logo
Как начать своё дело в Архангельской области

4.1Место и цели предприятия в рыночной экономике

Предприятие как субъект рыночной экономики

Рыночная экономика определенным образом организует отношения спроса и предложения – обмен между покупателями и продавцами. В условиях рыночной экономики действуют три основных хозяйствующих субъекта – домохозяйства, предприятия и государство.

Домохозяйства – потребители, наемные работники и собственники, которые являются владельцами различных факторов производства (труд, земля или капитал). Основной целью домохозяйства имеют удовлетворение своих потребностей.

Государство – органы власти и различные правительственные учреждения, целью которых является ограниченный контроль за экономикой для решения социально-значимых задач.

Предприятия – коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью для коммерческого предприятия является получение прибыли. При этом любое предприятие имеет принадлежащее ему обособленное имущество, которым распоряжается самостоятельно, используя для изготовления и продажи готовых товаров или услуг.

Взаимодействие между рыночными субъектами на трех видах рынков – рынке факторов производства, финансовом рынке и рынке товаров и услуг – иллюстрирует схема:

Модель рыночной экономики и взаимодействия её субъектов

Экономическая свобода и риски предприятия

Экономическая независимость любого предприятия в условиях рыночной экономики проявляется в решении таких вопросов:

Вместе с тем, оборотная сторона экономической свободы предприятия – его собственная ответственность за соблюдение действующих законов и правил в области экологии, охраны труда и его оплаты, авторского и патентного права, уплаты налогов и других норм и «правил игры», установленных государством.

Другим жестким признаком рынка является наличие хозяйственного риска, в условиях которого любой предприниматель должен самостоятельно отслеживать рыночную конъюнктуру, цены, действия конкурентов, принимать с учетом этой и другой информации своевременные действия в сфере реализации своей продукции, а также добиваться, как минимум, окупаемости собственных затрат.

Модели рынка

На поведение каждого предприятия на рынке накладывает свой отпечаток модель рынка, на котором оно функционирует. В таблице приведена сравнительная характеристика различных моделей рыночных структур. Заметим, что предприятия малого бизнеса, как правило, имеют отношение к одной из двух моделей рынка (или их комбинации) – рынку чистой конкуренции или рынку монополистической конкуренции.

Сравнительная характеристика основных моделей рынка

модели рынка

Параметр

чистая конкуренция

монополистическаяконкуренция

олигополия

чистая монополия

число производителей

очень много

много

несколько

одна

барьеры для входа

нет

незначительные

весьма значительные

практически непреодоли-мые

примеры

мелкорозничная торговля

легкая промышл-ТЬ, услуги

машиностроение, металЛУРгия

энергетика, ж/д транспорт

контроль со стороны производителей

нет

есть, но в узких рамках

высокий, взаимнАЯ зависимость

самый высокий

особенности ценовой политики

ориентироваться только на рыночные цены

дифференциация товаров и цен

активная реакция на цены конкурентов

расчет цены с учетом нормативных издержек

Чистая конкуренция возникает при следующих условиях:

Характерным примером рынка чистой конкуренции является мелкорозничная торговля.

Монополистическая конкуренция возникает там, где:

Монополистическая конкуренция, как правило, широко представлена там, где производятся и реализуются предметы потребления и услуги для населения.

Другими типами рынка являются чистая монополия и олигополия, где основную часть рынка контролируют соответственно одно или несколько крупных предприятий. По понятным причинам эти модели рынка для начинающих предпринимателей в качестве поля деятельности выступать не могут.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Особую роль в рыночной экономике играют предприятия малого бизнеса. Не требуя большого стартового капитала, они способствуют развитию конкуренции и создают новые рабочие места. Соединение в одном лице собственника и руководителя позволяет на этих предприятиях сократить затраты и проявлять большую гибкость.

Другие экономические преимущества малых предприятий по сравнению с крупными компаниями сводятся к такому перечню: