logo
Ответы ПН по лекциям

Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия.

В предмет надзора входят: 1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях. 2) Соблюдение выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследований. 3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Отличия между ОРД и предварительным расследованием.

А) Правовая основа деятельности. Дознание и ПС – нормы международного права и Конституция РФ, УПК, иные ФЗ; ведомственные НПА. ОРД – Конституция РФ, ФЗ «Об ОРД», очень много ведомственных актов, включая секретные приказы.

Б) Объекты надзора. Дознание и ПС – органы дознания (ч.1 ст.40 УПК - ОВД, ст.13 ФЗ «об ОРД», ч.3 ст.40 УПК), органы предварительного следствия (ст.151 УПК: МВД, ФСБ, ГНК, СК РФ), должностные лица органов дознания и ПС (дознаватель, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа). У ОРД – органы, осуществляющие ОРД

В) Средства (методы решения задач) основная форма дознания и ПС - это следственное действие; в ОРД – это оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»), в результате которых появляется информация ориентирующего характера.

Г) Результат – в ОРД – информация ориентирующего характера, в дознании – конкретное доказательство.

Задачи:

1) Обеспечение исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях.

2) Обеспечение порядка возбуждения уголовного дела.

3) Обеспечение своевременности и полноты расследований.

4) Обеспечение соблюдения прав участников уголовного судопроизводства

5) Обеспечение соблюдения порядка производства расследования, отдельных следственных действий, а так же проведения оперативно-розыскных мероприятий.

6) Обеспечение законности принимаемых решений поднадзорными органами и должностными лицами.

Ст. 30 ФЗ «О прокуратуре». В качестве прокурора в уголовном процессе выступает Ген.прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями законом «О прокуратуре». П.31 ст.5 УПК РФ.

Баев считает, что данное определение вносит путаницу. Полномочия прокурора могут выполнять лица, не находящиеся в данной деятельности. Данное определение нам говорит, что прокурор – это не деятельность, а статус.

Ч.1 ст.37 УПК позволяет сделать вывод, что прокурор в уголовном процессе может исполнять ряд функций: 1) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. 2) Уголовное преследование от имени государства.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по УД:

  1. Проявлять исполнение требований федерального закона (УПК) при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении. Повод для возбуждения УД может быть в устной и письменной форме. Заявителю выдается талон-уведомление. Проверка должна проводиться ЕЖЕМЕСЯЧНО (плановая проверка), а при поступлении информации о нарушении закона – незамедлительно.

  2. Требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Акт: представление. На практике: требование об устранении нарушения федерального законодательства. Практически не выносится из-за 3.

  3. Давать дознавателю письменные указания о проведении расследования и совершении процессуальных действий. Носят обязательный характер.

  4. Давать согласие дознавателю о … либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

  5. Отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а так же незаконные и необоснованные постановления дознавателя.

  6. Участвует в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а так же при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК.

  7. Отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК. Не указано, какие нарушения, т.е. на усмотрение прокурора. Производство дознания – другому дознавателю.

  8. Изымать любое УД от органа дознания и передавать его следователю с обязательным основанием такой передачи.

  9. Передавать УД, материалы проверки от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности (ст. 151 УПК).

  10. Утверждать постановления дознавателя о прекращении УД, обвинительное заключение и обвинительный акт.

  11. Возвращать УД дознавателю и следователю со своими письменными указаниями.

  12. Иные полномочия, предусмотренные УПК.

Выводы: 1) В досудебном производстве полномочия прокурора носят надзорно-контрольный характер. 2) Объем полномочий прокурора зависит от формы предварительного расследования. 3) Закон не позволяет полно и исчерпывающе определить перечень актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.

Акты прокурорского реагирования.

  1. Постановление. виды: постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела (дознавателя и следователя); постановление о передаче уголовного дела по подследственности; постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания, либо пересоставления обвинительного акта.

  2. Указания. Имеет профилактический характер. Письменная форма. Например, о направлении хода расследования, о производстве процессуальных действий, об изменении объема обвинения или квалификации преступления. Указания могут содержаться непосредственно в постановлении прокурора.

  3. Резолюции прокурора в форме согласия и утверждения. Согласие дает прокурор дознавателю для возбуждения перед судом ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, для совершения которых требуется судебное решение. Отказ в даче согласия должен быть обоснованным и облекается в форму постановления.

  4. Требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе производства предварительного расследования.

Наиболее часто встречающиеся нарушения: незаконное и несвоевременное возбуждение УД, неполнота ПР, нарушение конституционных и процессуальных прав подозреваемого/обвиняемого, нарушение процессуального порядка производства ПР и отдельных следственных действий.

Организация прокурорского надзора. Регулируется ведомственными приказами. Особенности: 1) организация надзора и контроль за его осуществлением возлагается на руководителей прокуратур и их заместителей. 2) В органах прокуратуры создаются специализированные структурные подразделения (управления и отделы) по рассматриваемой отрасли надзора, либо соответствующие обязанности возлагаются на определенных прокурорских работников (управления и отделы за дознанием, ПС и ОРД). 3) Проверки исполнения законов могут быть плановые (как правило дл ведомственного контроля) и внеплановые. 4) В органах прокуратуры ведется учетная документация по проверке законности возбуждения УД, а так же надзорное производство по УД, в которых хранятся копии наиболее важных документов. 5) Состояние законности в сфере ПР обобщается каждое полугодие и год. 6) Наиболее актуальные вопросы, возникающие при осуществлении надзора за органами ПР надлежит рассматривать в рамках координационной деятельности по борьбе с преступностью.

  1. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность.

В предмет надзора входят:

1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях.

2) Соблюдение выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследований.

3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД

а так же:

е) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

ж) соблюдение определенного Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечня оперативно-розыскных мероприятий;

з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;

и) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

к) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.

Объект надзора - органы, осуществляющие ОРД.

Задачи надзора: обеспечение прав и свобод личности при подготовке проведении О-Р мероприятий; обеспечение предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявление и установление лиц их подготавливающих и совершающих; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и лиц без вести пропавших.

Полномочия прокурора:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;

б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;

в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

  1. Постановление. виды: постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела (дознавателя и следователя); постановление о передаче уголовного дела по подследственности; постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания, либо пересоставления обвинительного акта.

  2. Указания. Имеет профилактический характер. Письменная форма. Например, о направлении хода расследования, о производстве процессуальных действий, об изменении объема обвинения или квалификации преступления. Указания могут содержаться непосредственно в постановлении прокурора.

  3. Резолюции прокурора в форме согласия и утверждения. Согласие дает прокурор дознавателю для возбуждения перед судом ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, для совершения которых требуется судебное решение. Отказ в даче согласия должен быть обоснованным и облекается в форму постановления.

  4. Требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе производства предварительного расследования.

Прокурор не вправе опротестовывать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий, отстранять ДЛ органов, осуществляющих ОРД от деятельности в связи с нарушением ими закона.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.