4.1Место и цели предприятия в рыночной экономике
Предприятие как субъект рыночной экономики
Рыночная экономика определенным образом организует отношения спроса и предложения – обмен между покупателями и продавцами. В условиях рыночной экономики действуют три основных хозяйствующих субъекта – домохозяйства, предприятия и государство.
Домохозяйства – потребители, наемные работники и собственники, которые являются владельцами различных факторов производства (труд, земля или капитал). Основной целью домохозяйства имеют удовлетворение своих потребностей.
Государство – органы власти и различные правительственные учреждения, целью которых является ограниченный контроль за экономикой для решения социально-значимых задач.
Предприятия – коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью для коммерческого предприятия является получение прибыли. При этом любое предприятие имеет принадлежащее ему обособленное имущество, которым распоряжается самостоятельно, используя для изготовления и продажи готовых товаров или услуг.
Взаимодействие между рыночными субъектами на трех видах рынков – рынке факторов производства, финансовом рынке и рынке товаров и услуг – иллюстрирует схема:
Модель рыночной экономики и взаимодействия её субъектов
Экономическая свобода и риски предприятия
Экономическая независимость любого предприятия в условиях рыночной экономики проявляется в решении таких вопросов:
определение направлений деятельности, видов выпускаемых товаров и оказываемых услуг,
выбор поставщиков и других деловых партнеров, с которыми устанавливаются договорные связи,
свободное установление конкурентоспособных цен на свою продукцию и услуги (если иное не оговорено хозяйственным законодательством в некоторых областях деятельности).
Вместе с тем, оборотная сторона экономической свободы предприятия – его собственная ответственность за соблюдение действующих законов и правил в области экологии, охраны труда и его оплаты, авторского и патентного права, уплаты налогов и других норм и «правил игры», установленных государством.
Другим жестким признаком рынка является наличие хозяйственного риска, в условиях которого любой предприниматель должен самостоятельно отслеживать рыночную конъюнктуру, цены, действия конкурентов, принимать с учетом этой и другой информации своевременные действия в сфере реализации своей продукции, а также добиваться, как минимум, окупаемости собственных затрат.
Модели рынка
На поведение каждого предприятия на рынке накладывает свой отпечаток модель рынка, на котором оно функционирует. В таблице приведена сравнительная характеристика различных моделей рыночных структур. Заметим, что предприятия малого бизнеса, как правило, имеют отношение к одной из двух моделей рынка (или их комбинации) – рынку чистой конкуренции или рынку монополистической конкуренции.
Сравнительная характеристика основных моделей рынка
| модели рынка | |||
Параметр | чистая конкуренция | монополистическаяконкуренция | олигополия | чистая монополия |
число производителей | очень много | много | несколько | одна |
барьеры для входа | нет | незначительные | весьма значительные | практически непреодоли-мые |
примеры | мелкорозничная торговля | легкая промышл-ТЬ, услуги | машиностроение, металЛУРгия | энергетика, ж/д транспорт |
контроль со стороны производителей | нет | есть, но в узких рамках | высокий, взаимнАЯ зависимость | самый высокий |
особенности ценовой политики | ориентироваться только на рыночные цены | дифференциация товаров и цен | активная реакция на цены конкурентов | расчет цены с учетом нормативных издержек |
Чистая конкуренция возникает при следующих условиях:
На рынке одновременно действуют множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию. При этом для потребителя часто безразлично, у какой конкретной фирмы он приобретает эту продукцию
Барьеры для входа на такой рынок невысоки. Многие фирмы без серьезных финансовых затрат и всевозможных ограничений и препятствий могут как входить в такую отрасль, так и выходить из неё
Нет проблем с получением необходимой информации – о ценах на товары и требующиеся ресурсы для их производства, об уровне затрат, требованиях к качеству, технологии и т.д.
Фирм на рынке много, доля каждой незначительна, поэтому существенно влиять на цену продукции ни одна из них не в состоянии, что делает работу по ценообразованию предельно простой, сводя её к ориентации на цены конкурентов
Характерным примером рынка чистой конкуренции является мелкорозничная торговля.
