3.4. Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия
Очевидно, что главная проблема для предприятия при осуществлении коммерческой деятельности — недобросовестные контрагенты. К сожалению, в существующих условиях нецивилизованных рыночных отношений зачастую предприятия несут значительные материальные потери из-за нарушения контрагентами своих договорных обязательств.
Таким образом, одним из основных условий для успешной коммерческой деятельности является возможность осуществления мероприятий, направленных на проверку потенциального партнера. Необходимая информация о контрагенте включает в себя следующие основные сведения:
регистрационные данные (название и форма собственности, уставный капитал, юридический и фактический адреса, телефоны и другие виды связи, регистрационные и идентификационные номера, наличие лицензий);
сведения о руководстве и учредителях;
финансовые характеристики;
сведения о банковских связях;
данные о наличии недвижимости или арендованных помещений;
характеристика внешнеэкономической деятельности;
данные о деловой репутации фирмы и другая публичная информация.
Практический опыт работы в этой сфере позволяет выделить
ряд принципов объективного подхода к оценке партнера.
Во-первых, необходимо убедиться, что фирма, предлагающая вам свои услуги, существует в природе.
Во-вторых, необходимо оценить степень ее надежности, которая характеризуется количественными показателями ее производственно-рыночной деятельности, масштабами операций, степенью платежеспособности и кредитоспособности. Эти показатели можно условно разделить на общие и частные.
К общим (основным) показателям деятельности фирмы относятся чистая прибыль; объем продаж фирмы или ее оборот; рентабельность, определяемая отношением чистой прибыли к ее активам или всему капиталу: коэффициент капиталоотдачи — отношение объема продаж фирмы к ее активам: темпы роста капитала и объемов продаж; степень финансовой независимости фирмы; коэффициент покрытия, характеризующий платежеспособность; спрос на продукцию фирмы. Кроме того, представляет интерес информация о потерях фирмы.
Частные показатели позволяют провести более детальный анализ тех сторон деятельности фирмы, которые необходимы для ее всесторонней оценки в качестве потенциального партнера. Такими показателями являются, в частности, организация производства, особенности используемых технологий, научно-технический, экономический аспекты деятельности фирмы и др.
Также важным принципом в выборе фирмы-партнера является ее деловая репутация, которая определяется тщательностью и добросовестностью при исполнении договорных обязательств, опытом в конкретной сфере предпринимательской деятельности, способностью учитывать в совместной деятельности интересы контрагента и готовностью решать спорные вопросы путем переговоров. Сюда же нужно отнести историю коммерческой деятельности потенциального партнера, т.е. при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом.
Определенное значение имеет информация о положении партнера па данном рынке: играет ли он роль посредника или является непосредственным производителем (потребителем) продукции или услуг.
На тех предприятиях, где руководство осознает важность правильного выбора коммерческих партнеров, хорошо организована и отлажена методически деятельность СЭБ по их изучению. Она ведется постоянно и включает в себя:
предварительный сбор сведений о фирме, которая рассматривается в качестве потенциального партнера;
текущее наблюдение за деятельностью фирм, с которыми уже заключены контракты;
выявление и изучение новых фирм — возможных контрагентов;
отслеживание деятельности предприятий-конкурентов, играющих значительную роль в определенных сферах рынка.
Для сбора информации о фирмах необходимо использовать все возможные источники: данные СМИ, каталоги, рекламные проспекты, прейскуранты, маркетинговые исследования и т. д. Ценной информацией являются сведения, полученные при личном знакомстве с фирмой, ее руководством, владельцами, сотрудниками. Поэтому СЭБ должна работать в тесном кон такте с подразделением маркетинга, участвовать в переговорах или иметь возможность анализировать их материалы, иметь доступ к другим имеющимся в подразделениях предприятия источникам информации. В определенных ситуациях решающее значение может иметь информация из приобретаемых Службой экономической безопасности оперативных источников.
Следует отметить, что важным инструментом получения информации о потенциальных партнерах или конкурентах при любом варианте организации системы безопасности на предприятии (будь то матричная структура или собственная Служба, а тем более в случае, когда все проблемы безопасности решаются непосредственно первым лицом фирмы) являются специализированные информационные агентства, предоставляющие своим клиентам так называемые информационные справки. Пример содержания такой справки приведен в Приложении 2. Как видно из описания документа, предоставляемых информационным агентством сведений может быть вполне достаточно для принятия решения на первом этапе контактов с потенциальным партнером о целесообразности развития с ним более глубоких отношений, например, доведения их до уровня деловых переговоров. При этом заказчик такой информации должен отдавать себе отчет, в каких сведениях о контрагенте он нуждается, по каким критериям он будет его оценивать. В этом случае его информационные потребности будут удовлетворены наиболее полно.
- Тема 6. Обеспечение экономической безопасности
- Введение
- Тема 1. Предприниматель и безопасность фирмы
- 1.1. Понятие экономической безопасности
- 1.2. Актуальные проблемы правовой защиты
- 1.3. Угрозы экономической безопасности
- 1.4. Виды экономических преступлений
- 1.5. Меры защиты от мошенничества
- 1.6. Цели и задачи СистемЫ обеспечения экономической безопасности
- Тема 2. Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны
- 2.1. Коммерческая тайна и конкуренция
- 2.2. Организация защиты коммерческой тайны
- 2.3. Конкуренты и партнеры. Борьба с недобросовестной конкуренцией
- Тема 3. Служба экономической безопасности (сэб) предприятия
- 3.1. Организация сэб, ее задачи и функции
- 3.2. Структура и деятельность сэб
- 3.3. Организация режима и охраны
- 3.4. Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия
- 3.5. Особенности обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Обеспечение информационной безопасности фирмы
- 4.1. Каналы утечки информации
- 4.2. Технические каналы утечки информации
- 4.3. Системы технической защиты информационных объектов фирмы
- 4.4. Виды компьютерных преступлений и борьба с ними
- Тема 5. Проблемы безопасности в работе с кадрами
- 5.1. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия
- 5.2. Принципы организации профессионального отбора
- 5.3. Проблемы работы с персоналом в коммерческой структуре
- 5.4. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия
- 5.5. Процесс увольнения кадров
- 5.6. Охрана руководства предприятия. Меры личной безопасности руководства
- Тема 6. Обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности в экстремальных условиях
- 6.1. Экономическая безопасность фирмы в условиях риска
- 6.2. Заблаговременная подготовка фирмы к деятельности в кризисных ситуациях
- Литература
- Постановление правительства рсфср от 5 декабря 1991 года № 35
- Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия
- 5. Совещания
- 6. Рынок
- 7. Партнеры
- 8. Переговоры
- 9. Контракты
- 10. Цены
- 11. Торги, аукционы
- 14. Безопасность
- Обязательство
- Примерные расценки специализированных предприятий
- 1. Охранные услуги
- 3. Информационное обеспечение
- 4. Обследование помещений