logo
Экономич

2.1. Коммерческая тайна и конкуренция

Одной из важнейших функций комплексной системы обеспечения экономической безопасности корпорации, банка, компании, среднего и малого предприятия в современных рыночных условиях является защита коммерческой тайны.

Современный деловой мир, базирующийся на конкуренции и коммерческой тайне, не может успешно и эффективно функционировать без использования достоверной информации, поэтому тайная деятельность по сбору, анализу, хранению и применению наиболее ценной конфиденциальной информации пронизывает буквально все сферы рыночных отношений.

Обладание информацией дает преимущества стороне, располагающей более точной и обширной информацией, которая сама является ценным товаром и полностью подчиняется законам товарно-денежных отношений, поэтому постоянно возрастает необходимость ее комплексной защиты как товара и объекта собственности от несанкционированного доступа к ней и нежелательного ее распространения.

Конкуренты могут пытаться завладеть этой информацией незаконным путем и использовать ее для получения собственной выгоды в ущерб официальному владельцу, который принимает меры по ее охране, т.к. сохранение данной информации в тайне позволяет ей иметь коммерческую ценность. Поэтому особо актуальным для большинства субъектов рыночных отношений, работающих в условиях жесткой конкуренции, является вопрос информационной безопасности, т.е. защита той части информации, которая может представлять несомненный интерес для конкурентов и иных заинтересованных в лиц.

Возрождение рыночных отношений в России привело к появлению в нашем законодательстве понятия «коммерческая тайна», в частности, о ней говорится в ст. 33 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 30.06.1990 г. С принятием Закона «О государственной тайне» (1993 г.) был сделан еще один шаг: произошло разделение тайны на государственную и коммерческую, т. е. из области публичного права выделился институт частного права, который призван непосредственно защищать интересы предпринимателя.

Как уже было сказано, к сожалению, российский закон о коммерческой тайне пока не принят, в законодательстве страны и правоприменительной практике нет и единого подхода к классификации информации, содержащей коммерческую тайну. Сведения об этом содержатся в ст. 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», ряде статей ГК РФ, Законе «Об информации, информатизации и защите информации», в которых говорится о том, какая информация составляет коммерческую тайну, об ответственности за ее разглашение, а также о защите информации.

Так, согласно ст. 139.1 ГК РФ, информация составляет коммерческую тайну в том случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, а обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности.

Необходимо также иметь в виду, что между государственной и коммерческой тайнами есть существенные различия, т. к. государственная тайна в обязательном порядке подлежит защите со стороны государства и по закону охраняется соответствующими государственными органами. Сведения, составляющие коммерческую тайну, никаким перечнем не определены, так как они разные у каждого предприятия, фирмы и зависят от размеров и направления деятельности коммерческой структуры, сектора рынка, в котором он действует, состояния конкурентной борьбы и множества других факторов. К тому же коммерческая тайна охраняется специально созданным и уполномоченным на это органом — службой безопасности фирмы.

Отличие состоит и в том, что сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть государственным секретом, но государственный секрет, естественно, никогда не может быть коммерческой тайной, т.к. в этом случае он свободно продавался бы и покупался на рынке как обычный товар. Ведь тайна становится коммерческой тогда, когда она представляет интерес для торговых отношений.

С учетом имеющихся определений и правовой практики можно сформулировать основные признаки коммерческой тайны предприятия (фирмы).

Это информация, которая:

- во-первых, являясь собственностью предприятия, не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и не принадлежит другим фирмам и организациям;

- во-вторых, касается технологической, производственной, финансовой, торговой, организационно-управленческой и других сторон деятельности фирмы;

- в-третьих, имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, потребительскую стоимость в силу неизвестности ее другим лицам, т. е. она может являться предметом посягательств других юридических и физических лиц, поэтому собственник информации принимает комплекс мер по ее охране, т.к. лишь конфиденциальность дает ей коммерческую ценность.

Иными словами, это преднамеренно скрываемые экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственной, финансовой, научно-технической, управленческой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности коммерческого предприятия.

Понятие коммерческой тайны чрезвычайно широко, и очень сложно ограничить объем информации, относящейся к ней, поэтому для нас важно точно уяснить себе, что не может быть отнесено к коммерческой тайне.

