) предоставление дотаций, субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
3) финансирование казенных предприятий для выполнения плана-заказа.
Государственные нужды - это потребности Российской Федерации, ее субъектов в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ (в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (ст.3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1994 г., ФЗ «О государственном материальном резерве» 1994 г., ФЗ «О государственном оборонном заказе» 1995 г. и другие акты.
Для решения задач по обеспечению особо важных государственных нужд принимаются федеральные, региональные и межгосударственные целевые программы. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляются Правительством РФ на утверждение Федеральному Собранию в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.
Помимо финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи хозяйствующим субъектам и отраслям экономики, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно-необходимой для удовлетворения публичных интересов, а с другой стороны – не может осуществляться без притока денежных средств извне. Финансовая помощь может осуществляться в форме предоставления дотаций, субсидий и субвенций.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст.5 БК РФ).
Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Так, Закон УР «О бюджете УР на 2008 г.» (ст.33.1) устанавливает, что в 2008 году из бюджета Удмуртской Республики предоставляются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса в порядке, определяемом Правительством УР.
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления им определенных целевых расходов. В качестве примера подобного финансирования можно привести государственную финансовую поддержку завоза продукции и товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (См. напр. Приказ Минфина РФ от 15 мая 2000 г. N 49н "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации расходов на государственную финансовую поддержку закупки и доставки продукции (товаров) в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов").
Согласно ст.7 ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий. Ранее правовые основы такого финансирования были закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 октября 2004 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Сегодня этот документ утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий».
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов.
Программа деятельности и смета доходов и расходов составляются по утверждаемой уполномоченным органом форме.
В случае если при осуществлении деятельности предприятия выявлена возможность получения доходов или необходимость осуществления расходов, которые не были учтены при формировании сметы доходов и расходов, либо если фактические расходы превысили запланированные, уполномоченный орган по представлению руководителя предприятия в установленном порядке вносит в смету доходов и расходов соответствующие изменения.
Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов.
При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.
Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.
- 1. Понятие предпринимательской деятельности по российскому законодательству.
- 2. Возникновение и этапы развития предпринимательского права.
- 3. Принципы предпринимательского права.
- 4. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений.
- 5. Понятие, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права. Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права.
- 6.Система предпринимательского права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.
- 7. Источники предпринимательского права. Проблемы систематизации и кодификации предпринимательского законодательства.
- 8. Понятие, признаки, виды и значение локальных (корпоративных) актов для регулирования предпринимательской деятельности.
- 9. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.
- 10. Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права.
- 11. Виды и правовой статус учредительных документов коммерческих организаций, а также требования, предъявляемые к их содержанию.
- 12. Сравнительная правовая характеристика групп организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (товарищества, общества, кооперативы, предприятия).
- 13. Особенности правового положения банков и других кредитных организаций как субъектов предпринимательской деятельности.
- 14. Особенности правового положения страховых компаний как субъектов предпринимательской деятельности.
- 15. Особенности правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
- 16. Особенности правового положения предпринимателя без образования юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности.
- 17. Особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями как субъектов предпринимательской деятельности.
- 18. Особенности правового статуса структурных подразделений коллективного предпринимателя при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 19. Особенности правового статуса некоммерческих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 20. Особенности правового положения товарных, фондовых и валютных бирж как субъектов, участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности.
- 21. Особенности правового статуса малого предпринимательства по российскому законодательству.
- 22. Особенности правового положения производственно-хозяйственных комплексов как субъектов предпринимательской деятельности. Правовое положение холдинговых компаний.
- 23. Особенности правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как субъектов предпринимательского права.
- 24. Понятие имущественной обособленности юридических лиц. Правовые формы и уровни имущественного обособления юридического лица.
- 26. Виды и состав имущественных фондов юридического лица, формируемых и используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 27. Правовой режим материальной части основных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 28. Правовой режим нематериальных активов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 29. Правовой режим оборотных производственных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 30. Особенности правового режима уставного (складочного) капитала и резервного фонда юридического лица.
- 31. Понятие, виды и содержание предпринимательских обязательств.
- 32. Понятие, признаки и виды договоров, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 33. Содержание (условия) предпринимательских договоров.
- 34. Порядок заключения предпринимательских договоров.
- 35. Способы (форма) заключения предпринимательских договоров.
- 36. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности.
- 37. Правовое регулирование финансового оздоровления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 38. Правовое регулирование наблюдения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 39. Правовое регулирование мирового соглашения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 40. Правовое регулирование внешнего управления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 41. Правовое регулирование конкурсного производства в процессе несостоятельности (банкротства).
- 42. Правовое регулирование упрощенных процедур в процессе несостоятельности (банкротства).
- 43. Правовое положение арбитражного суда в процессе несостоятельности (банкротства).
- 44. Правовое положение должника в процессе несостоятельности (банкротства).
- 45. Правовое положение кредитора в процессе несостоятельности (банкротства).
- 46. Правовое положение собственника (учредителя (участника), товарища, акционера) в процессе несостоятельности (банкротства).
- 47. Правовое положение арбитражных управляющих в процессе несостоятельности (банкротства).
- 48. Понятие и виды товарного рынка. Структура хозяйственных связей на товарном рынке.
- 49. Правовое регулирование государственного финансирования субъектов предпринимательской деятельности.
- 50. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.
- 51. Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг.
- 52. Особенности правового регулирования валютного рынка.
- 53. Правовое регулирование инновационной деятельности.
- 54. Основания государственного воздействия на экономику в рыночных условиях. Уровни и виды государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 55. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 56. Правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности.
- 57. Прогнозирование и программирование предпринимательской деятельности. Особенности директивного планирования деятельности казенных предприятий.
- 58. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
- 59. Государственный порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
- 1) Предоставление лицензий.
- 60. Основные направления правового регулирования налогообложения предпринимательской деятельности.
- 1. Федеральные:
- 2) Региональные налоги:
- 3) Местные:
- 61. Цели и задачи антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Основания и порядок применения антимонопольных мер.
- 62. Понятие и особенности правового положения организации, занимающей доминирующее положение на рынке.
- 63. Особенности правового регулирования естественных монополий.
- 64. Правовые формы управления качеством товаров (работ, услуг). Нормативно-технические документы и их значение.
- 65. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги).
- 66. Понятие разгосударствления и приватизации. Государственные программы приватизации. Способы приватизации.
- 67. Понятие, сущность и виды правонарушений, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности в сфере экономики.
- 68. Понятие, сущность и функции юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
- ???????? 69. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения в сфере государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью.
- 70. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения договорных обязательств.
- 71. Понятие и виды санкций в предпринимательской деятельности.
- 72. Судебный и арбитражный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 73. Третейский порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 74. Нотариальный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 75. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.