Монополистическая конкуренция возникает там, где:
В отрасли действуют десятки, а иногда и сотни предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Упаковка товара, дополнительный сервис, более удачные часы работы, преимущества в месторасположении – эти и другие «неценовые» факторы играют повышенную роль. Потребитель более разборчив и имеет ярко выраженные индивидуальные предпочтения и вкусы;
Барьеры для входа на рынок выше, но не настолько, чтобы многие предприниматели не могли их преодолеть. В то же время в роли барьеров могут выступать патенты, торговые марки, знание тонкостей технологии и профессиональных секретов;
Предприятия не похожи друг на друга и могут сильно отличаться как по своим доходам и затратам, так и по маркетинговым действиям. Монополизм и его экономические преимущества проявляются для тех, кто в условиях конкуренции оказывается расторопней и инициативней, благодаря чему раньше своих конкурентов способен «снимать сливки» в своих целевых сегментах;
Благодаря тому, что фирм на рынке монополистической конкуренции много, тайный ценовой сговор между ними затруднен. При этом ценовая политика отдельных предприятий должна быть более изобретательной и гибкой, поскольку значение цен как инструмента маркетинга в таких условиях резко возрастает.
Монополистическая конкуренция, как правило, широко представлена там, где производятся и реализуются предметы потребления и услуги для населения.
Другими типами рынка являются чистая монополия и олигополия, где основную часть рынка контролируют соответственно одно или несколько крупных предприятий. По понятным причинам эти модели рынка для начинающих предпринимателей в качестве поля деятельности выступать не могут.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Особую роль в рыночной экономике играют предприятия малого бизнеса. Не требуя большого стартового капитала, они способствуют развитию конкуренции и создают новые рабочие места. Соединение в одном лице собственника и руководителя позволяет на этих предприятиях сократить затраты и проявлять большую гибкость.
Другие экономические преимущества малых предприятий по сравнению с крупными компаниями сводятся к такому перечню:
Близость к местным рынкам сбыта и необходимых ресурсов, в частности, лучшее использование местного сырья
Лучшая реакция на запросы потребителей
Способность производить продукцию не только крупными, но и малыми партиями, что экономически невыгодно крупным фирмам
Минимальный штат управления, благодаря чему относительно быстрая процедура принятия управленческих решений
Содействие оздоровлению национальной и региональной экономики в целом благодаря развитию конкуренции, созданию дополнительных рабочих мест, сокращению безработицы, росту доходов населения и расширению потребительского сектора
- 1 Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области 4
- 2 Юридические вопросы организации бизнеса 31
- 1Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области
- 1.1Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в Архангельской области
- 1.1.1Управление федеральной государственной службы занятости населения по Архангельской области
- 1.1.2Департамент экономического развития Архангельской области
- 1.1.3Формы и методы содействия повышению конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства
- 1.1.4Способы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства
- 1.1.5Меры по облегчению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
- 1.1.6Иные формы государственной поддержки субъектов мсб
- 1.2Контролирующие и надзорные органы в области предпринимательства
- 1.3Защита и обеспечение безопасности бизнеса
- 1.3.1Защита прав предпринимателей
- 1.3.2Безопасность бизнеса
- 1.3.3Страхование бизнеса
- 1.4Иные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Архангельской области
- 1.4.1Общественный совет по малому предпринимательству при Главе администрации Архангельской области
- 1.4.2Агентства поддержки малого предпринимательства, учебно-деловые центры и т.Д.
