Участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции.
Участие прокурора в предварительном слушании по уголовному делу.
Предварительное слушанье производится по основаниям, предусмотренным ст.229 УПК. Основной задачей предварительного слушанья является выяснение, имеются ли препятствия для судебного разбирательства УД или нет. Прокурор ИМЕЕТ ПРАВО участвовать в этой процедуре (а в приказе – это обязанность, Ген. Прокурор рассматривает участие подчиненных ему прокуроров в предварительном слушании как важнейшую обязанность). Неявка прокурора не является препятствием проведения слушанья. Судья принимает решение, предусмотренное ст.236 УПК.
Участие прокурора в судебном разбирательстве.
Это является одним из общих условий данной стадии (ч.2 ст.236 УПК). Гос.обвинитель обязан принимать участие в рассмотрении уголовных дел: 1) публичного обвинения; 2) частно-публичного обвинения; 3) частного обвинения, если дело было возбуждено следователем/дознавателем с согласия прокурора.
Гос.обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Создается группа, в ней выделяется старший и распределяются обязанности. В судебном разбирательстве допускается замена обвинителя (при невозможности участия прокурора).
Полномочия государственного обвинителя:
1) представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
2) излагать суду свое мнение по существу обвинения, а так же по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;
3) высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания;
4) предъявляет или поддерживает предъявленный по УД гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных и государственных интересов; до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, прокурор может так же изменить обвинение в сторону смягчения (ч.8 ст.246 УПК);
5) отказаться от обвинения полностью или в части.
ППВС РФ от 5 марта 2004 №1: судебное решение, принято в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, может быть проверено судом апелляционной или кассационной инстанции.
По смыслу п.3.5 приказа ген.прокурора №185, государственный обвинитель, придя к выводу о необходимости отказа от обвинения, обязан довести свою позицию до сведения вышестоящего прокурора. Если вышестоящий прокурор выразит принципиальное несогласие с ним, то должен быть решен вопрос о замене государственного обвинителя.
Структура и содержание обвинительной речи.
Обвинитель выступает в прениях первым. Государственный обвинитель не вправе ссылаться на доказательства, которые в суде не рассматривались или признаны недопустимыми. Продолжительность речи государственного обвинителя не ограничивается, но председательствующий вправе его остановить, если обвинителя «тянет не туда». Право на реплику.
Требования к обвинительной речи. «Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел» Пермь-2004.
1) Ясность, т.е. речь должна быть доходчивой и понятной для слушателей; использование общеупотребительных слов и выражений.
2) Доступность и убедительность (логичность).
3) Лаконичность речи при ее достаточной продолжительности.
4) Выразительность – это такие особенности структуры речи, которые поддерживают интерес у слушателей, облегчают запоминание ими информации.
5) Техничность.
Структура обвинительной речи государственного обвинителя. Элементы:
1) вступление;
2) изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела);
3) анализ и оценка собранных по делу доказательств;
4) обоснование квалификации преступления;
5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего;
6) предложение о мере наказания;
7) рассмотрение вопросов, связанных с возмещением причиненного преступлением ущерба;
8) анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступления и предложения по их устранению;
9) заключение, подведение итогов.
После окончания судебного разбирательства, не позднее дня, следующего за днем провозглашения решения, государственный обвинитель рапортом докладывает прокурору о результатах исполнения поручения, а копии судебных решений приобщает к надзорному производству. Суд присяжных и мировые судьи – сами.
Последовательность данных элементов, а также их содержание и удельный вес могут быть различными – это тактическое решение государственного обвинения по каждому уголовному делу.
Речь прокурора должна быть мотивированной, убедительной, юридически точной и вместе с тем понятной для слушателей.
- Предмет, система и содержание курса «Прокурорский надзор».
- Концепция развития прокуратуры на современном этапе развития.
- Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти.
- Взаимодействие прокуратуры с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и другими организациями.
- Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- Организация управления в органах прокуратуры.
- Служба в органах прокуратуры рф.
- Структура Генеральной прокуратуры рф.
- Коллегия Генеральной прокуратуры рф: порядок формирования и компетенция.
- Понятие прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора.
- Представление об устранении нарушений закона.
- Предостережение как акт прокурорского реагирования.
- Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
- Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
- Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
- Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия.
- Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.
- Участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции.
- Особенности участия прокурора при рассмотрении уголовного дела судом присяжных.
- Особенности участия прокурора в апелляционном, кассационном и надзорном производстве по уголовным делам.
- Особенности участия прокурора в производстве у мирового судьи и в особом порядке судебного разбирательства.
- Правотворческая деятельность органов прокуратуры.
- Работа прокуроров с жалобами, заявлениями и обращениями граждан.
- Особенности: