logo
Ответы ПН по лекциям

Особенности участия прокурора в производстве у мирового судьи и в особом порядке судебного разбирательства.

 Особый   порядок  уголовного судопроизводства – это сокращенный  порядок   судебного   разбирательства  и его суть состоит в том, что при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего обвиняемый вправе заявить о согласии с предъявленным обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без  судебного   разбирательства , то есть без  судебного  следствия, включающего в себя допросы потерпевших, свидетелей, подсудимого, исследование письменных доказательств.

 Особый   порядок  уголовного судопроизводства применяется при соблюдении определенных условий, изложенных в главе 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Во-первых, наказание установленное за преступление, по которому предъявлено обвинение, не должно превышать десять лет.

Во-вторых, обвиняемый должен быть согласен с предъявленным ему обвинением и при этом полностью признавать свою вину.

 Особый   порядок  уголовного судопроизводства применяется только в отношении совершеннолетних обвиняемых. В силу уголовно-процессуального закона судопроизводство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется только в общем  порядке .

В-третьих, обвиняемый должен сам ходатайствовать о постановлении приговора без проведения  судебного   разбирательства . При этом обвиняемый должен осознавать характер и последствия заявленного ходатайства.

Ходатайство должно быть подано добровольно и после консультации с защитником. Если по уголовному делу ходатайство о постановлении приговора в  особом   порядке  заявлено одним из обвиняемых, а другие обвиняемые таких ходатайств не заявили, то дело подлежит рассмотрению в общем порядке.

Важно отметить, что дело рассматривается в  особом   порядке  по ходатайству обвиняемого или подсудимого, но не их адвоката.

В-четвертых, на  особый   порядок  проведения уголовного судопроизводства должна быть согласна сторона обвинения, это - прокурор и потерпевший, а по делам частного обвинения – частный обвинитель или его законный представитель. Если государственный либо частный обвинитель и (или) потерпевший возражают против заявленного обвиняемым ходатайства, то уголовное дело рассматривается в общем порядке.

 Судебное  заседание проводится с обязательным участием подсудимого и его защитника, государственного или частного обвинителя. При этом суд не проводит исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу, он может только исследовать обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

При обоснованности обвинения, подтвержденного собранными по уголовному делу в ходе предварительного расследования доказательствами, суд постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Требования закона о назначении подсудимому при рассмотрении дела в  особом   порядке  наказания не более двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, не распространяется на дополнительные виды наказания, как - то  лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в случае их назначения в качестве дополнительных видов наказаний.                                                                                         

Приговор, постановленный в результате  особого  производства, обжалуется в кассационном, а приговор мирового судьи – в апелляционном  порядке . Причем приговор, вынесенный в результате  особого   порядка   судебного   разбирательства , не может быть обжалован в кассационном или апелляционном  порядке  из-за несоответствия изложенных в нем выводов фактическим обстоятельствам уголовного дела, так как обстоятельства совершенного преступления и доказательства предъявленного обвинения в  судебном  заседании не исследовались.

Приговор, постановленный в результате  особого  производства, обжалуется лишь в случаях несоблюдения процедуры уголовного судопроизводства, неправильного применения уголовного закона, а также в случаях несправедливости наказания, как вследствие чрезмерной суровости, так и вследствие чрезмерной мягкости назначенного наказания. 

Прокурор не реализует полномочий, предусмотренных ст.246 УПК.

При рассмотрении дела у мирового судьи – рассматриваются преступления, наказание за которые не более 3 лет.

Обвинение в судебном заседании поддерживают:

1) государственный обвинитель - в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 и частью третьей статьи 318 настоящего Кодекса;

2) частный обвинитель - по уголовным делам частного обвинения.

Судебное следствие по уголовным делам частного обвинения начинается с изложения заявления частным обвинителем или его представителем. При одновременном рассмотрении по уголовному делу частного обвинения встречного заявления его доводы излагаются в том же порядке после изложения доводов основного заявления. Обвинитель вправе представлять доказательства, участвовать в их исследовании, излагать суду свое мнение по существу обвинения, о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Обвинитель может изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, а также вправе отказаться от обвинения.

Если в ходе судебного разбирательства в действиях лица, в отношении которого подано заявление, будут установлены признаки преступления, не предусмотренного частью второй статьи 20 настоящего Кодекса, то мировой судья выносит постановление о прекращении уголовного преследования по делу и направлении материалов руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке публичного или частно-публичного обвинения, о чем уведомляет потерпевшего или его законного представителя.

  1. Организация участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел.

  1. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

ГПК, приказ ген.прокурора РФ от 02.12.2003 № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве».

