3.3.2Анализ рынка и его основных показателей
Как можно изучить и спрогнозировать размер (объем) рынка?
Оценка размеров рынка может осуществляться:
на основе структурных характеристик
На основе структурных характеристик оценка объемов рынка проводится в масштабах страны и регионов. Учитываются следующие параметры: производство продукта, экспорт, импорт, остатки на складах на начало и конец периода. Расчеты производятся на основе данных госстатистики. Но в России размеры экспортно-импортных операций искажаются, объемы производства занижаются, а количество продукции на складах скрывается, полученная с помощью этого метода информация отличается неточностью и неполнотой. Тем не менее, метод используется достаточно часто: он удобен, понятен и пригоден в ситуациях, когда оценить объем рынка иным способом невозможно.
по объемам производства
Обычно оценка размера рынка на основании данных о производстве делается в масштабах страны. В основном для этого используются статистические данные, проводить полевые исследования чаще всего не требуется.
Результаты, полученные с помощью этого метода, достаточно точны, особенно если рынок прозрачен, обслуживается немногими игроками, а объем экспортно-импортных операций незначителен или легко определяется. Таковы в России рынки сырья, оборудования, легковых автомобилей, капитального строительства (сложно кустарным способом произвести автомобиль или построить незаметно многоквартирный дом). Поэтому показатели размеров этих рынков в натуральном выражении считаются просто. В то время как в стоимостном измерении оценку нужно выносить осторожно, так как часто заявленные цены отличаются от реальных.
Сложнее посчитать рынки строительных материалов, одежды и обуви, мебели, мобильных телефонов. Здесь велика доля теневой экономики, популярен "серый" импорт, размеры производства скрываются. Но в последние годы крупные компании, заботясь о своем имидже, стали все чаще показывать реальные объемы производства.
Самой сложной является оценка рынка услуг. Никто не знает, какую часть от реально заработанных денег официально декларируют учебные заведения, медицинские учреждения, салоны красоты, спортивно-оздоровительные комплексы. Так, на рынке услуг такси крупных российских городов доля нелегальных извозчиков составляет 90%, и оценить его реальные размеры можно приблизительно.
по объемам потребления
Оценивать рынок со стороны потребления труднее. Статистических данных недостаточно, и требуются серьезные маркетинговые исследования, которые в основном используют следующие способы: телефонные опросы населения и корпоративных потребителей, экспертные оценки, личные интервью. Обычно этот подход применяется для рынков: продуктов питания, напитков, сигарет, косметики, средств гигиены.
Основная задача исследований – определить численность потребителей и средний уровень потребления. При опросе потребителей особое внимание следует уделить выборке. Она должна быть репрезентативной, то есть структура выборки по всем значимым характеристикам (уровню дохода, возрасту и другим социально-демографическим и экономическим параметрам) должна соответствовать генеральной совокупности потребителей данного товара (услуги).
по объемам продаж
Размер рынка можно определить по результатам продаж в оптовой и розничной торговле. Используются следующие способы: аудит розничной торговли, опрос оптовых компаний, экспертные оценки.
Следует обязательно учитывать такие влияющие на размеры рынков факторы, как: рост благосостояния населения (рост в России объема продаж автомобилей), изменение стиля жизни (Так, сейчас в России наблюдается рост интереса к здоровому образу жизни, что ведет к росту объема продаж спортивных товаров, лечебно-косметических средств, биологически активных добавок, продуктов питания с низким содержанием жира, все чаще прибегают к услугам пластической хирургии).
косвенными методами
По аналогии. Размер рынка определяют исходя из показателей другого (аналогичного) рынка.
Допустим, известен объем мирового рекламного рынка, мирового рынка маркетинговых исследований, а также рекламного рынка России. Зная пропорции их соотношения, можно посчитать размер отечественной индустрии маркетинговых исследований. Другой пример: размеры одного из региональных рынков можно определить исходя из его объемов в другом регионе и применяя региональные коэффициенты, рассчитанные каким-либо рейтинговым агентством.
По смежным рынкам.
Например, размер российского рынка тарированного цемента можно определить по объему производства мешков, в которые он пакуется. Для этого нужно получить сведения на заводах, производящих данный вид упаковки. Сотрудники заводов поделятся информацией намного охотнее, чем производители цемента – сведениями об объеме производства.
Нормативное потребление. При использовании этого метода суммируются нормативы потребления продукта, умноженные на число потребителей. Для разных товаров установлены нормы потребления.
Например, известно, что для обуви норма потребления равна полутора парам в год. Численность постоянного населения РФ на 1 декабря 2004 года составила 143,5 млн человек. Следовательно, размер российского рынка обуви в натуральном измерении будет равен примерно 215 млн пар.
Экстраполяция. Размеры нынешнего рынка можно определить по его объемам прошлых лет, если знаешь темпы роста рынка.
Например, российский рынок обоев в 2004 году составил 220-230 млн стандартных рулонов и темпы его роста последние годы были на уровне 10-15%. Можно предположить, что в 2005 году рынок вырос до 240-250 млн рулонов.
