_ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
В действующем российском законодательстве отсутствует общее определение понятия "монополия". Термин "монополия" используется в нормативных актах и юридической литературе для характеристики:
доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке,
особых полномочий (привилегий, прав) субъектов предпринимательства на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.
Несмотря на подобную неоднозначность характеристик монополии, ее правовая сущность заключается именно в определенном исключительном положении субъекта предпринимательства (или нескольких таковых) на рынке, дающем ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на данном рынке (в основном, на их цену).
Монополия (монопольное положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.
Следует различать основные типы монополий:
1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;
2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;
3) возникающие в результате обладания исключительными правами.
Указанные типы монополий можно также классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии не допускают наличие конкуренции со стороны других субъектов предпринимательства на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: "закрытые", "легальные", "юридические" монополии*(469). К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав.
Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействия спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства.
Монополии первого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Представляется, что эти монополии можно назвать государственными в широком смысле, учитывая их сходную правовую природу.
Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:
государственные монополии;
естественные монополии.
Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа (разд.1 Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ).
Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.
Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст.17-18), "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (ст.4), "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (п.2 ст.4, п.1 ст.12) и др.).
Осуществляется государственная монополия с помощью различных средств, установленных в нормативных актах. Например, государственная монополия на экспорт или импорт отдельных видов товаров (определяемых федеральным законом) реализуется посредством лицензирования такой деятельности. Лицензии на ее осуществление выдаются исключительно особым хозяйствующим субъектам - государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту (импорту) товаров. Указанные сделки, совершаемые в нарушение государственной монополии, являются ничтожными (ст.17 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст.3 Закона о естественных монополиях).
Закон устанавливает следующие так называемые естественные основания таких монополий:
1) существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства;
2) товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
3) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства. Поэтому в целях эффективного функционирования субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в данных сферах, получения ими экономически обоснованной прибыли, а также достижения баланса интересов потребителей и предпринимателей, государство объявляет подобные сферы предпринимательской деятельности естественными монополиями.
Существует перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии:
а) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
б) транспортировка газа по трубопроводам;
в) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
г) железнодорожные перевозки;
д) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
е) услуги общедоступной электрической и почтовой связи (ст.4 Закона о естественных монополиях).
Субъектом естественной монополии признается лишь хозяйствующий субъект, созданный в форме юридического лица, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ч.3 ст.3 Закона о естественных монополиях).
В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. С этой целью образуются специальные органы регулирования, являющиеся федеральными органами исполнительной власти, которые могут создавать свои территориальные органы. К ним, в частности, относятся: Федеральная энергетическая комиссия РФ (Указ Президента РФ от 29 ноября 1995 г. N 1194 (с изм. от 4 сентября 2001 г. N 1091)*(470), Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП РФ).
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст.6 Закона о естественных монополиях).
Монополии второго типа (так называемые рыночные) создаются в результате самостоятельных действий субъектов предпринимательства при осуществлении ими своей деятельности под воздействием различных факторов на рынке (экономических, внеэкономических) без непосредственного регулирующего воздействия государства.
Такие монополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.
И, наконец, о монополиях третьего типа. Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п.1 ст.138 ГК РФ)*(471).
Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.
Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права)*(472). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.
Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке. Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке.
Российское антимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия для определения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке: качественный (основной) и количественный (вспомогательный) критерии.
Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.
В частности, под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (ч.8 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Доминирующее положение на финансовом рынке характеризуется как объем финансовых услуг, предоставляемых финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям (ч.7 ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.
Указание на долю на товарных рынках содержится в Законе о конкуренции на товарных рынках. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим*(473). Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35% (ч.8 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Доля финансовой организации, необходимая для доминирования на рынке финансовых услуг, не определена Законом о конкуренции на финансовых рынках. Он содержит лишь общее указание на то, что конкретная доля устанавливается исходя из отношения суммы ее оборота по определенному виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах рынка финансовых услуг (п.2 ст.4 Закона о конкуренции на финансовых рынках). Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 утверждена Методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций.
Конкретные доли на некоторых финансовых рынках установлены подзаконными актами МАП РФ*(474). В частности, доминирующим признается положение страховщика, лизинговой организации и негосударственного пенсионного фонда на соответствующем рынке, если доля каждой из этих организаций превышает на федеральном рынке 10% или на региональном - 25%.
Доминирующее положение отражает степень монопольного господства одного или нескольких субъектов предпринимательства на рынке. Так, занятие доминирующего положения на рынке одним субъектом предпринимательства свидетельствует о наличии абсолютной ("чистой") монополии. Наличие на рынке олигополии (а иногда монополистической конкуренции), соответственно, уменьшает долю доминирования конкретного субъекта предпринимательства.
Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типам монополий: субъекты государственных и естественных монополий, субъекты "рыночных" монополий, обладатели исключительных прав.
Субъектам предпринимательской деятельности не запрещается занимать доминирующее положение на рынке. Такое положение само по себе не является противоправным. Как уже отмечалось, оно может возникнуть по воле государства, либо в результате неразвитости определенного рынка, или эффективного осуществления субъектом предпринимательства добросовестной конкуренции и победы в конкурентной борьбе, и т.п. В последнем случае доминирующее положение производно от конкуренции и является ее закономерным итогом.
Однако, если доминирующее (монопольное) положение предпринимателя явилось следствием его неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения (монополистическая деятельность), а вызванное ими "доминирование" - как вредоносные последствия (ограничение или устранение конкуренции).
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- _ 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- _ 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Конституционные основы предпринимательства
- _ 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- _ 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- _ 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- _ 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- _ 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- _ 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- _ 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- _ 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- _ 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- _ 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- _ 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- _ 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы
- _ 1. Индивидуальный предприниматель Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- _ 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- _ 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- _ 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- _ 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- _ 2. Функции и принципы менеджмента
- _ 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- _ 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование
- Основные нормативные акты
- _ 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- _ 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 4. Объекты приватизации и их классификация
- _ 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- _ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- _ 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- _ 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Предприниматель и товарный рынок
- _ 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- _ 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- _ 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- _ 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- _ 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- _ 4. Эмиссия ценных бумаг
- _ 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- _ 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие валютного рынка
- _ 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- _ 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- _ 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- _ 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка банковских услуг
- _ 2. Организация денежных расчетов
- _ 3. Банковские услуги по привлечению средств
- _ 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка страховых услуг
- _ 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- _ 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- _ 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- _ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- _ 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- _ 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- _ 2. Субъекты инвестиционных отношений
- _ 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- _ 4. Лизинговые инвестиции
- _ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- _ 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- _ 2. Внешнеэкономические сделки
- _ 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика рынка труда
- _ 2. Субъекты рынка труда
- _ 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- _ 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- _ 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- _ 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература