1.3.1Защита прав предпринимателей
Все виды объектов правовой охраны в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть разделены на три группы:
Имущественные права и интересы
Неимущественные права и интересы
Организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя
К первой группе относятся, прежде всего, вещные права предпринимателя: право собственности (ст. 209 и 213 Гражданского Кодекса), право хозяйственного ведения (ст.294 Гражданского кодекса), право оперативного управления имуществом (ст. 296 Гражданского кодекса), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 Гражданского кодекса), сервитуты (ст. 274-277 Гражданского кодекса). В эту же группу входят обязательственные права требования предпринимателей, возникающие из участия в учреждении коммерческих организаций, из заключаемых ими договоров, совершаемых сделок и других оснований, например, вследствие причинения предпринимателю имущественных убытков вне договорных отношений.
Вторая группа охраноспособных объектов - нематериальные блага. Это - деловая репутация, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности. К этой же группе относится право на охрану служебной и коммерческой тайны.
В третью группу охраняемых объектов могут быть выделены права и интересы предпринимателя, которые являются организационно-предпосылочными. Это право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, право на получение квалификационных сертификатов и лицензий на те виды деятельности, которые согласно закону подлежат обязательному лицензированию. К организационно-предпосылочным также относится право на постановку на налоговый учет и присвоение идентификационного номера налогоплательщика, право на получение статуса субъекта малого предпринимательства, право на заключение договора на открытие банковского счета с коммерческим банком по своему выбору, право на определение внутренней производственной структуры юридического лица и организацию трудовых правоотношений.
Конституция РФ устанавливает: право каждого защищать свои права и интересы всеми способами (ч. 3 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), право на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), на возмещение государственного вреда (ст. 53), на гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), право свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства (ч. 1 ст. 74).
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса убытки предпринимателя, возникшие вследствие нарушения его прав и интересов, должны быть полностью возмещены. Понятием и составом убытков охватываются все возможные для предпринимателя имущественные потери, включая неполученные доходы, которые мог бы получить предприниматель при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено - упущенная выгода.
Ряд действий, направленных на воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности, может быть квалифицирован как уголовное преступление (ст.169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» УК РФ).
Способ защиты гражданских прав - это предусмотренные Гражданским Кодексом (ГК) и другими законами РФ правовые средства, применение которых, основанное на признании права, приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечению действий, нарушающих право или создающих угрозу его применению. В статье 12 ГК РФ перечислены способы защиты гражданских прав.
Закон допускает также применение и таких способов защиты гражданских прав, которые не перечислены в ст.12 ГК РФ, но предусмотрены законами. К ним относится, например, право на обращение к компетентным государственным органам (прокуратуре и т.д.) с требованием принятия мер государственно-принудительного характера.
Различные способы защиты предполагают и различный порядок, механизм защиты прав и интересов предпринимателя. Механизм защиты прав - это осуществление способов защиты. Существуют следующие виды механизмов защиты:
Внесудебные - самозащита; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение заявлений и жалоб органами исполнительной власти в порядке подчиненности (в том числе нотариальная форма защиты)
Судебные - конституционная защита; рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции, арбитражными судами и третейскими судами. Как правило, действующее законодательство не препятствует предпринимателю избрать для защиты своих прав те способы защиты и порядок их осуществления, которые представляются ему наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах. Полностью вопросы защиты прав предпринимателей изложены в тексте законов
Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» (далее - Закон). В соответствии со статьей 7 Закона продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем, но не более чем на один месяц. По одним и тем же целям, задачам и предмету в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе (статья 9 Закона):
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица
осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей
требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки
требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации
превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю
Согласно статьи 13 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право:
непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки
получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом
знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора)
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом - в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном порядке.
- 1 Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области 4
- 2 Юридические вопросы организации бизнеса 31
- 1Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области
- 1.1Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в Архангельской области
- 1.1.1Управление федеральной государственной службы занятости населения по Архангельской области
- 1.1.2Департамент экономического развития Архангельской области
- 1.1.3Формы и методы содействия повышению конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства
- 1.1.4Способы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства
- 1.1.5Меры по облегчению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
- 1.1.6Иные формы государственной поддержки субъектов мсб
- 1.2Контролирующие и надзорные органы в области предпринимательства
- 1.3Защита и обеспечение безопасности бизнеса
- 1.3.1Защита прав предпринимателей
- 1.3.2Безопасность бизнеса
- 1.3.3Страхование бизнеса
- 1.4Иные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Архангельской области
- 1.4.1Общественный совет по малому предпринимательству при Главе администрации Архангельской области
- 1.4.2Агентства поддержки малого предпринимательства, учебно-деловые центры и т.Д.
