logo
Ответы ПН по лекциям

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Объекты:

Объекты прокурорского надзора:

1) Федеральные министерства, гос.комитеты, службы, иные федеральные органы И.В.

2) Представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

3) Органы МСУ.

4) Органы военного управления.

5) Органы контроля.

6) Должностные лица перечисленных выше органов.

7) Субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

8) Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Полномочия:

- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

А так же:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

  1. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания.

В предмет надзора входят: 1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях. 2) Соблюдение выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследований. 3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Задачи:

1) Обеспечение исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях.

2) Обеспечение порядка возбуждения уголовного дела.

3) Обеспечение своевременности и полноты расследований.

4) Обеспечение соблюдения прав участников уголовного судопроизводства

5) Обеспечение соблюдения порядка производства расследования, отдельных следственных действий, а так же проведения оперативно-розыскных мероприятий.

6) Обеспечение законности принимаемых решений поднадзорными органами и должностными лицами.

Ст. 30 ФЗ «О прокуратуре». В качестве прокурора в уголовном процессе выступает Ген.прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями законом «О прокуратуре». П.31 ст.5 УПК РФ.

Баев считает, что данное определение вносит путаницу. Полномочия прокурора могут выполнять лица, не находящиеся в данной деятельности. Данное определение нам говорит, что прокурор – это не деятельность, а статус.

Ч.1 ст.37 УПК позволяет сделать вывод, что прокурор в уголовном процессе может исполнять ряд функций: 1) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. 2) Уголовное преследование от имени государства.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по УД:

  1. Проявлять исполнение требований федерального закона (УПК) при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении. Повод для возбуждения УД может быть в устной и письменной форме. Заявителю выдается талон-уведомление. Проверка должна проводиться ЕЖЕМЕСЯЧНО (плановая проверка), а при поступлении информации о нарушении закона – незамедлительно.

  2. Требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Акт: представление. На практике: требование об устранении нарушения федерального законодательства. Практически не выносится из-за 3.

  3. Давать дознавателю письменные указания о проведении расследования и совершении процессуальных действий. Носят обязательный характер.

  4. Давать согласие дознавателю о … либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

  5. Отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а так же незаконные и необоснованные постановления дознавателя.

  6. Участвует в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а так же при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК.

  7. Отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК. Не указано, какие нарушения, т.е. на усмотрение прокурора. Производство дознания – другому дознавателю.

  8. Изымать любое УД от органа дознания и передавать его следователю с обязательным основанием такой передачи.

  9. Передавать УД, материалы проверки от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности (ст. 151 УПК).

  10. Утверждать постановления дознавателя о прекращении УД, обвинительное заключение и обвинительный акт.

  11. Возвращать УД дознавателю и следователю со своими письменными указаниями.

  12. Иные полномочия, предусмотренные УПК.

Выводы: 1) В досудебном производстве полномочия прокурора носят надзорно-контрольный характер. 2) Объем полномочий прокурора зависит от формы предварительного расследования. 3) Закон не позволяет полно и исчерпывающе определить перечень актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.

Акты прокурорского реагирования.

  1. Постановление. виды: постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела (дознавателя и следователя); постановление о передаче уголовного дела по подследственности; постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания, либо пересоставления обвинительного акта.

  2. Указания. Имеет профилактический характер. Письменная форма. Например, о направлении хода расследования, о производстве процессуальных действий, об изменении объема обвинения или квалификации преступления. Указания могут содержаться непосредственно в постановлении прокурора.

  3. Резолюции прокурора в форме согласия и утверждения. Согласие дает прокурор дознавателю для возбуждения перед судом ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, для совершения которых требуется судебное решение. Отказ в даче согласия должен быть обоснованным и облекается в форму постановления.

  4. Требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе производства предварительного расследования.

Наиболее часто встречающиеся нарушения: незаконное и несвоевременное возбуждение УД, неполнота ПР, нарушение конституционных и процессуальных прав подозреваемого/обвиняемого, нарушение процессуального порядка производства ПР и отдельных следственных действий.

Организация прокурорского надзора. Регулируется ведомственными приказами. Особенности: 1) организация надзора и контроль за его осуществлением возлагается на руководителей прокуратур и их заместителей. 2) В органах прокуратуры создаются специализированные структурные подразделения (управления и отделы) по рассматриваемой отрасли надзора, либо соответствующие обязанности возлагаются на определенных прокурорских работников (управления и отделы за дознанием, ПС и ОРД). 3) Проверки исполнения законов могут быть плановые (как правило дл ведомственного контроля) и внеплановые. 4) В органах прокуратуры ведется учетная документация по проверке законности возбуждения УД, а так же надзорное производство по УД, в которых хранятся копии наиболее важных документов. 5) Состояние законности в сфере ПР обобщается каждое полугодие и год. 6) Наиболее актуальные вопросы, возникающие при осуществлении надзора за органами ПР надлежит рассматривать в рамках координационной деятельности по борьбе с преступностью.