62. Понятие и особенности правового положения организации, занимающей доминирующее положение на рынке.
Понятие «доминирующее положение на рынке» относится к числу центральных категорий российского антимонопольного законодательства. Оно является определяющим для антимонопольной политики государства, так как все антимонопольное регулирование построено вокруг регламентирования деятельности субъектов, занимающих доминирующее положение на том или ином товарном рынке.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом всегда признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч.5 ст.5 Закона).
В данном определении названы т.н. «качественные» признаки доминирующего положения, которых недостаточно для квалификации положения хозяйствующего субъекта на том или ином товарном рынке как доминирующего. Далее в ч.1 ст.5 Закона закрепляются «количественные» признаки доминирующего положения. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Следует отметить, что Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливал иной количественный критерий: не 50, а 65 %.
Согласно ч.2 ст.5 Закона не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов (аналогичное правило было сформулировано и в Законе РСФСР 1991 г.). Но из этого правила есть два исключения:
1) Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов (ч.6 ст.5 Закона).
2) Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч.3 ст.5 Закона).
Условия и порядок признания доминирующим положения финансовой организации (хозяйствующего субъекта, оказывающего финансовые услуги) на рынке с учетом ограничений, предусмотренных Законом, устанавливается Правительством РФ (ч.7 ст.5 Закона). При этом не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации. В настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359 "Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)" и Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409 "Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации".
ФАС ведет специальный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на том или ином рынке более 35 % в соответствии с Порядком формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утв. постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г.
В отношении предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций; некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую доход; ИП), занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство устанавливает определенные требования в целях защиты конкуренции на соответствующем товарном рынке. Основное требование - запрет на злоупотребление доминирующим положением.
Злоупотребление доминирующим положением является разновидностью монополистической деятельности и представляет собой действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Закон устанавливает открытый перечень случаев злоупотребления доминирующим положением (ч.1 ст.10 Закона):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (ст.6, 7 Закона);
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий (п.8 ст.4 Закона);
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В случае злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке может наступить гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Гражданско-правовая ответственность связана с возмещением убытков потерпевшей стороне, вызванных, например, необоснованным уклонением от заключения договора.
Согласно п.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
КоАП РФ:
Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
УК РФ:
Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Согласно ст.38 Закона в случае систематического осуществления монополистической деятельности (более 2 раз в течение 3 лет) занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:
1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.
- 1. Понятие предпринимательской деятельности по российскому законодательству.
- 2. Возникновение и этапы развития предпринимательского права.
- 3. Принципы предпринимательского права.
- 4. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений.
- 5. Понятие, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права. Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права.
- 6.Система предпринимательского права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.
- 7. Источники предпринимательского права. Проблемы систематизации и кодификации предпринимательского законодательства.
- 8. Понятие, признаки, виды и значение локальных (корпоративных) актов для регулирования предпринимательской деятельности.
- 9. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.
- 10. Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права.
- 11. Виды и правовой статус учредительных документов коммерческих организаций, а также требования, предъявляемые к их содержанию.
- 12. Сравнительная правовая характеристика групп организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (товарищества, общества, кооперативы, предприятия).
- 13. Особенности правового положения банков и других кредитных организаций как субъектов предпринимательской деятельности.
- 14. Особенности правового положения страховых компаний как субъектов предпринимательской деятельности.
- 15. Особенности правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
- 16. Особенности правового положения предпринимателя без образования юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности.
- 17. Особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями как субъектов предпринимательской деятельности.
- 18. Особенности правового статуса структурных подразделений коллективного предпринимателя при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 19. Особенности правового статуса некоммерческих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 20. Особенности правового положения товарных, фондовых и валютных бирж как субъектов, участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности.
- 21. Особенности правового статуса малого предпринимательства по российскому законодательству.
- 22. Особенности правового положения производственно-хозяйственных комплексов как субъектов предпринимательской деятельности. Правовое положение холдинговых компаний.
- 23. Особенности правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как субъектов предпринимательского права.
- 24. Понятие имущественной обособленности юридических лиц. Правовые формы и уровни имущественного обособления юридического лица.
- 26. Виды и состав имущественных фондов юридического лица, формируемых и используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 27. Правовой режим материальной части основных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 28. Правовой режим нематериальных активов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 29. Правовой режим оборотных производственных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 30. Особенности правового режима уставного (складочного) капитала и резервного фонда юридического лица.
- 31. Понятие, виды и содержание предпринимательских обязательств.
- 32. Понятие, признаки и виды договоров, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 33. Содержание (условия) предпринимательских договоров.
- 34. Порядок заключения предпринимательских договоров.
- 35. Способы (форма) заключения предпринимательских договоров.
- 36. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности.
- 37. Правовое регулирование финансового оздоровления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 38. Правовое регулирование наблюдения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 39. Правовое регулирование мирового соглашения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 40. Правовое регулирование внешнего управления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 41. Правовое регулирование конкурсного производства в процессе несостоятельности (банкротства).
- 42. Правовое регулирование упрощенных процедур в процессе несостоятельности (банкротства).
- 43. Правовое положение арбитражного суда в процессе несостоятельности (банкротства).
- 44. Правовое положение должника в процессе несостоятельности (банкротства).
- 45. Правовое положение кредитора в процессе несостоятельности (банкротства).
- 46. Правовое положение собственника (учредителя (участника), товарища, акционера) в процессе несостоятельности (банкротства).
- 47. Правовое положение арбитражных управляющих в процессе несостоятельности (банкротства).
- 48. Понятие и виды товарного рынка. Структура хозяйственных связей на товарном рынке.
- 49. Правовое регулирование государственного финансирования субъектов предпринимательской деятельности.
- 50. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.
- 51. Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг.
- 52. Особенности правового регулирования валютного рынка.
- 53. Правовое регулирование инновационной деятельности.
- 54. Основания государственного воздействия на экономику в рыночных условиях. Уровни и виды государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 55. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 56. Правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности.
- 57. Прогнозирование и программирование предпринимательской деятельности. Особенности директивного планирования деятельности казенных предприятий.
- 58. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
- 59. Государственный порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
- 1) Предоставление лицензий.
- 60. Основные направления правового регулирования налогообложения предпринимательской деятельности.
- 1. Федеральные:
- 2) Региональные налоги:
- 3) Местные:
- 61. Цели и задачи антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Основания и порядок применения антимонопольных мер.
- 62. Понятие и особенности правового положения организации, занимающей доминирующее положение на рынке.
- 63. Особенности правового регулирования естественных монополий.
- 64. Правовые формы управления качеством товаров (работ, услуг). Нормативно-технические документы и их значение.
- 65. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги).
- 66. Понятие разгосударствления и приватизации. Государственные программы приватизации. Способы приватизации.
- 67. Понятие, сущность и виды правонарушений, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности в сфере экономики.
- 68. Понятие, сущность и функции юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
- ???????? 69. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения в сфере государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью.
- 70. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения договорных обязательств.
- 71. Понятие и виды санкций в предпринимательской деятельности.
- 72. Судебный и арбитражный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 73. Третейский порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 74. Нотариальный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 75. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.