- 1 Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области 4
- 2 Юридические вопросы организации бизнеса 31
- 1Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области
- 1.1Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в Архангельской области
- 1.1.1Управление федеральной государственной службы занятости населения по Архангельской области
- 1.1.2Департамент экономического развития Архангельской области
- 1.1.3Формы и методы содействия повышению конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства
- 1.1.4Способы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства
- 1.1.5Меры по облегчению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
- 1.1.6Иные формы государственной поддержки субъектов мсб
- 1.2Контролирующие и надзорные органы в области предпринимательства
- 1.3Защита и обеспечение безопасности бизнеса
- 1.3.1Защита прав предпринимателей
- 1.3.2Безопасность бизнеса
- 1.3.3Страхование бизнеса
- 1.4Иные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Архангельской области
- 1.4.1Общественный совет по малому предпринимательству при Главе администрации Архангельской области
- 1.4.2Агентства поддержки малого предпринимательства, учебно-деловые центры и т.Д.
- 2Юридические вопросы организации бизнеса
- 2.1Основы хозяйственного законодательства рф Место хозяйственного права в законодательстве
- Предпринимательская деятельность с юридической точки зрения
- Основные законы, регулирующие хозяйственную деятельность
- Иерархия законов в зависимости от их юридической силы
- 2.2Субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели и юридические лица Участники гражданского оборота
- Часть I Гражданского кодекса рф делит участников гражданского оборота на следующие группы:
- Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели)
- Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), российские и иностранные
- Субъекты предпринимательской деятельности
- Субъекты предпринимательской деятельности
- 2.3Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ
- 2.4Коммерческие организации: особенности различных организационно-правовых форм
- 2.5Некоммерческие организации как субъекты предпринимательства
- 2.6Порядок государственной регистрации предприятий в Архангельской области
- 2.6.2 Порядок государственной регистрации юридических лиц
- 2.6.3 Понятие юридического адреса, значение и механизм его получения
- 2.6.4 Порядок постановки на налоговый учёт, на учёт в статистике, пенсионный фонд и другие фонды, открытие расчётного счёта в банке
- 2.6.5 Порядок лицензирования отдельных видов деятельности
- 2.6.6 Прекращение деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
- 3Маркетинговые инструменты для развития бизнеса
- 3.1 Маркетинг и исследование рынка
- 1. Определение проблемы
- 2. Разработка программы исследования
- 3. Определение метода и места сбора данных
- 4. Сбор вторичных данных
- 5. Подготовка вопросов и форм для ответов
- 6. Определение принципов выборки
- 7. Сбор первичных данных
- 8. Анализ и интерпретация данных
- 9. Подготовка отчета о результатах
- 10. Принятие решения
- 3.2Основные концепции маркетинга
- 3.3Рынок и предприятие
- 3.3.1Swot-анализ как элемент стратегического планирования
- 3.3.2Анализ рынка и его основных показателей
- 3.3.3Сегментирование рынка
- 3.3.4Конкуренция
- 3.4Программа маркетинга
- 4Экономические вопросы ведения бизнеса
- 4.1Место и цели предприятия в рыночной экономике
- 4.2Капитал предприятия и его основные составляющие
- Предприятие как система открытого типа
- Кругооборот оборотных средств предприятия
- 4.3Себестоимость продукции. Методы управления затратами
- Разделение затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные
- 4.4Прибыль предприятия и эффективность его деятельности
- 5Налогообложение бизнеса
- 5.1Основные виды налогов при различных системах налогообложения
- 5.2Общий режим налогообложения
- 5.2.1Налог на добавленную стоимость
- Объекты налогообложения ндс
- 5.2.2Акцизы
- 5.2.3Налог на доходы физических лиц
- 5.2.4Единый социальный налог
- 5.2.5Налог на прибыль организаций
- Упрощенная схема расчета доходов, участвующих в расчете прибыли
- Упрощенная схема расчета расходов, участвующих в расчете прибыли
- 5.2.6Транспортный налог
- 5.2.7Налог на имущество организаций
- 5.3Упрощенная система налогообложения
- Условия начала и прекращения применения усн
- Перечень налогов, заменяемых при усн уплатой единого налога
- 5.4Единый налог на вмененный доход
- 5.5Рекомендации по выбору системы налогообложения бизнеса с учетом особенностей бизнеса
- Выяснить:
- Далее следовать приведенным ниже рекомендациям
- Несколько видов деятельности
- По видам деятельности, не подпадающим под енвд
- 6Планирование бизнеса
- 6.1Информационно-логическая схема бизнес-плана и его общая структура
- План маркетинга
- План производства
- 6.2План маркетинга
- 6.2.1Виды товаров (услуг)
- 6.2.2Рынок сбыта
- 6.2.3Конкуренция
- Форма представления информации о конкурентах
- 6.2.4Прогноз продаж
- 6.2.5План маркетинга
- Форма представления информации по плану маркетинга
- 6.3План производства
- 6.3.1Описание производственных мощностей
- 6.3.2Капитальные затраты
- 6.3.3Амортизация основных производственных фондов
- 6.3.4Затраты на сырье и материалы
- 6.3.5Персонал и расходы на оплату труда
- 6.3.6Накладные расходы
- 6.3.7Сводный календарный план реализации проекта
- 6.4Юридический и организационный план
- 6.4.1Выбор организационно-правовой формы предприятия
- 6.4.2Организационный план
- Распределение обязанностей и ответственности
- 6.5.2Смета затрат до получения первых поступлений от реализации
- 6.5.3Рабочий график первого этапа реализации проекта
- 6.5.4Расчет запасов сырья
- 6.5.5Расчет кредитов
- 6.5.6Проект плана финансовых результатов деятельности
- 6.5.7План движения денежных средств
- 6.5.8Расчет показателей проекта
- 6.5.9Анализ рисков
- 6.6Оформление бизнес-плана и его презентации