6.1. Экономическая безопасность фирмы в условиях риска
Известно, что в условиях рыночной экономики одним из главных принципов предпринимательской деятельности является стремление к получению большей прибыли. Однако, с другой стороны, чем вероятнее получение прибыли, тем выше риск, т.к. каждой возможности получить высокую прибыль сопутствует реальная возможность понести убытки. Причем с ростом количества рисков меняется их содержание, к тому же малейшая ошибка в расчетах может привести к значительным потерям, в том числе и к краху) фирмы.
Сегодня практически весь бизнес стал, по существу, повышенно рискован, но в то же время, и это всем бизнесменам хорошо известно, любой риск двойствен, т. к. он может и полностью разорить бизнесмена, и, с другой стороны, может обогатить, принести сверхприбыль. Сегодня в России капитал можно распределить по степени риска следующим образом: 20% приходится на сверхрисковые предприятия, 50% — на безрисковые дела гарантированной доходности и 15% — на дела низкой и средней доходности.
Риск — это величина, характеризующая возможные потери или убытки, вызванные неправильными или неточными решениями, которые принимаются в процессе познавания всей палитры (политической, экономической и финансовой) складывающейся ситуации, в которой протекает предпринимательская деятельность. В экономике риск определяется как стоимостное выражение вероятности событий, ведущих к определенным негативным последствиям и, естественно, значительным потерям.
Правильное решение базируется на высоком качестве предвидения, которое, в свою очередь, определяется качеством распознавания текущей ситуации и прогнозированием ее возможного развития. Задача современного предпринимателя состоит не в том, чтобы избегать рисков вообще, так как практически этого достичь нельзя, а в том, чтобы предвидеть их и, соответственно, до минимума снижать возможный ущерб до минимального риска, а также обеспечивать эффективную защиту своего бизнеса в жестокой конкурентной борьбе.
Осваивая рыночные отношения, бизнесмен должен учитывать, что в будущем ему часто придется иметь дело с непредсказуемостью, неопределенностью, повышенным риском, а также возможным наступлением неожиданных нештатных режимов, появлением различных проблем и массой непредвиденных дополнительных расходов. Ведь известно, что, работая даже в обычном режиме, ежедневно на преодоление внезапных сбоев своего дела, решения вводных и различных неувязок, неожиданных осложнений практически каждый бизнесмен затрачивает примерно до 90% своего рабочего времени.
В своей работе вы всегда должны знать и придерживаться следующего правила: не бывает принципиально неразрешимых проблем и трудных ситуаций, бывает сложность с методами их разрешения и финансовой стороной дела, т.е. из каждой ситуации можно найти нужный вам выход.
Каждый бизнесмен должен учиться рисковать, т.е. пытаться точно определить допустимые границы прогнозируемого и обоснованного риска, к тому же необходимо психологически готовиться и уметь правильно воспринимать риск. При этом следует придерживаться разумного риска, а не играть, как азартный игрок, так как в бизнесе это может привести к непредсказуемым последствиям, в том числе и к краху.
К сожалению, методы оценки производственного, коммерческого, финансового рисков пока еще находятся на стадии разработки и в достаточной степени не опробованы на практике. В самом общем виде возможны три варианта решения: риск приемлем полностью, приемлем частично и, наконец, полностью неприемлем.
Оценка риска в большой степени зависит от индивидуального восприятия человека, в частности, выбор риска зависит от того, тяготеет ли руководитель фирмы к успеху или боится неудачи, расположен ли к принятию рискованных решений в затруднительных ситуациях. Бытует такое мнение, что допустимый уровень риска обратно пропорционален количеству лиц, участвующих в этой деятельности
Величина реального риска и степень достоверности прогноза этого риска зависят от многих причин, т. к. на каждом этапе подготовки и принятия управленческих решений в области бизнеса действуют свои факторы, влияющие на размер риска. В принципе, для каждого из выбранных наиболее опасных рисков необходимо разрабатывать конкретные мероприятия по противодействию их негативному развитию, с целью снижения их воздействия.
Идти на риск в условиях рыночной экономики бизнесмена заставляет прежде всего неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий развития политической и экономической обстановки, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, а также возможные перспективы изменения этих условий. Неопределенность хозяйственной ситуации определяется следующими основными факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием третьих сил (действия конкурентов, криминала, государственных органов). Отсутствие полной информации о складывающейся хозяйственной ситуации и перспективах ее изменений заставляет бизнесмена искать возможность приобретения недостающей дополнительной информации, проводить маркетинговые исследования, вынуждает его заниматься оперативно-коммерческой деятельностью, вести экономическую разведку, а при отсутствии таких возможностей начинать действовать наугад. Необходимо отметить, что неопределенность хозяйственной ситуации во многом определяется фактором случайности, т.е. это то, что в сходных условиях происходит неодинаково, поэтому ее заранее нельзя предвидеть и прогнозировать.
Концепция управления рисками включает в себя следующие основные позиции: выявление последствий риска для деятельности фирмы ситуации риска; умение адекватно и своевременно реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности; разработка и осуществление комплекса мер, направленных на нейтрализацию или компенсацию вероятных негативных результатов для достижения поставленных целей. В основу классификации рисков можно положить следующие основания: источник опасности, вид деятельности, правовое условие возникновения риска, степень восприятия риска.
Если вы хотите добиться положительного результата, идя на риск, то в своей практической деятельности необходимо придерживаться принципа, что риск должен быть заблаговременно спрогнозирован и максимально рассчитан. Вы можете приступать к реализации проекта, если предпринимаемые вами антирисковые предосторожности и действия не находятся в противоречии с действующими нормативными актами, к тому же учтены все качественные и количественные последствия реализации вашего решения, а прогнозируемые положительные результаты выбранного риска гораздо вероятнее и весомее всех возможных отрицательных последствий.
Проблемы риска в обязательном порядке необходимо рассматривать и учитывать как при стратегическом планировании, так и в процессе реализации оперативных задач.
Центральное место в данном вопросе занимает всесторонний и глубокий анализ и прогнозирование вероятных потерь ресурсов, причем не объективно необходимого их расхода в ходе повседневной деятельности фирмы, а случайных, непредвиденных, но потенциально возможных, возникающих вследствие отклонения от запланированного процесса производства, а также реализации продукции и услуг. К ним можно отнести потери материальные, технические, финансовые, трудовые, потери времени и специальные виды потерь.
Материальными потерями являются заблаговременно не предусмотренные дополнительные затраты или прямые потери сырья, продукции, имущества, оборудования, энергии и т.д.
К финансовым потерям относится прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов и сборов, потерей денежных средств и других ценностей. Особые виды денежного ущерба непосредственно связаны с инфляцией, изменением валютного курса рубля, бюджетным кризисом страны и т.д.
Потери времени возникают тогда, когда процесс производства идет медленнее, чем запланировано.
Трудовые потери — потери рабочего времени в ходе остановок производства, функционирования фирмы по непредвиденным, случайным обстоятельствам.
Специальные виды потерь заключаются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, имиджу фирмы. К ним также относятся и другие неблагоприятные социальные и морально-психологические последствия рисков.
С учетом того, что каждый вид потерь имеет различные способы измерения, наиболее целесообразно оценку риска пересчитывать в стоимостном выражении за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год).
Вопросы, связанные с рисками, их оценкой, прогнозированием и управлением ими, представляют особую важность для Службы безопасности фирмы, которая для выработки соответствующих дополнительных мер по обеспечению экономической безопасности и защиты объекта должна точно знать, с какими проблемами может столкнуться фирма, и как ее руководители предполагают выйти из данной ситуации.
Поэтому не случайно, что к сфере обеспечения экономической безопасности фирмы практически относится и организация стабильной ее работы; в частности, формирование затрат и цен на готовую продукцию; налаживание кругооборота финансовых средств фирмы; создание системы образования и последующего расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; обеспечение расчетов с деловыми партнерами, банками, бюджетом и т.д.
К основным факторам, порождающим риски, относятся угрозы и ограничения внешней среды; форс-мажорные обстоятельства; невысокий профессионализм и недостаточная компетентность сотрудников фирмы, особенно менеджеров и специалистов; а также недобросовестность и несостоятельность партнеров (риск оказаться обманутым или столкнуться с неплатежеспособностью должника, невозврат долгов и т.п.).
Наиболее серьезную опасность представляют угрозы и ограничения внешней среды. К первым, как известно, относятся деятельность организованной преступности, рэкет, мошенничество и другие преступные действия, недобросовестная конкуренция. Ограничения внешней среды затрудняют рыночную деятельность фирмы. Это, например, политические факторы, которые, как правило, неожиданно проявляются в действиях государственных органов по увеличению налогов, введению повышенных акцизов, новых таможенных пошлин, изменению договорных условий, законодательное ограничение предпринимательства и т. д. Все это в значительной степени затрудняет прогнозирование развития ситуации, поэтому очень трудно предвидеть и вычислить величину возможных потерь и степень риска, т.к. величина реального риска и степень достоверности прогнозов зависит от многих причин, в том числе и объективных.
Дефект оценки угрозы сводится к неадекватному пониманию возможного развития ситуации, непредвидению вредных их последствий, что в конечном счете ведет к принятию неверных решений, большим потерям, убыткам и даже к краху фирмы. В этой связи задача собирающих и анализирующих информацию подразделений фирмы, в том числе и СБ, заключается в упреждающем выявлении источников внешних угроз экономической безопасности фирмы, с тем, чтобы уменьшить степень риска при принятии решений, а также максимально снизить неопределенность стратегического риска.
Нельзя игнорировать и законодательные риски, т.к. динамика законотворчества так стремительна, что еженедельно появляется и исчезает масса законов и указов, постановлений и распоряжений столичных и местных органов, ведомственных инструкций и правил, а проследить за этим очень сложно, т.к. они обычно значительно запаздывают и имеют низкую релевантность информации.
Для решения данной проблемы некоторые бизнесмены приобретают компьютерные консультационные системы, но в них нет комментариев, разъяснений о применении на практике, отмечается неполнота информации. Ряд предпринимателей пытаются решать эту проблему, рассчитывая на собственный риск, опыт и интуицию, а другие вводят собственную штатную единицу, занимающуюся правовыми вопросами. Однако один юрист вас не спасет, т.к. необходима группа консультантов, а это очень дорого. Данный вопрос можно эффективно решать, прибегая к помощи юридических центров, бюро, специализированных агентств.
Хотелось бы отметить некоторые особенности при планировании выхода на рынок. Здесь необходимо придерживаться следующих основных принципов. Прежде чем выйти на рынок, бизнесмен должен не только просчитать все возможные риски, потери и негативные последствия, но и выяснить реакцию со стороны инвесторов и потребителей, а самое главное — заблаговременно провести комплекс мероприятий по выяснению вопроса, какова будет реакция со стороны фирм, длительное время работающих на этом рынке.
Здесь основная роль принадлежит вашей СБ, которая должна не только изучить взаимоотношения, сложившиеся между конкурентами, но и предположить ущерб, который, возможно, будет нанесен их деятельности в результате вашего появления на данном рынке. Для того чтобы определить готовность фирмы к преодолению всех проблем, которые вас ждут впереди, СБ и другие подразделения должны провести анализ полученных данных и представить свои выводы: позволят ли конкуренты получить вам свой сегмент или определенную нишу на рынке, или будут бороться за свои приоритеты до конца, т. к. выход из рынка для них может быть гораздо дороже, чем дальнейшая борьба с вами. Необходимо также просчитать, какие возможные способы они могут выбрать, чтобы воспрепятствовать вашему выходу на рынок (снижение цен, улучшение качества товаров, значительное расширение и активизация рекламной деятельности и т. п.).
Необходимо установить, каково положение дел (образование, квалификация, опыт работы) с руководящим составом конкурентов, каковы их материальные и финансовые ресурсы. Важно также выяснить, насколько агрессивными являются эти фирмы, возможно ли с их стороны применение «репрессивных мер», в том числе нанесение материального ущерба, насколько реальны их угрозы в адрес руководства и ведущих сотрудников вашей фирмы.