В частности, Постановлением правительства России № 35 от 5.12.1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» конкретно определено, что «в целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов» запрещено относить к коммерческой тайне следующее:

- учредительные документы (решения о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью: регистрационные удостоверения, лицензии, патенты;

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

- документы о платежеспособности;

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии на предприятии свободных мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежей;

- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;

- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Исходя из действующих сегодня норм российского законодательства, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия, который утверждает и вводит его в действие своим приказом.

Защищают и охраняют, как правило, не всю и не всякую информацию, а наиболее важную, ценную для ее собственника, ограничение в распространении которой приносит ему какую-то пользу или прибыль, а также дает возможность эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Целесообразно разработку проекта перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, поручать постоянно действующей технической комиссии, в отдельных случаях специально создается группа экспертов из числа ведущих сотрудников основных структурных подразделений фирмы: экономистов, финансистов, разработчиков, юристов, технологов, аналитиков, маркетологов и других, в зависимости от направления и специфики деятельности фирмы.

В ходе работы комиссия определяет конкретные виды информации, разглашение которых может нанести ущерб фирме: перечень документов, сведения о разработках, технологиях, изделиях; данные о поставщиках, партнерах, посредниках и клиентах; сведения о финансовой политике, условиях кредита, размерах скидок, перспективах развития фирмы, материалы о внешнеэкономической деятельности и др.

Впоследствии вышеуказанная комиссия или экспертная группа на основании предложений исполнителей и руководителей заинтересованных отделов и служб, после всестороннего их рассмотрения, вносит в перечень соответствующие изменения и дополнения, которые утверждаются руководителем коммерческой структуры (или его заместителем).

Необходимо отметить, что вариантов перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, значительное множество. Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне зависит от всех сторон деятельности фирмы и тесно связана с практикой конкурентной борьбы. Поэтому вначале необходимо провести глубокий и всесторонний анализ буквально всех сторон деятельности коммерческой структуры и на этой основе составить предварительный перечень информации, представляющей какую-либо ценность для фирмы, отсеивая сведения, которые являются общеизвестными и использование которых конкурентами не принесет какого-либо ущерба предприятию.

Необходимо из данного перечня исключить материалы, попадающие в разряд государственных секретов, т.к. их защита регламентируется требованиями, которые устанавливаются правительством.

Одновременно из предварительного перечня исключаются сведения, которые на законных основаниях являются чужой собственностью, а также полностью удаляются все данные, которые в соответствии с требованиями действующих правовых норм не могут быть включены в перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, в том числе и негативного характера, о деятельности фирмы или наносящих ущерб обществу.

Затем необходимо провести качественную и количественную оценку отобранной информации с точки зрения ее реальной или потенциальной стоимости. Ценность информации выражается в приносимом ею доходе, который определяется как разница между возможной стоимостью секрета и предполагаемой величиной затрат на его охрану.

При выборе методики отнесения сведений к коммерческой тайне будут полезны дополнительные рекомендации, которые помогут бизнесмену, в соответствии с особенностями конкретного дела, успешно справиться с этой важной и трудной задачей. Перед принятием решения о включении соответствующих данных в перечень сведений необходимо всесторонне проработать и определить, какие могут быть негативные последствия в случае их разглашения. К таковым последствиям можно, например, отнести: ухудшение и даже разрыв деловых отношений с партнерами, срыв переговоров, потерю выгодных контрактов, снижение цен на продукцию и уменьшение объемов продаж, утрату возможности патентования и продажи лицензий, падение авторитета фирмы, ухудшение условий кредитования, увольнение сотрудников фирмы и др.

При засекречивании информации необходимо, как это было уже отмечено ранее, исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы, т. к. чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может нанести значительный ущерб в виде потери прибыли, т. к. успешное продвижение товаров на рынок и их реализация требуют самой широкой рекламы. К аналогичным негативным результатам может привести и полная открытость информации о фирме, т.к. рынок — это конкуренция. Здесь важно найти «золотую середину» и засекретить наиболее существенную информацию, избегая утаивания второстепенных сведений. Итак, перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне фирмы, в целом определен и подготовлен, теперь необходимо разработать структуру и процедуры грифования текущей информации (договоров, отчетов, образцов, продукции, технологии, протоколов и планов) и систему ее учета; установить порядок доступа к ней; продумать условия ее хранения и уничтожения.