По ГПК РСФСР, прокурор мог вступить в любое дело на любой стадии. Возможности прокурора были весьма велики. Действующий ГПК установил четкие основания участия прокурора и они значительно уменьшены. Прокурор участвует в гражданском судопроизводстве для обеспечения общесоциальной потребности в исполнении законов по средствам инициирования гражданского процесса и участия в нем; обеспечения законности всей процессуальной деятельности и судебных решений, определений и постановлений в целом.

Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве. 1 Обращение прокурора в суд с исковым заявлением или заявлением. Ст.45 ГПК. Только в защиту прав, свобод, законных интересов граждан; неопределенного круга лиц; интересов РФ, субъектов РФ и МСУ.

Защита прав и свобод гражданина возможна только тогда, когда гражданин в силу возраста, недееспособности, по состоянию здоровья сам не может обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Защита неопределенного круга лиц: оспаривание НПА, о запрете деятельности, приносящей вред окружающей среде, о защите прав потребителей.

Исковые заявления составляются согласно требованиям ст.131 ГПК. Прокурор не несет расходов по заявленному иску, к нему не может быть предъявлен встречный иск. Ст.35 ГПК – процессуальные права прокурора, распространяются все, кроме расходов, мирового соглашения и встречного иска.

2.Вступление в процесс для дачи заключения по делу. Этот процесс инициирован другими лицами. Это о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иное. П. 4 приказа ген.прокурора № 51 – остальные дела. Вступая в процесс, прокурор: а) не дает объяснений; б) не выступает в судебных прениях. Заключение не является обязательным для суда.

  1. Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве.

АПК (ст.52), приказ ген.прокурора РФ от 05.06.2003 г. № 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве».

В 1991 г. появились арбитражные суды, принято 3 АПК.

Прокурор вправе обратиться в суд в строго определенных случаях. Согласно указанному приказу, участие прокурора в арбитраже является действенным способом укрепления законности и правопорядка. Под прокурором следует понимать: 1) ген.прокурор или его заместители; 2) прокурор субъекта РФ или его заместители; 3) приравненные к прокурорам субъектов федерации прокуроры специализированных прокуратур или их заместители – они имеют право обратиться в арбитражный суд, а все остальные нет. П.4 приказа – основные обязанности. В ВАС могут обратиться только ген.прокурор или его заместители.

Формы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве. 2 формы:

1) обращение в суд с заявлением или с иском. Этим арбитражное судопроизводство инициируется. Основания – в ч.1 ст.52 АПК. Прокурор, подавший иск или заявление, пользуется правами и несет обязанности лиц, участвующих в деле (ст.41 АПК). Исключение: прокурор не несет судебных расходов, вправе отказаться от иска (отказ от иска не влечет прекращения дела).

Встречный иск прокурору не предъявить. Согласно приказу №20 от 2003г. участие прокурора является обязательным по следующим делам об оспаривании НПА.

2) вступление в процесс, начатый другими лицами в целях обеспечения законности при наличии оснований, при которых прокурор имеет право обратиться в суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами МСУ, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами МСУ, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

2. Обращение в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель, в арбитражный суд субъекта РФ направляют также прокурор субъекта РФ или заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

  1. Организация участия прокуроров в гражданском процессе.

  1. Организация участия прокуроров в арбитражном процессе.

  1. Общая характеристика координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Причины выделения данной функции (появилась в 1995): до сих пор отсутствует единая практика применения НПА, регулирующих данную сферу; совершенствование самой преступности. Указ президента РФ от 18.04.1996 № 567, данным указам утверждено положение о координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Руководство по координации возлагается на прокуратуру.

Координация деятельности органов внутренних дел РФ, органов ФСБ, органов по контролю за боротом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Согласно указу президента, из этого списка выпадают суды и органы юстиции, координация с ними заменяется на взаимодействие.

Принципы координации: 1) Принцип законности. 2) Равенство всех участников координационной деятельностью. 3) Самостоятельность в пределах компетенции. 4) Гласность. 5) Ответственность руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение решений.

Направление координационной деятельности. 1) Совместный анализ состояния преступности, ее структуры, динамики, прогнозирование тенденции развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия предупреждения и пресечения преступлений. 2) Выполнение федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью. 3) Разработка совместно с другими государственными органами и научными учреждениями предложений по предупреждению преступлений. 4) Обобщение практики применения законов по борьбе с преступностью и подготовка предложений по улучшению правоохранительной деятельности. 5) Изучение деятельности правоохранительной деятельности и распространение положительного опыта.

Формы координационной деятельности. 1) Проведение координационных совещаний руководителей ПО (федеральный и региональный уровень) не реже 1 раза в квартал. 2) Обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью. 3) Создание совместных следственно-оперативных групп для расследования преступлений. 4) Совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучение и распространение положительного опыта. 5) Издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов.

Основные проблемы правового регулирования координационной деятельности. 1) Отсутствие легального определения ПО. 2) Допустимо ли возлагать на прокуратуру такую функцию?