- 2Юридические вопросы организации бизнеса
- 2.1Основы хозяйственного законодательства рф Место хозяйственного права в законодательстве
- Предпринимательская деятельность с юридической точки зрения
- Основные законы, регулирующие хозяйственную деятельность
- Иерархия законов в зависимости от их юридической силы
- 2.2Субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели и юридические лица Участники гражданского оборота
- Часть I Гражданского кодекса рф делит участников гражданского оборота на следующие группы:
- Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели)
- Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), российские и иностранные
- Субъекты предпринимательской деятельности
- Субъекты предпринимательской деятельности
- 2.3Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ
- 2.4Коммерческие организации: особенности различных организационно-правовых форм
- 2.5Некоммерческие организации как субъекты предпринимательства
- 2.6Порядок государственной регистрации предприятий в Архангельской области
- 2.6.2 Порядок государственной регистрации юридических лиц
- 2.6.3 Понятие юридического адреса, значение и механизм его получения
- 2.6.4 Порядок постановки на налоговый учёт, на учёт в статистике, пенсионный фонд и другие фонды, открытие расчётного счёта в банке
- 2.6.5 Порядок лицензирования отдельных видов деятельности
- 2.6.6 Прекращение деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
- 3Маркетинговые инструменты для развития бизнеса
- 3.1 Маркетинг и исследование рынка
- 1. Определение проблемы
- 2. Разработка программы исследования
- 3. Определение метода и места сбора данных
- 4. Сбор вторичных данных
- 5. Подготовка вопросов и форм для ответов
- 6. Определение принципов выборки
- 7. Сбор первичных данных
- 8. Анализ и интерпретация данных
- 9. Подготовка отчета о результатах
- 10. Принятие решения
- 3.2Основные концепции маркетинга
- 3.3Рынок и предприятие
- 3.3.1Swot-анализ как элемент стратегического планирования
- 3.3.2Анализ рынка и его основных показателей
- 3.3.3Сегментирование рынка
- 3.3.4Конкуренция
- 3.4Программа маркетинга
- 4Экономические вопросы ведения бизнеса
- 4.1Место и цели предприятия в рыночной экономике
- 4.2Капитал предприятия и его основные составляющие
- Предприятие как система открытого типа
- Кругооборот оборотных средств предприятия
- 4.3Себестоимость продукции. Методы управления затратами
- Разделение затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные
- 4.4Прибыль предприятия и эффективность его деятельности
- 5Налогообложение бизнеса
- 5.1Основные виды налогов при различных системах налогообложения
- 5.2Общий режим налогообложения
- 5.2.1Налог на добавленную стоимость
- Объекты налогообложения ндс
- 5.2.2Акцизы
- 5.2.3Налог на доходы физических лиц
- 5.2.4Единый социальный налог
- 5.2.5Налог на прибыль организаций
- Упрощенная схема расчета доходов, участвующих в расчете прибыли
- Упрощенная схема расчета расходов, участвующих в расчете прибыли
- 5.2.6Транспортный налог
- 5.2.7Налог на имущество организаций
- 5.3Упрощенная система налогообложения
- Условия начала и прекращения применения усн
- Перечень налогов, заменяемых при усн уплатой единого налога
- 5.4Единый налог на вмененный доход
- 5.5Рекомендации по выбору системы налогообложения бизнеса с учетом особенностей бизнеса
- Выяснить:
- Далее следовать приведенным ниже рекомендациям
- Несколько видов деятельности
- По видам деятельности, не подпадающим под енвд
- 6Планирование бизнеса
- 6.1Информационно-логическая схема бизнес-плана и его общая структура
- План маркетинга
- План производства
- 6.2План маркетинга
- 6.2.1Виды товаров (услуг)
- 6.2.2Рынок сбыта
- 6.2.3Конкуренция
- Форма представления информации о конкурентах
- 6.2.4Прогноз продаж
- 6.2.5План маркетинга
- Форма представления информации по плану маркетинга
- 6.3План производства
- 6.3.1Описание производственных мощностей
- 6.3.2Капитальные затраты
- 6.3.3Амортизация основных производственных фондов
- 6.3.4Затраты на сырье и материалы
- 6.3.5Персонал и расходы на оплату труда
- 6.3.6Накладные расходы
- 6.3.7Сводный календарный план реализации проекта
- 6.4Юридический и организационный план
- 6.4.1Выбор организационно-правовой формы предприятия
- 6.4.2Организационный план
- Распределение обязанностей и ответственности
- 6.5.2Смета затрат до получения первых поступлений от реализации
- 6.5.3Рабочий график первого этапа реализации проекта
- 6.5.4Расчет запасов сырья
- 6.5.5Расчет кредитов
- 6.5.6Проект плана финансовых результатов деятельности
- 6.5.7План движения денежных средств
- 6.5.8Расчет показателей проекта
- 6.5.9Анализ рисков
- 6.6Оформление бизнес-плана и его презентации