Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
Принципы организации деятельности прокуратуры.
ПОДП – это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а так же устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации (профессор Томин).
Признаки принципов. Находят отражение в нормах права. «Пронизывают» все нормы о прокуратуре. Отражают наиболее привлекательные черты деятельности прокуратуры.
Систему принципов образуют положения: 1. Законность; 2. Единство и централизация органов прокуратуры; 3. Независимость органов прокуратуры; 4. Внепартийность (политическая независимость); 5. Гласность.
Законность. Органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия в строгом соответствии с действующим на территории РФ законодательством. Принцип имеет важное значение для надзора. «Осуществляя надзор за исполнением законов, исполняй их сам». Прокуратура руководствуется не только Конституцией, но и отраслевыми законами, ведомственными предписаниями Генеральной Прокуратуры.
Единство и централизация. Прокуратура является единой системой федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции РФ, исполнения законов, а так же охраны прав и свобод личности, общества и государства. В основе прокурорского надзора лежит централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РФ, а так же безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими прокурорами. Иногда единство и централизацию могут рассматривать как два разных принципа. Этот принцип прослеживается и в назначении прокуроров различных уровней (назначаются генеральным прокурором), за исключением прокуроров субъектов РФ. Принцип проявляется в одинаковой защите и гарантиях всех прокуроров. К кандидатам на должность прокурора предъявляются одинаковые требования. Единство и централизация проявляется в том, что существует запрет на создание параллельных прокуратур.
Независимость. В своей деятельности и организации органы прокуратуры независимы от органов государственной власти, МСУ, общественных и иных организаций. При исполнении своих обязанностей, прокурорские работники руководствуются только законом, свои правосознанием и совестью. Этот принцип не схож с таким же принципом в судебной системе. Есть и гарантии данного принципа. Финансирование и мат-тех обеспечение осуществляется за счет федерального бюджета. Воздействие в какой-либо форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствования его законной деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (ст.17.7 КоАП, можно и по УК). Неприкосновенность прокурора (возбуждение уд, следствие… в отношении прокурора ведется только СК РФ). п.2 ст.5: прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а так же представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательство (есть постановление КС по этому поводу).
Внепартийность и политическая независимость. Организация и деятельность органов прокуратуры не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур или идеологий. Прокуроры не могут быть членами политических партий. Прокурор не может использовать свои полномочия в интересах какой-либо партии или политического объединения. Прокурор не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой деятельностью кроме научной или преподавательской.
Гласность. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Прокурорский надзор осуществляется ГЛАСНО, т.е. в форме и с корками. Кроме того, в каждой прокуратуре есть подразделения-пресслужбы. Еще есть ежегодный доклад генерального прокурора перед федеральным собранием и президентом.
- Предмет, система и содержание курса «Прокурорский надзор».
- Концепция развития прокуратуры на современном этапе развития.
- Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти.
- Взаимодействие прокуратуры с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и другими организациями.
- Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- Организация управления в органах прокуратуры.
- Служба в органах прокуратуры рф.
- Структура Генеральной прокуратуры рф.
- Коллегия Генеральной прокуратуры рф: порядок формирования и компетенция.
- Понятие прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора.
- Представление об устранении нарушений закона.
- Предостережение как акт прокурорского реагирования.
- Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
- Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
- Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
- Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия.
- Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.
- Участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции.
- Особенности участия прокурора при рассмотрении уголовного дела судом присяжных.
- Особенности участия прокурора в апелляционном, кассационном и надзорном производстве по уголовным делам.
- Особенности участия прокурора в производстве у мирового судьи и в особом порядке судебного разбирательства.
- Правотворческая деятельность органов прокуратуры.
- Работа прокуроров с жалобами, заявлениями и обращениями граждан.
- Особенности: