logo
Экономич

3.4. Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия

Очевидно, что главная проблема для предприятия при осуществлении коммерческой деятельности — недобросовестные контрагенты. К сожалению, в существующих условиях нецивилизованных рыночных отношений зачастую предприятия несут значительные материальные потери из-за нарушения контрагентами своих договорных обязательств.

Таким образом, одним из основных условий для успешной коммерческой деятельности является возможность осуществления мероприятий, направленных на проверку потенциального партнера. Необходимая информация о контрагенте включает в себя следующие основные сведения:

Практический опыт работы в этой сфере позволяет выделить

ряд принципов объективного подхода к оценке партнера.

Во-первых, необходимо убедиться, что фирма, предлагающая вам свои услуги, существует в природе.

Во-вторых, необходимо оценить степень ее надежности, которая характеризуется количественными показателями ее производственно-рыночной деятельности, масштабами операций, степенью платежеспособности и кредитоспособности. Эти показатели можно условно разделить на общие и частные.

К общим (основным) показателям деятельности фирмы относятся чистая прибыль; объем продаж фирмы или ее оборот; рентабельность, определяемая отношением чистой прибыли к ее активам или всему капиталу: коэффициент капиталоотдачи — отношение объема продаж фирмы к ее активам: темпы роста капитала и объемов продаж; степень финансовой независимости фирмы; коэффициент покрытия, характеризующий платежеспособность; спрос на продукцию фирмы. Кроме того, представляет интерес информация о потерях фирмы.

Частные показатели позволяют провести более детальный анализ тех сторон деятельности фирмы, которые необходимы для ее всесторонней оценки в качестве потенциального партнера. Такими показателями являются, в частности, организация производства, особенности используемых технологий, научно-технический, экономический аспекты деятельности фирмы и др.

Также важным принципом в выборе фирмы-партнера является ее деловая репутация, которая определяется тщательностью и добросовестностью при исполнении договорных обязательств, опытом в конкретной сфере предпринимательской деятельности, способностью учитывать в совместной деятельности интересы контрагента и готовностью решать спорные вопросы путем переговоров. Сюда же нужно отнести историю коммерческой деятельности потенциального партнера, т.е. при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом.

Определенное значение имеет информация о положении партнера па данном рынке: играет ли он роль посредника или является непосредственным производителем (потребителем) продукции или услуг.

На тех предприятиях, где руководство осознает важность правильного выбора коммерческих партнеров, хорошо организована и отлажена методически деятельность СЭБ по их изучению. Она ведется постоянно и включает в себя:

Для сбора информации о фирмах необходимо использовать все возможные источники: данные СМИ, каталоги, рекламные проспекты, прейскуранты, маркетинговые исследования и т. д. Ценной информацией являются сведения, полученные при личном знакомстве с фирмой, ее руководством, владельцами, сотрудниками. Поэтому СЭБ должна работать в тесном кон такте с подразделением маркетинга, участвовать в переговорах или иметь возможность анализировать их материалы, иметь доступ к другим имеющимся в подразделениях предприятия источникам информации. В определенных ситуациях решающее значение может иметь информация из приобретаемых Службой экономической безопасности оперативных источников.

Следует отметить, что важным инструментом получения информации о потенциальных партнерах или конкурентах при любом варианте организации системы безопасности на предприятии (будь то матричная структура или собственная Служба, а тем более в случае, когда все проблемы безопасности решаются непосредственно первым лицом фирмы) являются специализированные информационные агентства, предоставляющие своим клиентам так называемые информационные справки. Пример содержания такой справки приведен в Приложении 2. Как видно из описания документа, предоставляемых информационным агентством сведений может быть вполне достаточно для принятия решения на первом этапе контактов с потенциальным партнером о целесообразности развития с ним более глубоких отношений, например, доведения их до уровня деловых переговоров. При этом заказчик такой информации должен отдавать себе отчет, в каких сведениях о контрагенте он нуждается, по каким критериям он будет его оценивать. В этом случае его информационные потребности будут удовлетворены наиболее полно.