logo
ответы_ПП

38. Правовое регулирование наблюдения в процессе несостоятельности (банкротства).

Согласно ст.2 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г. (далее – также Закон) наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение - это новая процедура банкротства, неизвестная дореволюционному конкурсному законодательству России. Появилась эта процедура впервые в Законе о несостоятельности (банкротстве) 1998 г.

Однако Законом 2002 г. эта процедура понесла большие изменения (см. гл.IV Закона). Изменен, в первую очередь, момент введения процедуры наблюдения. По закону 1998 г. наблюдение вводилось с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Сейчас в соответствии с Законом 2002 г. это возможно в момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом лишь в том случае, если заявление подано самим должником. Во всех остальных случаях процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в соответствии со ст.48 Закона на основании определения судьи.

Еще одно важное изменение происшедшее в Законе 2002 г.: установлен предельный срок для проведения процедуры наблюдения - не более семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом (ст. 62 Закона).

Наблюдение вводится независимо от того, какой субъект инициировал возбуждение производства по делу о банкротстве.

В силу прямого указания Закона наблюдение вводится не во всех случаях. Выделяются категории субъектов, к которым данная процедура не применяется. К этим субъектам относятся:

1. ликвидируемый должник;

2. отсутствующий должник;

3. должник, осуществлявший незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан;

4. физическое лицо.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие правовые последствия (ст.63 Закона).

В связи с наступлением этих последствий после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

Органы управления должника не вправе принимать решения:

Для проведения процедуры наблюдения в соответствии с Законом арбитражным судом утверждается временный управляющий.

Временный управляющий обязан:

  1. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

  2. проводить анализ финансового состояния должника;

  3. выявлять кредиторов должника;

  4. вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

  5. уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

  6. созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов (ст.67 Закона).

В целях исполнения этих обязанностей временный управляющий вправе:

Временный управляющий должен провести первое собрание кредиторов как минимум за десять дней до даты окончания наблюдения (п.1 ст.72 Закона).

Участниками первого собрания кредиторов являются две категории лиц: конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, наделенные правом голоса, а также руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель работников должника, принимающих участие в первом собрании кредиторов без права голоса.

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены Законом, и внесены в реестр требований кредиторов. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований (ст.71 Закона).

Кредиторами на первом собрании могут быть приняты решения:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава и т.д. (ст.73 Закона).

С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.