52. Особенности правового регулирования валютного рынка.
Российское законодательство не содержит определения понятия «валютный рынок». Под валютным рынком понимается сфера экономических отношений, связанная с осуществлением операций по покупке-продаже, обмену иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала.
Правовую основу регулирования валютного рынка составляет широкий круг правовых актов:
1) Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. (далее – Закон). Устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст.2);
2) Иные акты валютного законодательства. Нормы валютного права содержаться в различных источниках: ТК РФ, НК РФ, Федеральный закон «О Центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г., Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 г. и т.д. Соответствующие положения указанных федеральных законов не должны противоречить Закону.
3) Акты органов валютного регулирования (ЦБ РФ и Правительства РФ) (напр. Положение ЦБР от 16 июня 1999 г. "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж"). Такие акты принимаются только в случаях, предусмотренных Законом.
4) Акты органов валютного контроля (ЦБ РФ и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора). Они принимаются только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
5) Международные договоры (напр. Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда 1944 г.).
Объектами валютного рынка являются валюта РФ, иностранная валюта, внутренние и внешние ценные бумаги. Определение этих понятий содержится в ст.1 Закона (см. указанную статью). Причем иностранная валюта и внешние ценные бумаги в совокупности образуют валютные ценности, которые имеют особый правовой режим.
Права и обязанности предпринимателя на валютном рынке во многом зависят от того, какой статус он имеет, а именно является он резидентом или нерезидентом (см. ст.1 Закона).
Участие предпринимателей на валютном рынке может быть профессиональны и непрофессиональным. К числу профессиональных участников валютного рынка относятся уполномоченные банки и валютные биржи.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Согласно ст.11 Закона купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. В силу ст.13 Закона нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.
Деятельность уполномоченных банков и валютных бирж является лицензируемой (лицензирующий орган – ЦБ РФ).
Ключевая категория валютного законодательства – это понятие валютных операций. Их исчерпывающий перечень содержится в ст.1 Закона.
Основной метод регулирования валютных операций государством - это установление валютных ограничений. Валютным ограничением считается запрещение, лимитирование и регламентация валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами. Валютные ограничения устанавливаются законодательно, с использованием мер административного воздействия.
Законодатель регулирует порядок совершения валютных операций между резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами.
Так, согласно ст.9 Закона валютные операции между резидентами по общему правилу запрещены. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, которые в соответствии с законодательством относятся к банковским операциям. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг (ст.10 Закона).
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются по общему правилу без ограничений (ст.6 Закона).
При осуществлении внешнеторговой деятельность законодатель предусматривает обязательную репатриацию резидентами валютной выручки (ст.19 Закона).
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
За невыполнение этих требований наступает административная или даже уголовная ответственность.
Формой государственного (административного) принуждения, применяемого в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций выступает валютные контроль.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации (см. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г.).
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
См. ст.23-24 Закона: права и обязанности органов и агентов валютного контроля, резидентов и нерезидентов при проведении валютного контроля. Подп.2 п.1 ст.23 Закона – ст.20 Закона.
- 1. Понятие предпринимательской деятельности по российскому законодательству.
- 2. Возникновение и этапы развития предпринимательского права.
- 3. Принципы предпринимательского права.
- 4. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений.
- 5. Понятие, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права. Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права.
- 6.Система предпринимательского права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.
- 7. Источники предпринимательского права. Проблемы систематизации и кодификации предпринимательского законодательства.
- 8. Понятие, признаки, виды и значение локальных (корпоративных) актов для регулирования предпринимательской деятельности.
- 9. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.
- 10. Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права.
- 11. Виды и правовой статус учредительных документов коммерческих организаций, а также требования, предъявляемые к их содержанию.
- 12. Сравнительная правовая характеристика групп организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (товарищества, общества, кооперативы, предприятия).
- 13. Особенности правового положения банков и других кредитных организаций как субъектов предпринимательской деятельности.