Если вы решили проникнуть на рынок, который связан с экспортно-импортными операциями и, как правило, контролируется криминальными структурами, т.к. приносит высокую прибыль в абсолютных показателях, тогда вам заранее необходимо провести комплекс мер по созданию системы экономической безопасности фирмы (создание СБ, выбор или формирование собственной охранной структуры, комплекс защитных технических мероприятий), чтобы обезопасить себя и сотрудников от возможных противоправных действий криминала.
Важную роль играет соблюдение мер безопасности при заключении договоров, т.к. заключать договор следует таким образом, чтобы заранее снизить все возможные риски и минимизировать потери ресурсов.
Для этого необходимо хорошо представлять себе цели, задачи и возможные результаты предстоящей сделки. Практика показывает, что наиболее целесообразно подготовку проекта договора осуществлять в своей фирме, а не доверять вашему потенциальному партнеру, т.к. предлагая свой вариант договора, вы сможете избежать возможных ловушек, которые может заложить в проект ваш контрагент. Во-вторых, по его замечаниям, вопросам, пометкам и поправкам вы сможете понять, в чем его действительный интерес, какие цели он преследует, и в-третьих, вам удастся своевременно предотвратить включение в договор невыгодных и неприемлемых для себя условий.
Следует стремиться к тому, чтобы все формулировки договора были ясными, не имели двусмысленности, неясности и нечеткости выражений, которые бы ущемляли интересы одной из сторон или, при возникновении споров, могли быть использованы противоположной стороной в своих интересах.
Как показывает практика работы Агентства по делам о возврате задолженности, очень часто, не желая исполнять свои договорные обязательства и не нести по ним ответственность, недобросовестные контрагенты заявляют, что лицо, подписавшее договор, согласно учредительным документам, не имело на это полномочий. Поэтому для того чтобы обезопасить себя от подобных мошеннических действий, необходимо убедиться в полномочиях личности на право подписи.
Однако даже если вас устраивает партнер и подходят условия сделки, вам все равно необходимо принять меры по снижению рисков и минимизации потерь по договорам. В частности, целесообразно составлять протокол о намерениях, где оговаривается срок, в течение которого обе стороны могут вносить соответствующие дополнения и изменения; в обязательном порядке указывается размер материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта. Необходимо также оговорить вопрос о вступлении контракта в силу не с момента подписания, а с момента его согласования.
В контракте предусматривается возможность разрешения споров через третейский суд, включается пункт о применении штрафных санкций за нарушение каждого взятого на себя обязательства, вводятся и оговариваются размеры и условия уплаты неустойки за невыполненные обязательства. При выявлении признаков неплатежеспособности партнера необходимо специально указать, что контракт вступает в силу только после поступления денежных средств на ваш расчетный счет, а передача права собственности заказчику происходит только после полной оплаты заказа.
Целесообразно также использовать услуги банка по аккредитивной форме расчетов, заключать с банком договоры на факторинговое обслуживание возможной дебиторской задолженности. Хорошо также вводить в контракт условия залоговых платежей. Проведение комплекса подобных мероприятий позволяет в значительной степени снизить величину потерь в процессе деятельности по заключению договоров. В последнее время для снижения рисков и недопущения потерь значительное распространение как надежная защита заключаемых договоров получает заблаговременное страхование, которое состоит в распределении возможного ущерба между всеми участниками страхования и связано с возмещением материальных потерь.
Исходным в этих имущественных отношениях, а также главным показателем для определения страховой суммы, страхового возмещения и взноса является страховая оценка, причем в качестве основы для ее определения, как правило, берется полная стоимость имущества, которая является предметом договора. Поэтому при полной потере имущества размер страховой оценки совпадает с суммой ущерба и страхового возмещения.
Способом обеспечения безопасности бизнеса в условиях риска может стать самострахование, т. е. создание специального резервного фонда (фонда безопасности) за счет отчислений от прибыли на случай возникновения непредвиденных ситуаций. Наиболее целесообразно использовать данный способ, когда вероятность убытков достаточно высока (несвоевременные поставки сырья, комплектующих, продукции для реализации, поломки машин и оборудования).
