logo
Ответы ПН по лекциям

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами связаны с обеспечением:

– законностиисполнениясудебныхактовиактовдругихоргановвРФ;

– соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;

– соблюдения установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;

– соответствия законам решений судебных приставов;

– повышения эффективности их деятельности;

– надлежащего исполнения судебных решений.

Предмет надзора за исполнением законов судебными приставами. Судебные приставы в зависимости от исполняемых обязанностей подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее судебный пристависполнитель).

Содержание предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами правомерно составляет надзор: 1) за исполнением законов судебными приставами; 2) за соблюдением прав и свобод физических июридических лиц судебными приставами; 3) за законностью решений, принимаемых судебными приставами;

Объекты надзора заисполнением законов судебными приставами названы в Законе о судебных приставах:

– Главный судебный пристав РФ – заместитель министраюстиции – руководитель службы судебных приставов;

– Департамент судебных приставов Министерства юстицииРФ;

– служба судебных приставов Управлениявоенныхсудов Министерства юстиции РФ (Управление военных судов);

– служба судебных приставов органовюстиции субъектов РФ (служба судебных приставов);

– районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. Прокурор вправе осуществлять надзор только за исполнением законов, что свидетельствует о том, что надзор за исполнением иных нормативных актов объектами надзора не входитвего компетенцию, находится запределами его полномочий.

Компетенция.

Обусловлена функциональным разделением судебных приставов на: 1) судебных приставов, обеспечивающих установленный порядокдеятельности судов; 2) судебных приставов-исполнителей.

- Прокурор вправе лично либо поручить вышестоящим службам судебных приставов проводить проверки исполнения законовсудебными приставами соответствующих подразделений.

- Прокурор проверяет законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов; соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих принудительному исполнению.

- Прокурор проверяет соблюдение установленных законом сроков вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (трое суток); направления копии постановления заинтересованным лицам (взыскателю, должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (два месяца); рассмотрения и разрешения обращения физических и юридических лиц.

- Прокурор проверяет наличие фактов бездействия судебных приставов, когда закон предъявляет требования осуществления активных действий, в частности, не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства; принятия мер в целях обеспечения исполнения исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ, постановление и т.д.) и розыска скрывшихся должников и их имущества; регистрации обращений (жалоб, заявлений) физических и юридических лиц. Проверяет соблюдение требований закона о недопустимости ущемления прав и законных интересов граждан и организацийвсвоейдеятельности.

- Прокуроры рассматривают жалобы на действия (или бездействия) и решения судебного пристава и вправе вызвать должностноелицо для дачи объяснений по существу жалобы.

- Прокурор вправе истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства, если заявлена претензия к его содержанию, атакже иные материалы, подтверждающие законность иобоснованность деятельности судебного пристава.

Предостережение, протест, постановление

  1. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

1996,1998 – реформа СИН переданы в МинЮст.Разработана концепция развит. до 2020 г.

Предмет:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

В предмет не входит:

- оценка законности и обоснованности судебных решений

- законность проведения оперативно-розыскных мероприятий

- проверка исполнения наказания в виде штрафа

Задачи:

- обеспечение установленных законом прав и обязанностей лиц, содержащихся в указанных органах учреждениях, а так же порядка и условий их содержания.

- выявление и устранение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношении к осужденным и заключенным со стороны работников указанных учреждений и органов

- выявление и устранение фактов необоснованного помещения в органы и учреждения

- обеспечение гуманных условий содержания

- совершенствование знаний и повышение эффективности прокурорского надзора

Объект надзора:

1) места содержания задержанных (ИВС, где содержатся подозреваемые);

2) органы и учреждения, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы ( ст.16У-И кодекса) – исправительные и воспитательные колонии, лечебно-исправительные учреждения, колонии-поселения, тюрьмы, исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части, гауптвахты;

3) органы и учреждения, исполняющие наказания, не связанные с лишением свободы – уголовно-исполнительные инспекции…;

4) органы и учреждения, исполняющие меры принудительного характера, назначаемые судом – воспитательные учреждения для несовершеннолетних, психиатрические стационары.

Непосредственный надзор осуществляют районные и городские прокуратуры и приравненные к ним специализированные прокуратуры, а так же военные прокуратуры.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора.

Полномочия прокурора в данной отрасли надзора характеризуются императивно-распорядительными элементами. По сути, это контроль.

  1. В любое время посещать поднадзорные органы и учреждения. В приказе №19 рекомендуется посещать в нерабочее время.

  2. Опрашивать задержанных заключенных и осужденных. Желательно в отсутствие представителей администрации.

  3. Знакомиться с документами, на сновании которых указанные лица содержатся в данных органах и учреждениях.

  4. Требовать от администрации создания надлежащих условий содержания лиц.

  5. Привлекать специалистов для проведения проверок.

  6. Получать объяснения от должностных лиц по поводу нарушения закона.

Акты прокурорского надзора: протесты, представления, постановления, требования. Особенность протеста в том, что принесенный прокурором протест приостанавливает действие опротестованного акта до его рассмотрения. Можно вынести постановление об отмене дисциплинарных взысканий.

Приоритетные направления надзора. Работа с заявлениями и жалобами. На основании этих документов решается вопрос о проведении проверки. Проведение плановых проверок (требования приказа генерального прокурора и обстановка законности; СИЗО – раз в месяц). В случае возникновения в исправительных учреждениях, СИЗО, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий, руководители прокуратур субъектов РФ незамедлительно выезжают на место для проведения проверки. В каждом случае смерти в исправительном учреждении, СИЗО соответствующий прокурор так же обязан прибыть на место для проведения проверки (прокурор не может вмешиваться в проведение следственных действий). Поверки в труднодоступных местах – не реже 1 раза в квартал.

ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА.

Основным объектом прокурорского надзора являются уголовно-исполнительные инспекции. УИИ – это учреждения, которые в соответствии с УИК осуществляют наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, а именно: 1) лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью; 2) обязательные работы; 3) исправительные работы; 4) ограничение свободы; кроме того, на УИИ возлагается обязанность осуществлять контроль за условно-осужденными (481 500 осужденных). При осуществлении надзора, органы прокуратуры проверяют исполнение следующих требований уголовно-исполнительного законодательства: а) ведется ли учет осужденных; б) разъяснен ли осужденным порядок и условия отбывания наказания (справка под роспись); в) контролирует ли УИИ соблюдение условий и порядка отбывания наказаний в организации, где работает осужденный; г) проводится ли с осужденными воспитательная работа; д) осуществляется ли контроль за удержанием из заработной платы осужденного и перечисляются ли удержанные суммы в соответствующий бюджет; е) осуществляется ли контроль за соблюдением обязанностей и запретов, предусмотренных приговором суда в отношении осужденных (например, покидать место жительства); ж) являться на регистрацию.

Полномочия прокуроров в целом аналогичны полномочиям при надзоре за исполнением наказаний, связанным с лишением свобод.

1.Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. 3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами РФ.4. Наказание в виде обязательных работ исполняется У-И инспекцией по месту жительства осужденного.5. Наказание в виде исправительных работ исполняется У-И инспекцией. 7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется У-И инспекцией по месту жительства осужденного.8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом. 9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего,строгого или особого режима или тюрьмой,следств.изолятором. 10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. 11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы. 12. В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее - командование воинских частей). 13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

  1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

Прокурорский надзор должен обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.

В организации надзора нужно исходить из того, что в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. В связи с этим следует пресекать принятие региональных нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей.

- Нужно осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.).

- пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях. При наличии оснований инициировать проведение проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства.

- Систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Привлекать к ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении такой информации, а также информации, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, азартные игры, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий.

- реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

- Ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем (приватизация, продажа, обмен и т.д.), в котором проживают несовершеннолетние.

- Добиваться исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении. В случаях, не терпящих отлагательства, инициировать изъятие детей из неблагополучных семей, в необходимых случаях предъявлять в суды заявления об ограничении или лишении родительских прав.

- следить за реализацией прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования

- Пресекать факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней, введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи, необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, произвола в применении мер воздействия.

- Принимать меры по прекращению безлицензионной образовательной деятельности или деятельности с нарушением условий лицензирования, а также использования в образовательной практике не разрешенных органами здравоохранения методов воздействия на психику обучающихся и воспитанников, методов и средств оккультного, мистического, религиозного характера.

- Привлекать специалистов Федеральной службы по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности

- Периодически проверять исполнение требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву, обязательной подготовке к военной службе в учреждениях среднего (полного) общего образования

- Принимать участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

- Обеспечить действенный прокурорский надзор за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по выявлению и учету несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, проведению с ними индивидуальной профилактической работы.Остро реагировать на случаи использования административного задержания в целях раскрытия преступления путем оказания давления на подростка для признания им вины.

- Не оставлять безнаказанными лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

- Регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних, внесения представлений на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов

  1. Уголовное преследование как направление деятельности прокуратуры.

  1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства.

Цели и формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.

Цели: а) поддержание государственного обвинения (с 1864 г.); б) обеспечение постановления законного и обоснованного приговора или иного судебного решения.

Данные цели подтверждаются и вышеуказанным приказом. Для достижения указанных целей Ген.прокурор приказывает: 1) руководителям прокуратур регулярно поддерживать государственное обвинение, при этом прокурором субъектов федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам лично поддерживать государственное обвинение по уголовным делам, вызывающим широкий общественный резонанс, не менее 1 раза в квартал; 2) Назначать гос.обвинителей заблаговременно, чтоб обеспечить ими тщательное изучение ими материалом дела, при этом следует учитывать характер, объем, сложность дела и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения;; участие прокурора в надзоре за предварительным расследованием не препятствует участию прокурора в суде.

Формы участия прокурора в рассмотрении судами дел: 1) участие в предварительном слушании. 2) Участие в качестве государственного обвинителя в судебном разбирательстве. 3) Участие в рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.