- 2Юридические вопросы организации бизнеса
- 2.1Основы хозяйственного законодательства рф Место хозяйственного права в законодательстве
- Предпринимательская деятельность с юридической точки зрения
- Основные законы, регулирующие хозяйственную деятельность
- Иерархия законов в зависимости от их юридической силы
- 2.2Субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели и юридические лица Участники гражданского оборота
- Часть I Гражданского кодекса рф делит участников гражданского оборота на следующие группы:
- Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели)
- Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), российские и иностранные
- Субъекты предпринимательской деятельности
- Субъекты предпринимательской деятельности
- 2.3Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ
- 2.4Коммерческие организации: особенности различных организационно-правовых форм
- 2.5Некоммерческие организации как субъекты предпринимательства
- 2.6Порядок государственной регистрации предприятий в Архангельской области
- 2.6.2 Порядок государственной регистрации юридических лиц
- 2.6.3 Понятие юридического адреса, значение и механизм его получения
- 2.6.4 Порядок постановки на налоговый учёт, на учёт в статистике, пенсионный фонд и другие фонды, открытие расчётного счёта в банке
- 2.6.5 Порядок лицензирования отдельных видов деятельности
- 2.6.6 Прекращение деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
- 3Маркетинговые инструменты для развития бизнеса
- 3.1 Маркетинг и исследование рынка
- 1. Определение проблемы
- 2. Разработка программы исследования
- 3. Определение метода и места сбора данных
- 4. Сбор вторичных данных
- 5. Подготовка вопросов и форм для ответов
- 6. Определение принципов выборки
- 7. Сбор первичных данных
- 8. Анализ и интерпретация данных
- 9. Подготовка отчета о результатах
- 10. Принятие решения
- 3.2Основные концепции маркетинга
- 3.3Рынок и предприятие
- 3.3.1Swot-анализ как элемент стратегического планирования
- 3.3.2Анализ рынка и его основных показателей
- 3.3.3Сегментирование рынка
- 3.3.4Конкуренция
- 3.4Программа маркетинга
- 4Экономические вопросы ведения бизнеса
- 4.1Место и цели предприятия в рыночной экономике
- 4.2Капитал предприятия и его основные составляющие
- Предприятие как система открытого типа
- Кругооборот оборотных средств предприятия
- 4.3Себестоимость продукции. Методы управления затратами
- Разделение затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные
- 4.4Прибыль предприятия и эффективность его деятельности
- 5Налогообложение бизнеса
- 5.1Основные виды налогов при различных системах налогообложения
- 5.2Общий режим налогообложения
- 5.2.1Налог на добавленную стоимость
- Объекты налогообложения ндс
- 5.2.2Акцизы
- 5.2.3Налог на доходы физических лиц
- 5.2.4Единый социальный налог
- 5.2.5Налог на прибыль организаций
- Упрощенная схема расчета доходов, участвующих в расчете прибыли
- Упрощенная схема расчета расходов, участвующих в расчете прибыли
- 5.2.6Транспортный налог
- 5.2.7Налог на имущество организаций
- 5.3Упрощенная система налогообложения
- Условия начала и прекращения применения усн
- Перечень налогов, заменяемых при усн уплатой единого налога
- 5.4Единый налог на вмененный доход
- 5.5Рекомендации по выбору системы налогообложения бизнеса с учетом особенностей бизнеса
- Выяснить:
- Далее следовать приведенным ниже рекомендациям
- Несколько видов деятельности
- По видам деятельности, не подпадающим под енвд
- 6Планирование бизнеса
- 6.1Информационно-логическая схема бизнес-плана и его общая структура
- План маркетинга
- План производства
- 6.2План маркетинга
- 6.2.1Виды товаров (услуг)
- 6.2.2Рынок сбыта
- 6.2.3Конкуренция
- Форма представления информации о конкурентах
- 6.2.4Прогноз продаж
- 6.2.5План маркетинга
- Форма представления информации по плану маркетинга
- 6.3План производства
- 6.3.1Описание производственных мощностей
- 6.3.2Капитальные затраты
- 6.3.3Амортизация основных производственных фондов
- 6.3.4Затраты на сырье и материалы
- 6.3.5Персонал и расходы на оплату труда
- 6.3.6Накладные расходы
- 6.3.7Сводный календарный план реализации проекта
- 6.4Юридический и организационный план
- 6.4.1Выбор организационно-правовой формы предприятия
- 6.4.2Организационный план
- Распределение обязанностей и ответственности
- 6.5.2Смета затрат до получения первых поступлений от реализации
- 6.5.3Рабочий график первого этапа реализации проекта
- 6.5.4Расчет запасов сырья
- 6.5.5Расчет кредитов
- 6.5.6Проект плана финансовых результатов деятельности
- 6.5.7План движения денежных средств
- 6.5.8Расчет показателей проекта
- 6.5.9Анализ рисков
- 6.6Оформление бизнес-плана и его презентации