logo
Ответы ПН по лекциям

Понятие прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора.

Прокурорский надзор (Винокуров) – это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляющих ее от имени РФ и состоящую в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнении законов, действующих на ее территории.

Отраслями прокурорского надзора являются:

- надзор за соблюдением Конституции и исполнение законов РФ, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Он же называется общий надзор.

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу

- надзор за исполнением законодательства судебными приставами

  1. Отличия прокурорского надзора от судебного и ведомственного и иного контроля.

Контроль и надзор – это не тождественные понятия.

Признаки контроля:

1) Органы контроля обладают полномочиями, которые предусматривают проверку состояния дел подконтрольного объекта как с точки зрения законности, так и целесообразности;;

2) Контрольные органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подконтрольной организации, принимать меры административного принуждения и ответственности;

3) Контроль осуществляется как в плановом порядке, так и в случае поступления информации о нарушении закона.

Признаки надзора:

1) Между надзорным органом и объектом надзора отсутствуют отношения подчинения или подведомственности;

2) Надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта;

3) Орган надзора не вправе отменять незаконный правовой акт, изданный объектом надзора, непосредственно применять меры ответственности к лицам, виновным в правонарушении;

4) Надзорный орган вправе лишь обратить внимание на нарушение закона, но не вправе устранить его;

5) Надзор осуществляется только по необходимости, т.е. в случае поступления информации о нарушении закона.

Отличия от судебного контроля:

— реализующим его субъектам: судебный контроль осу­ществляется только судом, а прокурорский надзор — органами прокуратуры;

— формам деятельности: судебный контроль осуществляет­ся исключительно в установленных законом особых процессу­альных формах, а прокурорский надзор реализуется как в ад­министративных, так и в процессуальных формах;

— предмету деятельности: судебный контроль осуществля­ется с целью рассмотрения и разрешения дел, проверки закон­ности, обоснованности и справедливости вынесенных судеб­ных решений, а также соблюдения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан

Отличия от государственного контроля.

Под последним понимают проведение специально уполномоченными органами исполнительной вла­сти проверок выполнения юридическими лицами или частны­ми предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам и т.д.), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Во-первых, прокурорский надзор отличается от государст­венного контроля тем, что надзорные полномочия прокурора не включают в себя возможность осуществления распорядительной деятельности, выражающейся в возможности отмены норма­тивно-правового акта, возложении обязанности проведения какого-либо действия, наложении взыскания, определении це­лесообразности расстановки сил и средств и т.п.

Во-вторых, контрольные функции государственной власти распределены между министерствами и ведомствами, которые реализуют их исключительно в рамках предоставленных им полномочий. Прокурорский надзор отличается всеобъемлю­щим характером и осуществляется по отношению как к под­контрольным органам, так и к контролирующим организаци­ям и их должностным лицам.

В-третьих, государственные контролирующие органы оце­нивают организацию и деятельность подконтрольных структур не только с точки зрения законности, но и с позиции эффек­тивности и целесообразности. Прокурорский надзор всегда направлен только на проверку соблюдения законности и но­сит правовой характер. Реализуя свои полномочия, прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятель­ность поднадзорных объектов.

  1. Организация надзора в органах прокуратуры.

  1. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор).

Гл.1,2 раздела 3 ФЗ «О прокуратуре». Приказ генерального прокурора от 7.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

«Общий надзор» - причины названия: 1. Дань традиции (Закон СССР о «Прокуратуре»); 2. Законность в сфере гос.управления, где много различных отношений и субъектов.

Есть мнение, что надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – это 2 отдельных отрасли надзора.

Предмет надзора можно определить ссылаясь на ст.21 и 26. Предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, соблюдение прав и свобод человека и гражданина поднадзорными органами и их должностными лицами, а так же соответствие закону правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и их должностными лицами.

2 элемента: исполнение законов объектами надзора; соответствуют ли правовые акты объекта закону. Объект надзора должен быть субъектом правоотношения и должен издавать акты!

Соблюдение – пассивная форма; исполнение – активная форма.

Объекты прокурорского надзора:

1) Федеральные министерства, гос.комитеты, службы, иные федеральные органы И.В.

2) Представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

3) Органы МСУ.

4) Органы военного управления.

5) Органы контроля.

6) Должностные лица перечисленных выше органов.

7) Субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

8) Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Не попали: президент и его администрация, правительство, ФС, суды, ЦБРФ, счетная палата, граждане. В СССР граждане были включены.

Общий надзор в юридической литературе определяют как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод, интересов граждан, общества и государства, а так же в проведении в необходимых случаях прокурорских проверок и принятий мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений закона.

Этапы: информация о факте нарушения закона (исключение: п.3 приказа №195); стадия надзорной проверки; акт реагирования.

Задачи прокурорского надзора формулируются исходя из его предмета. 2 основные задачи. 1. Обеспечение исполнение законов поднадзорными объектами. 2. Обеспечение соответствия законам правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами.

Пределы надзора. Эта категория в науке особой разработки не получила. Пределы – это границы. Пределы прокурорского надзора определяются: 1. компетенцией прокуроров. 2. исчерпывающим перечнем объектов надзора. 3. Запретом на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных организаций и учреждений.

Приоритетные направления прокурорского надзора: экономика, природоохранная сфера, сфера труда, социальная сфера, сфера борьбы с антиобщественными проявлениями (наркомания и алкоголизм в частности).

Полномочия прокурора (стадии надзорной проверки)

1) по предъявлении служебного удостоверения прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры

2) свободный доступ к материалам и документам при проведении проверки

3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

4) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Акты прокурорского реагирования: протест, представление, предостережение, постановление.

  1. Протест как акт прокурорского реагирования.

протест (ст.23) – акт прокурорского реагирования на НПА госоргана, органа МСУ или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование о его отмене или приведение в соответствии с законом.

В законе ничего не говорится о форме протеста и его содержании.

Протест м.б. принесен:

- в орган или должностному лицу, которые вынесли этот акт

- в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Содержание:

- вводная часть – наименование органа, ДЛ, куда приносится протест, юридический адрес (в правом верхнем углу), протест на какой конкретно НПА (по центру)

- содержательная часть – общая характеристика опротестованного НПА, какой норме закона противоречит его содержание,

- заключительная часть – предлагается привести НПА в соответствии с нормами законодательства, устанавливаются сроки, разъясняется обязанность уведомить прокурора о результатах приведения в соответствие.

Адресат протеста обязан рассмотреть в указанный срок. Принесение прокурором протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Протест м.б. отозван.

«Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.»