5.4. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия
Использование в процессе профотбора психологических методик позволяет эффективно решать задачу изучения работников фирмы или кандидатов на работу по параметрам безопасности, надежности, стрессоустойчивости, а также спрогнозировать их действия в различных ситуациях, в том числе экстремальных. В совокупности с другой информацией результаты применения психологических методик позволят с определенной долей вероятности дать прогноз о возможности формирования у кандидата преступных наклонностей в случаях возникновения определенных благоприятных обстоятельств (единоличное распоряжение финансовыми ресурсами или материально-техническими ценностями, возможность контроля за движением наличных средств, ценных бумаг, работа с конфиденциальной информацией и т.п.).
Научный подход к организации работы предприятия предполагает составление так называемого организационного проекта, содержащего графическое представление структуры фирмы с указанием места каждого исполнителя и связанных с ним информационных потоков. Такое представление позволяет уяснить, где и какой специалист требуется, какой информацией он должен располагать и какие требования необходимо предъявить к его личным качествам в целях сохранения коммерческой тайны. Оптимальным является составление профессиограмм для каждого рабочего места. Содержательная сторона и глубина проработки профессиограммы зависит от конкретного рабочего места, но обязательными являются данные:
о профессионально значимых качествах, т.е. психологических характеристиках, свойствах личности, без которых невозможно выполнение функциональных обязанностей;
о противопоказаниях, т.е. тех качествах человека, наличие которых делает невозможным его использование на этой должности.
Составленные психологом характеристики кандидатов на работу сравнивают с профессиограммами. Конечно, практически невозможно найти человека, который по всем параметрам совпадал бы с идеалом, воплощенным в хорошей профессиограмме. Поэтому при оценке результатов тестирования следует поступать так:
выявить среди тестируемых лиц с психическими нарушениями или чертами характера, близкими к так называемым пограничным состояниям;
выделить тех, кто по своим психологическим характеристикам в наибольшей степени соответствует параметрам профессиограммы;
выделить тех, кто по своим характеристикам явно не соответствует параметрам профессиограммы;
выделить тех, кто не обладает характеристиками, противопоказанными для планируемой работы, но профессионально значимые качества у них также недостаточно сформированы.
С теми, кто попал в первую и третью группы, дальнейшая работа нецелесообразна. Членов второй группы необходимо изучать дальше в целях выбора наиболее достойных. Из состава четвертой группы целесообразно продолжить изучение тех, чьи профессионально важные качества слабо выражены по той причине, что на прежних местах работы они не являлись ведущими специалистами.
Чтобы уменьшить риск при выборе сотрудника, психологом исследуются не только черты характера претендента, но и изломы его биографии; процессы приобретения навыков и умений: кто, что и как этому сопутствовало; болезни; увлечения; хорошие и плохие привычки; хобби и т.д. При этом психолог в результате выдает рекомендации по управлению поведением изучаемого, его профессиональному использованию. Общий объем заключения по индивидуальным психологическим особенностям, например, кандидата на руководящую должность составляет около 20 печатных страниц.
Психологический отбор не может подменить собой другие методы. Эффективность изучения кандидата на работу или сотрудника фирмы повышается, если психолог действует совместно со Службой безопасности предприятия, для которой наиболее важным представляется поиск сведений по предыдущим местам работы кандидата, выявление скрываемых им фактов биографии, нежелательных знакомств и т. д. Подобный подход позволяет резко усилить режим безопасности коммерческой структуры, особенно при регулярности его использования.
С помощью специальных методик психологи изучают сферу потребностей и мотивов деятельности, формирующих ценностные ориентации личности, которые, в конечном счете, побуждают ее к конкретным действиям. В этой связи показателен пример с разоблаченным сотрудником ЦРУ Эймсом, работавшим долгое время на советскую, а затем российскую разведку. Анализ его показаний на следствии позволяет сделать вывод о том, что на сотрудничество с разведкой он пошел после того, как у него сформировалась соответствующая потребность, а именно: он стал задумываться о надвигающейся старости и о том, что не сможет сохранить свой высокий уровень жизни. Перспектива ухудшения материального положения с выходом на пенсию породила мотив поиска дополнительных источников дохода. Так возникла целевая установка, определившая его поведение при выборе вариантов получения денежных средств. Таким образом, выявление на ранней стадии с помощью психодиагностики мотивов поведения человека является инструментом предотвращения возможных злонамеренных поступков с его стороны по отношению к предприятию.
Среди разнообразных психологических методик изучения особенностей личности в мировой практике наиболее часто используется исследование почерка. Например, в Израиле графологию используют практически все предприниматели при проверке персонала, без графологического анализа там невозможно получить работу. За 40 долларов любой работодатель может проверить нанимаемого им человека на честность и добросовестность. 60-часовой анализ, в ходе которого дается оценка примерно по 160 характерным особенностям натуры человека, стоит до полутора тысяч долларов. В России, и, в частности, в Санкт-Петербурге, уже работают высококвалифицированные психологи, использующие в практике своей деятельности графологию и другие методики.
Использование специалистами-психологами методик изучения устоявшихся трудовых коллективов дает интересные результаты в виде подробных социально-психологических срезов любой организации, в итоге выявляются наиболее и наименее успешно работающие сотрудники; обнаруживаются конфликтные зоны в коллективе; появляется возможность формирования «резерва на выдвижение»; определяются групповые связи и микрогруппы; выясняются присущие сотрудникам качества личности, которые способствуют или препятствуют выполнению функциональных обязанностей, и т.д. Основным итогом подобных исследований является выявление так называемых «групп риска» — возможных источников различных неприятностей на предприятии.
Новым направлением прикладной психологии (а точнее — психофизиологии) в России является использование в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности полиграфа («детектора лжи»), В основу его работы заложен принцип отражения любого действия (тем более противоправного) или информации о нем в нервно-эмоциональном напряжении, влияющем на целый ряд психофизиологических показателей (частота пульса, амплитуда дыхания, кровенаполнение сосудов, кожно-гальваническая реакция и т. п.), которые можно зафиксировать на полиграфе. Чем более значима для обследуемого скрываемая информация, тем сильнее психофизиологическая реакция. В целях безопасности предпринимательства полиграф используется на трех основных направлениях: проверка благонадежности принимаемого на работу персонала, испытание работающего персонала и проверки в ходе служебных расследований.
Лидером по проверкам персонала являются США, где к концу 80-х годов проводилось до 5 млн обследований сотрудников частных предприятий в год. Однако такое массовое применение полиграфа вызвало и обратную реакцию: в результате многолетних протестов профсоюзов, защитников гражданских прав в 1988 году появился закон, регламентирующий условия использования полиграфа для обследования персонала и ограничивающий его применение на частных предприятиях. В 12 штатах оно запрещено. Однако для госслужащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц, связанных с секретами, обследование на полиграфе является обязательным.
В России ограничений на использование полиграфа в настоящее время нет. Очевидно, что у данного метода есть как положительные, так и отрицательные стороны в основном в плане соблюдения прав человека. Не вдаваясь в дискуссию, отметим лишь, что имеющаяся практика использования полиграфа коммерческими предприятиями при отборе кадров, при плановых проверках и служебных расследованиях показала резкое снижение потерь от краж, утечек конфиденциальной информации, текучести кадров, негативных явлений в коллективах.
Естественно, полиграф сам по себе не даст точной оценки причастности (или непричастности) проверяемого к какому-либо событию. Его эффективное применение возможно только в случае хорошей методической подготовки полиграфолога к проведению обследования, оценке полученных результатов, при наличии у него практического опыта работы с прибором. Несмотря на широкое предложение в рекламных материалах услуг по обследованию на полиграфе, приходится констатировать, что в России и в Санкт-Петербурге, в частности, имеется всего несколько сертифицированных полиграфологов, прошедших профессиональную подготовку. В настоящее время в России подготовку специалистов данного профиля и выдачу соответствующих официальных документов осуществляют Московская академия комплексной безопасности предпринимательства (школа В.В. Коровина) и Управление безопасности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (школа Ю.И. Холодного). Остальные центры подготовки не вызывают доверия. В Санкт-Петербурге работает филиал школы Коровина в рамках Центра детекции лжи.
Несколько слов о сегодняшних ценах в Санкт-Петербурге. Стоимость изучения психологических особенностей кандидата на работу колеблется от 20 до 200 долларов, в зависимости от глубины исследования. Комплексное изучение трудового коллектива оценивается от 300 долларов в зависимости от числа обследуемых. Использование полиграфа в профотборе, в зависимости от количества поставленных заказчиком вопросов, может обойтись от 50 до 150 долларов. Использование этого метода в служебных расследованиях будет стоить предпринимателю от 150 до 500 долларов, в зависимости от сложности проблемы. Стоимость проведения семинаров и тренингов колеблется от 50 до 600 долларов за человека и зависит от темы и длительности их проведения.
- Тема 6. Обеспечение экономической безопасности
- Введение
- Тема 1. Предприниматель и безопасность фирмы
- 1.1. Понятие экономической безопасности
- 1.2. Актуальные проблемы правовой защиты
- 1.3. Угрозы экономической безопасности
- 1.4. Виды экономических преступлений
- 1.5. Меры защиты от мошенничества
- 1.6. Цели и задачи СистемЫ обеспечения экономической безопасности
- Тема 2. Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны
- 2.1. Коммерческая тайна и конкуренция
- 2.2. Организация защиты коммерческой тайны
- 2.3. Конкуренты и партнеры. Борьба с недобросовестной конкуренцией
- Тема 3. Служба экономической безопасности (сэб) предприятия
- 3.1. Организация сэб, ее задачи и функции
- 3.2. Структура и деятельность сэб
- 3.3. Организация режима и охраны
- 3.4. Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия
- 3.5. Особенности обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Обеспечение информационной безопасности фирмы
- 4.1. Каналы утечки информации
- 4.2. Технические каналы утечки информации
- 4.3. Системы технической защиты информационных объектов фирмы
- 4.4. Виды компьютерных преступлений и борьба с ними
- Тема 5. Проблемы безопасности в работе с кадрами
- 5.1. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия
- 5.2. Принципы организации профессионального отбора
- 5.3. Проблемы работы с персоналом в коммерческой структуре
- 5.4. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия
- 5.5. Процесс увольнения кадров
- 5.6. Охрана руководства предприятия. Меры личной безопасности руководства
- Тема 6. Обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности в экстремальных условиях
- 6.1. Экономическая безопасность фирмы в условиях риска
- 6.2. Заблаговременная подготовка фирмы к деятельности в кризисных ситуациях
- Литература
- Постановление правительства рсфср от 5 декабря 1991 года № 35
- Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия
- 5. Совещания
- 6. Рынок
- 7. Партнеры
- 8. Переговоры
- 9. Контракты
- 10. Цены
- 11. Торги, аукционы
- 14. Безопасность
- Обязательство
- Примерные расценки специализированных предприятий
- 1. Охранные услуги
- 3. Информационное обеспечение
- 4. Обследование помещений