5.5. Процесс увольнения кадров
Процедура увольнения сотрудников, как и прием на работу, имеет свою специфику, особенно когда дело касается сохранения коммерческой тайны.
Независимо от причин увольнения сотрудника, надо стремиться к тому, чтобы он уходил без чувства обиды или раздражения, а руководитель предприятия должен быть уверен, что чувство мести или другие мотивы увольняемого не станут причиной передачи конкурентам конфиденциальной информации, которой он владел, работая в фирме.
Если инициатива увольнения исходит от сотрудника, задача Службы безопасности состоит в выяснении истинных мотивов такого решения, чтобы правильно определить, что наиболее целесообразно в данной ситуации: принять меры к искусственному удержанию сотрудника в коллективе или реализовать процедуру его бесконфликтного увольнения, предусматривающую закрепление за ним определенных обязательств перед фирмой.
Оптимальным вариантом было бы получить у увольняющегося подписку о неразглашении конфиденциальной информации после ухода с предприятия. Деликатность ситуации заключается в том, что такая процедура законом не предусмотрена. Можно лишь попытаться привести какие-либо весомые аргументы в пользу подписания соответствующего документа или использовать такое средство, как заключение с бывшим сотрудником соглашения на оказание «консультационных услуг» в течение определенного времени. Поскольку эта работа предполагает использование конфиденциальной информации, будет подписан и договор о неразглашении коммерческой тайны. Такой ход даст выигрыш во времени, которое предприниматель сможет использовать для принятия соответствующих мер.
На практике достаточно часто происходят увольнения группы работников, намеревающихся открыть свое дело. В этих случаях руководству предприятия целесообразно, например, рассмотреть возможность своего участия в этом бизнесе в качестве инвестора, соучредителя новой фирмы и т.д. Такой подход создаст общность интересов, что снизит вероятность разглашения конфиденциальной информации со стороны уходящих сотрудников.
С увольняющимся работником руководство предприятия в обязательном порядке должно проводить профилактическую беседу, направленную на уточнение истинных причин его ухода, на недопущение утечки напученной им во время работы в фирме информации или ее неправомерного использования, а также на предотвращение ухода других сотрудников.
Одновременно такая беседа направлена на предотвращение рэйдинга (от английского raiding) — попыток перехвата клиентов, переманивания группы сотрудников, что в деловом мире признано методами нечестной конкуренции.
В тех случаях, когда увольнение работника происходит по инициативе руководства предприятия, не следует немедленно реализовывать принятое решение. Если сотрудник обладал сведениями, составляющими коммерческую тайну, целесообразно предварительно перевести его на другой участок работы, где такие сведения не используются, и оставить в штате предприятия до тех пор, пока можно будет предпринять определенные действия по снижению возможного ущерба от разглашения коммерческой тайны или найти какие-либо пути ее защиты.
Для объявления сотруднику, что фирма по тем или иным причинам вынуждена отказаться от его услуг, увольняемого необходимо пригласить на собеседование к руководству предприятия. При этом важно придерживаться следующих положений:
объявляемые причины увольнения должны содержать элементы объективности;
беседа должна носить доброжелательный характер;
в качестве причин увольнения не должны выдвигаться личностные качества этого человека;
после объявления решения администрации об увольнении требуется выслушать контрдоводы и аргументы, которые желательно заранее предугадать и иметь на них свои ответы;
необходимо назначить определенный срок на поиск нового места работы;
в ходе беседы и впоследствии ни в коем случае не следует сводить личные счеты с увольняемым, с какой бы плохой стороны он ни проявил себя в период работы на вашем предприятии.
При окончательном расчете с таким сотрудником нужно постараться взять у него подписку или иное обязательство о неразглашении конфиденциальной информации, ставшей ему известной за время работы. Необходимо также помнить, что если сотрудник, нарушивший правила безопасности, увольняется, не понеся наказания, другие могут последовать его примеру.
- Тема 6. Обеспечение экономической безопасности
- Введение
- Тема 1. Предприниматель и безопасность фирмы
- 1.1. Понятие экономической безопасности
- 1.2. Актуальные проблемы правовой защиты
- 1.3. Угрозы экономической безопасности
- 1.4. Виды экономических преступлений
- 1.5. Меры защиты от мошенничества
- 1.6. Цели и задачи СистемЫ обеспечения экономической безопасности
- Тема 2. Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны
- 2.1. Коммерческая тайна и конкуренция
- 2.2. Организация защиты коммерческой тайны
- 2.3. Конкуренты и партнеры. Борьба с недобросовестной конкуренцией
- Тема 3. Служба экономической безопасности (сэб) предприятия
- 3.1. Организация сэб, ее задачи и функции
- 3.2. Структура и деятельность сэб
- 3.3. Организация режима и охраны
- 3.4. Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия
- 3.5. Особенности обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности
- Тема 4. Обеспечение информационной безопасности фирмы
- 4.1. Каналы утечки информации
- 4.2. Технические каналы утечки информации
- 4.3. Системы технической защиты информационных объектов фирмы
- 4.4. Виды компьютерных преступлений и борьба с ними
- Тема 5. Проблемы безопасности в работе с кадрами
- 5.1. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия
- 5.2. Принципы организации профессионального отбора
- 5.3. Проблемы работы с персоналом в коммерческой структуре
- 5.4. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия
- 5.5. Процесс увольнения кадров
- 5.6. Охрана руководства предприятия. Меры личной безопасности руководства
- Тема 6. Обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности в экстремальных условиях
- 6.1. Экономическая безопасность фирмы в условиях риска
- 6.2. Заблаговременная подготовка фирмы к деятельности в кризисных ситуациях
- Литература
- Постановление правительства рсфср от 5 декабря 1991 года № 35
- Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия
- 5. Совещания
- 6. Рынок
- 7. Партнеры
- 8. Переговоры
- 9. Контракты
- 10. Цены
- 11. Торги, аукционы
- 14. Безопасность
- Обязательство
- Примерные расценки специализированных предприятий
- 1. Охранные услуги
- 3. Информационное обеспечение
- 4. Обследование помещений