Своеобразие развития экономики и становление рыночных отношений в стране, расширение масштабов внешнеэкономической деятельности, вовлечение деловых кругов в международные проекты заставляет руководителей коммерческих структур заниматься вопросами прогнозирования экономических рисков и возможных негативных последствий от них, ведь, планируя какое-либо дело, необходимо видеть не только конечные цели, но и возможные препятствия на пути к ним.
Практически прогнозированием занимается каждый бизнесмен, т.к. прежде чем что-то осуществить в бизнесе, предприниматель в голове уже хотя бы предварительно рисует, что в конечном счете у него должно получиться. Некоторые коммерсанты считают, что этого вполне достаточно для материализации идеи, другие же проводят аналитические исследования и расчеты, чтобы все тщательно взвесить и как следует проверить.
К методам прогнозирования относятся:
— прогнозирование по аналогии, предполагающее учет прошлого опыта, однако нельзя прошлый опыт механически переносить на новый проект, т.к. каждое дело имеет свои особенности и отличия, меняются обстановка, формы и методы работы, особенно это касается внешнеэкономической деятельности, т.к.
имеется огромная разница между иностранными и российскими рыночными механизмами;
метод логического построения, т.е. всесторонняя проработка вероятности того или иного события, разложение будущих событий на элементы, подведение под каждый из них наиболее бесспорных, с точки зрения прогнозирования, действий, но здесь много допусков и предположений, искусственно вводимых ограничений;
натурное моделирование (воссоздание процесса) в определенном масштабе, но это дорогой, длительный и сложный процесс, включающий в себя рекламу, пробные продажи и др. (метод Проб и ошибок);
— экспертный метод прогнозирования.
Каждый бизнесмен выбирает тот метод, который ему подходит не только с точки зрения финансовых затрат (хотя это важный показатель), но и с точки зрения обеспечения безопасности проекта. Здесь необходима также формализация частных целей и детально продуманных путей их достижения.
Предпринимательскую инициативу можно назвать проектом только тогда, когда она продумана до мелочей и изложена на бумаге, т.е. подготовлен план действий по управлению ресурсами (материальными, финансовыми, техническими, людскими) для достижения основной поставленной в проекте цели — получения реальных доходов и прибыли.
Развитие любого проекта целесообразно разделить (условно) на несколько этапов, а именно: этап формулирования (отработка конкретных целей и задач, планирование и проверка возможных путей их достижения), этап формирования (отработка конкретного плана действий, организационные мероприятия и т.д.), этап реализации (процесс реализации плана, его материальное воплощение, достижение запланированных целей), заключительный этап (цели достигнуты и задачи решены, проект сворачивается или переходит в новое качество).
Важно создать отлаженную систему управления проектам, которая включает комплекс приемов и методов решения возникающих вопросов, планирование и организационное воплощение реализации проекта; составление планов, графиков; формирование проектного бюджета и организацию управления финансовыми потоками (только достаточное обеспечение всеми средствами и ресурсами делает проект действительно выполнимым); координацию деятельности всех участников проекта и общее руководство процессом.
Также необходимо отработать жесткую систему контроля за критическими проектными характеристиками с тем, чтобы постоянно отслеживать и своевременно корректировать негативные проектные показатели (в отношении соблюдения сроков поставок, графика работ, поступления платежей и т.д.), здесь ведущая роль принадлежит СБ фирмы.
Важное значение имеет прогнозирование проекта, т.к. от качества прогнозирования зависит успех всего дела, ошибочный прогноз может завести вас в тупик или привести к краху. Поэтому требуется тщательно исследовать все опасные стороны дела, выявить возможные риски и построить негативный прогноз. В то же время необходимо выработать действенные меры по предотвращению угроз, либо по смягчению и нейтрализации их негативных проявлений. Главное при проектировании нового бизнеса, стремясь к наилучшему исходу, не исключать возможного нештатного развития событий и негативных последствий. Плохо, что многие бизнесмены переоценивают благоприятные прогнозы и недооценивают угрозы, а ведь необходимо тщательно разрабатывать не столько позитивные, сколько возможные отрицательные исходы дела.
