logo search
Лекции по ГП (особенная часть)

Ответственность за вред причинённых государственными органами и органами мсу (ст. 1069-1071)

Общие положения в ст. 1069.

С 1917 года такая ответственность в законодательстве отсутствовала. Впервые в советском государстве такая ответственность была введена в 1981 году. С этого моменета гражданское законодательство предусматривала ответственность государства перед гражданами. Эти законы обратной силы не имеет. Единственное есть закон о реабилитации. Этот закон действует сам по себе, т.е. он регулирует конкретные случае реабилитации раннее репрессированных граждан. Поэтому все те действия государства не попадающие под этот закон не подлежат возмещению.

Условия возмещения вреда в соответствии со ст. 1069 практически совпадают с условиями генерального деликта:

  1. Наличие вреда – как имущественный так и неимущественный (моральный )

  2. Причинно-следственная связь – причём здесь возможно также не только прямые действия но и издание несоответствующего закону акта гос органа. Т.е. например какие-то постановления местные которые обязывают держать соответствующие цены или заключать договор с определённой организацией.

  3. Противоправность – незаконные действия или бездействия гос органов. При этот бремя доказывания правомерности действия лежит на самом гос органе, т.е. на ответчике.

  4. Вина – вина причинителя в данном случае это вина конкретных служащих или должностных лиц. Здесь будет действовать ст. 124 согласно которой к публично-правовым образованиям будут применятся нормы о ЮЛ

Субъектом в данном деликатном правоотношении будет публично-правовое образование. В законе указано что вред возмещается за счёт казны. Казны соответствующего уровня. Поэтому должником в данном обязательстве будет публично-правовое образование, а не сам орган. Возмещается вред из средств соответствующего бюджета или иного имущества закреплённого за государственными и муниципальными мероприятиями. Регулируется этот вопрос БК.

Ст. 1070 устанавливает дополнения к общему правилу об ответственности государства.

Закон в данном случае сконструирована ответственность без вины. В случае незаконного осуждения, заключения и т.д. ответственность наступает без вины.

Кроме того КС разъяснил данную статью и высказал правовую позицию что сюда же относится случае задержания в качестве подозреваемого.

Что касается ответственности органов дознания, прокуратуры и суда, то здесь наступает ответственность на общих основания, т.е. по принципу вины.

Вопрос в первую очередь встаёт о вине судьи. Ответственность судьи наступает если только его вина доказана вступившим с илу решением суда.

КС высказал позицию, что данный принцип ответственности судьи только за вину установленную приговором является исключением из статьи где вина презюмируется.

Ст. 1071 определяет органы и лица выступающие от имени казны при возмещении вреда за её счёт. В законе устанавливается что от имени казны выступает соответствующий финансовый орган. Поскольку речь идёт о финансовых органах, то порядок участия этих субъектов также определяется БК.

Ст. 158 БК устанавливает что от имени РФ, субъекта РФ и муниципального образования в качестве представителя ответчика выступает главный распорядитель бюджетных средств. В случаях рассмотрения иска о возмещении вреда причинённого ФЛ и ЮЛ в результате незаконных действий или бездействий гос органов. При это ВАС встав на позицию истцов в данных делах пояснил что если истец не указал в иске орган который является распорядителем средств, то это не является препятствием рассмотрения дела по существу. Суд сам направляет документы куда надо.