Для решения этих задач нужно использовать известные методы общего и секретного делопроизводства, строго следя за прохождением каждого документа (как внутри, так и вне фирмы) от момента его создания (печатания, копирования, размножения) до уничтожения или рассекречивания.

Необходимо придерживаться следующего порядка: первой выделяется информация, утечка которой к конкурентам может нанести непоправимый ущерб бизнесу, приведет к банкротству и полному разорению фирмы. Такую информацию можно отнести к категории строго конфиденциальной.

Информация, разглашение которой, как правило, не приводит к краху, но может лишить фирму значительной прибыли или коммерческой устойчивости — это конфиденциальная информация. К ней можно отнести данные о перспективах развития фирмы, сроках и суммах кредитования, разработке и внедрении передовых методов производства, выпуске новой продукции и т.п.

Не подлежит огласке информация, распространение которой может нанести какой-либо вред и привести к неблагоприятным последствиям.

Остальные сведения относятся к открытым и в принципе доступны всем, однако надо иметь в виду, что ваши конкуренты постоянно отслеживают и анализируют информацию о вашей фирме, в том числе рекламные материалы, публикации в прессе и т. д. Информацию, которую вы отнесли к коммерческой тайне, целесообразно разделить по уровням, а также по направлениям деятельности, что может в дальнейшем оказать существенную помощь при решении задач по ее охране.

К направлениям деятельности относятся: производство, управление, финансы, менеджмент, различные исследования и разработка и т. д.; а под уровнями понимаются уровни иерархической структуры фирмы (руководитель, его заместители, руководители отделов и служб, сотрудники, посторонние лица). Такое деление информации и дает возможность для определения степени ее секретности.

Решение о целесообразности допуска сотрудника к коммерческой тайне принимают руководитель фирмы совместно с начальником СБ. Работника предупреждают об ответственности, а в некоторых случаях (важность информации, продолжительность работы, личные качества сотрудника и т. п.) у него берут подписку о неразглашении коммерческой тайны.

Это же касается ваших постоянных или потенциальных партнеров, поэтому прежде чем раскрыть им свои секреты, получите от них письменное обязательство по сохранению тайны. В обязательном порядке берегите протоколы ваших встреч, вплоть до подписания итоговых документов, особенно это надо делать тогда, когда возникает необходимость передавать документацию.

И еще ряд рекомендаций. В ходе переговоров необходимо постоянно и тщательно контролировать процесс изучения документов, особое внимание обращайте на тех, кто проявляет наибольший интерес к материалам и предпринимает попытки к их копированию.

Необходимо вести учет лиц, изучающих ваши документы, а также учет копируемых документов и тех, из которых делаются выписки. Аналогичные меры предосторожности необходимо принимать и при переговорах с зарубежными предпринимателями.

Единой установки по форме грифа, ограничивающего доступ к документу, содержащему коммерческую тайну, в настоящее время не имеется. Таким грифом может быть пометка «строго конфиденциально», «конфиденциально», «коммерческая тайна», «секрет фирмы». Ясно, что ограничительный гриф не является грифом секретности, а лишь показывает, что право собственности на данную информацию охраняется законом. На документах, делах и изданиях, содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, как правило, проставляется гриф, соответствующее обозначение которого установлено в фирме.

Сроки действия коммерческой тайны, которая содержится в документах, определяются в каждом конкретном случае отдельно, как правило, исполнителем или лицом, который подписал документ.

Неправомерное завладение чужими информационными ресурсами с целью их использования является наиболее опасным и агрессивным приемом недобросовестной конкуренции, поэтому в современных условиях жесткой конкурентной борьбы, и ее развитой системой добывания коммерческой информации, использующей различные средства от портативных радиозакладок, мини-магнитофонов, диктофонов, видеокамер до сложных систем съема информации, вполне законным является создание не менее совершенной системы защиты от несанкционированного доступа к секретным сведениям.