Прогнозирование угроз представляет собой деятельность по качественной и количественной оценке угроз; выявлению возможной опасности по определенным признакам или их совокупности; определению вероятности исполнения запланированных мероприятий и осуществления проекта; прогнозированию всех негативных последствий, которые могут наступить, и какой от них будет конкретный ущерб.
Деятельность СБ и других подразделений фирмы по сбору и оценке информации, прогнозированию возможного развития всех элементов обстановки как раз и предусматривает упреждающее выявление источников всех возможных угроз с целью максимального снижения неопределенности стратегического риска.
Выявив угрожающие факторы, спрогнозировав и подготовив сценарий негативного развития событий и их возможных последствий, вы можете своевременно внести соответствующие коррективы в проект и заранее предусмотреть комплекс адекватных защитных мер, ввести ряд элементов обеспечения безопасности проекта, к которым относятся меры профилактики, отслеживания и подавления выявленных рисков.
Ясно, что если вам точно известно, какие угрозы и откуда следует их ждать вашей фирме, когда и в какой форме они могут проявиться, тогда вам будет легче выработать и на практике осуществить комплекс мер по противодействию их негативного развития, одновременно вам необходимо подстраховаться от возможных ненужных случайностей, чтобы неприятные неожиданности не застали вас врасплох.
Ведь не секрет, что многие проекты, которые уже были запущены, в конечном итоге рухнули по причине дефицита оборотных средств и отсутствия резервов на случай «непредвиденных осложнений», поэтому необходимо, рассчитывая свои силы на старте, скрупулезно «до копейки» просчитывать не только старт, но и всю предполагаемую дистанцию, а также возможные препятствия и коллизии на пути до финиша.
- Тема 6. Обеспечение экономической безопасности
- Введение
- Тема 1. Предприниматель и безопасность фирмы
- 1.1. Понятие экономической безопасности
- 1.2. Актуальные проблемы правовой защиты
- 1.3. Угрозы экономической безопасности
- 1.4. Виды экономических преступлений
- 1.5. Меры защиты от мошенничества
- 1.6. Цели и задачи СистемЫ обеспечения экономической безопасности
- Тема 2. Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны
- 2.1. Коммерческая тайна и конкуренция
- 2.2. Организация защиты коммерческой тайны
- 2.3. Конкуренты и партнеры. Борьба с недобросовестной конкуренцией
- Тема 3. Служба экономической безопасности (сэб) предприятия
- 3.1. Организация сэб, ее задачи и функции
- 3.2. Структура и деятельность сэб
- 3.3. Организация режима и охраны
- 3.4. Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия
- 3.5. Особенности обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Обеспечение информационной безопасности фирмы
- 4.1. Каналы утечки информации
- 4.2. Технические каналы утечки информации
- 4.3. Системы технической защиты информационных объектов фирмы
- 4.4. Виды компьютерных преступлений и борьба с ними
- Тема 5. Проблемы безопасности в работе с кадрами
- 5.1. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия
- 5.2. Принципы организации профессионального отбора
- 5.3. Проблемы работы с персоналом в коммерческой структуре
- 5.4. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия
- 5.5. Процесс увольнения кадров
- 5.6. Охрана руководства предприятия. Меры личной безопасности руководства
- Тема 6. Обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности в экстремальных условиях
- 6.1. Экономическая безопасность фирмы в условиях риска
- 6.2. Заблаговременная подготовка фирмы к деятельности в кризисных ситуациях
- Литература
- Постановление правительства рсфср от 5 декабря 1991 года № 35
- Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия
- 5. Совещания
- 6. Рынок
- 7. Партнеры
- 8. Переговоры
- 9. Контракты
- 10. Цены
- 11. Торги, аукционы
- 14. Безопасность
- Обязательство
- Примерные расценки специализированных предприятий
- 1. Охранные услуги
- 3. Информационное обеспечение
- 4. Обследование помещений