- 14. Особенности правового положения страховых компаний как субъектов предпринимательской деятельности.
- 15. Особенности правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
- 16. Особенности правового положения предпринимателя без образования юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности.
- 17. Особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями как субъектов предпринимательской деятельности.
- 18. Особенности правового статуса структурных подразделений коллективного предпринимателя при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 19. Особенности правового статуса некоммерческих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 20. Особенности правового положения товарных, фондовых и валютных бирж как субъектов, участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности.
- 21. Особенности правового статуса малого предпринимательства по российскому законодательству.
- 22. Особенности правового положения производственно-хозяйственных комплексов как субъектов предпринимательской деятельности. Правовое положение холдинговых компаний.
- 23. Особенности правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как субъектов предпринимательского права.
- 24. Понятие имущественной обособленности юридических лиц. Правовые формы и уровни имущественного обособления юридического лица.
- 26. Виды и состав имущественных фондов юридического лица, формируемых и используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 27. Правовой режим материальной части основных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 28. Правовой режим нематериальных активов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 29. Правовой режим оборотных производственных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 30. Особенности правового режима уставного (складочного) капитала и резервного фонда юридического лица.
- 31. Понятие, виды и содержание предпринимательских обязательств.
- 32. Понятие, признаки и виды договоров, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 33. Содержание (условия) предпринимательских договоров.
- 34. Порядок заключения предпринимательских договоров.
- 35. Способы (форма) заключения предпринимательских договоров.
- 36. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности.
- 37. Правовое регулирование финансового оздоровления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 38. Правовое регулирование наблюдения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 39. Правовое регулирование мирового соглашения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 40. Правовое регулирование внешнего управления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 41. Правовое регулирование конкурсного производства в процессе несостоятельности (банкротства).
- 42. Правовое регулирование упрощенных процедур в процессе несостоятельности (банкротства).
- 43. Правовое положение арбитражного суда в процессе несостоятельности (банкротства).
- 44. Правовое положение должника в процессе несостоятельности (банкротства).
- 45. Правовое положение кредитора в процессе несостоятельности (банкротства).
- 46. Правовое положение собственника (учредителя (участника), товарища, акционера) в процессе несостоятельности (банкротства).
- 47. Правовое положение арбитражных управляющих в процессе несостоятельности (банкротства).
- 48. Понятие и виды товарного рынка. Структура хозяйственных связей на товарном рынке.
- 49. Правовое регулирование государственного финансирования субъектов предпринимательской деятельности.
- 50. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.
- 51. Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг.
- 52. Особенности правового регулирования валютного рынка.
- 53. Правовое регулирование инновационной деятельности.
- 54. Основания государственного воздействия на экономику в рыночных условиях. Уровни и виды государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 55. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 56. Правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности.
- 57. Прогнозирование и программирование предпринимательской деятельности. Особенности директивного планирования деятельности казенных предприятий.
- 58. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
- 59. Государственный порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
- 1) Предоставление лицензий.
- 60. Основные направления правового регулирования налогообложения предпринимательской деятельности.
- 1. Федеральные:
- 2) Региональные налоги:
- 3) Местные:
- 61. Цели и задачи антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Основания и порядок применения антимонопольных мер.
- 62. Понятие и особенности правового положения организации, занимающей доминирующее положение на рынке.
- 63. Особенности правового регулирования естественных монополий.
- 64. Правовые формы управления качеством товаров (работ, услуг). Нормативно-технические документы и их значение.
- 65. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги).
- 66. Понятие разгосударствления и приватизации. Государственные программы приватизации. Способы приватизации.
- 67. Понятие, сущность и виды правонарушений, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности в сфере экономики.
- 68. Понятие, сущность и функции юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
- ???????? 69. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения в сфере государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью.
- 70. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения договорных обязательств.
- 71. Понятие и виды санкций в предпринимательской деятельности.
- 72. Судебный и арбитражный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 73. Третейский порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 74. Нотариальный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 75. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.