logo
Лекции по ГП (особенная часть)

Обязательства по предъявлению груза к перевозки. И по подачи транспортного средства под погрузку.

Договор перевозки обычно реальный договор. Т.е. считается заключённым с момента погрузки вещей на транспортное средство.

Обязательства предшествующие перевозку груза оформляются следующими договорами:

  1. Договор об организации перевозки груза на морском транспорте он называется навигационный договор На авиационном – специальный договор. Этот договор определяет объём. сроки и др. условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки. А также порядок расчёта между перевозчиком и грузоотправителем, схем у расчётов перевозки и т.д. Из этого договора возникает обязанность перевозчика принимать определённое количество грузов. А у грузоотправителя предъявлять к перевозки груз в согласованном объёме. По своей природе этот договор является организационным. Он консенсуальный и безвозмездный. Основная его цель – это организация будущей перевозки. Обычно таки договоры заключаются если существую длящиеся отношения между сторонами.

  2. На основании заявки (договора заявки) грузоотправителю Это наиболее типичное основание возникновения обязательства. Действует следующая схема: Грузоотправитель желающий отправить свой груз подаёт заказчик перевозчику с просьбой перевезти определённый груз, перевозчик принимает эту заявку и либо соглашается с ней или нет. Если он соглашается то у перевозчика возникает обязанность подать согласованное количество определённых средств, а у грузоотправителя – предъявить груз к перевозке. на каждый вид транспорта регулируется порядок подачи заявки, срок подачи, срок рассмотрения. Например: ЖД транспорт. Там заявка должна передаваться перевозчику не позднее 10 дней. Если груз уходит на экспорт то не позднее 15 дней. Перевозчик должен рассмотреть её в течении 2ух дней. Согласовать эту заявку. В дальнейшем он дожжен заявку подтвердить или нет.

  3. На основании административного акта Подобные документы могут выступать основания возникновения таких обязательств только в случаях указанных законом:

    1. В случаях северного завоза:

  4. Из договора перевозки. Но в определённых случаях указанных в законе:

    1. Когда договор является консенсуальным (морская перевозка грузов, автомобильная перевозка грузов.)

Содержание:

Обязанности перевозчика:

  1. Перевозчик обязан передать грузоотправителю исправное транспортное средство в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза и в достаточном количестве. Коммерческая пригодность обозначает что это транспортное средство должно быть пригодным для перевозки конкретного груза. Данное требование дополняется тем, что транспортное средство должно быть без посторонних запахов и должны отсутствовать иные неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на состояние груза. Закон устанавливает отдельно обязанность по проверке пригодности транспортного средства. Перевозчик должен осуществлять проверку исправности в присутствии отправителя. А коммерческую пригодность устанавливает сторона которая осуществляет погрузку грузов.

Обязанности грузоотправителя:

  1. Обязан подготовить груз таким образом чтобы обеспечить безопасность перевозки (как для самого груза так и для транспортного средства)

  2. Грузоотправитель обязан предоставить перевозчику груз для погрузки. Обязанность по погрузки может быть у отправителя, а может быть у перевозчика. В ЖД транспорте погрузка осуществляется перевозчиком. Морской, речной транспорт – всегда загружает грузоотправитель

  3. При предъявлении груза он должен представить перевозчику транспортный документ, которым будет оформятся перевозка. Обычно это транспортная накладная.

Ответственность за нарушения обязательства по подачи транспортных средств и … :

  1. Ответственность носит взаимный характер. Ответственность стороны несут на началах предпринимательского риска. Т.е. несут ответственность независимость от вины. Основание освобождения от ответственности является только непреодолимая сила.

  2. Ответственность носит ограниченный характер. Она установлена в виде штрафа и выражается в законной ограничительной неустойке. исключение только в морском транспорте. В данном случае стороны возмещают друг другу убытки.

  3. Размер штрафа указан в законе. Обычно от 0,1 – 5 МРОТ за каждую тонную груза или за каждое транспортное средство.

  4. Предусмотрено транспортным законодательством основания от освобождение от ответственности данного вида. Общее правило это если существует обстоятельство непреодолимой силы. На ЖД транспорте грузоотправитель также освобождается от ответственности за не предъявление груза в случае аварии у грузоотправителя, которая повлекла данное нарушение. То же самое в морском транспорте.

  5. Кроме данного вида ответственности в таких ситуациях могут возникать и другие нарушения, которые могут привести к неблагоприятным последствиям. Транспортное законодательство устанавливает возложение ответственности за простой на отправителя.

Виды перевозок

Общая классификация – деление на:

  1. Внутренние перевозки

  2. Международные перевозки

Также иная классификация:

  1. Перевозки местного сообщения

Силами одной транспортной организации

  1. Прямого сообщения

Несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по одному перевозочному документу

  1. Прямого смешанного сообщения

Несколько транспортных организаций, относящихся к нескольким видам транспорта

Ж\д транспорт:

  1. Грузовой

Обычная скорость поездов

  1. Большой скорости

Ускоренная перевозка

На автотранспорте:

  1. Городская перевозка (в пределах населенного пункта)

  2. Пригородная (между населенными пунктами на расстоянии до 50 км)

  3. Междугородная перевозка (на расстоянии более 50 км)

  4. Международная перевозка

Договор фрахтования (или договор чартера):

  1. На воздушном транспорте

  2. На морском транспорте

  3. На автотранспорта

Предоставляется для перевозки вся или часть вместимости транспорта. Сторонами является фрахтовщик и фрахтователь (2 – туристическая фирма, владелец)

Согласно Кодексу торгового мореплавания данный договор относится к договору перевозки в чистом виде. А применительно к воздушному – такого не предусмотрено. В данном случае возможно применение положения об аренде транспортных средств с экипажем.

На морском транспорте предусмотрен «тайм-чартер» - договор фрахтованием на время. Это не следует путать просто с договором фрахтования. Он звучит в кодексе торгового мореплавания, как договор аренды

Права и обязанности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя

Права и обязанности грузоотправителя:

  1. Единственная обязанность – обязанность по уплате провозной платы

Транспортный устав кодекса допускает диспозитивное регулирование, т.е. обязанность может вноситься до отправления груза, до принятия груза либо после прибытия груза в пункт назначения.

Регулирование со стороны государства является только в отношении ж\д транспорта, по другим видам транспорта – в зависимости от договоренности.

Провозные платежи обычно не ограничиваются в уплате провозной плате, также есть дополнительные сборы за дополнительные услуги перевозчика (все это вместе – провозные платежи). В частности это – выполнение разгрузочный и загрузочных работ; за взвешивание груза, за охрану груза, за сопровождение, за переадресовку груза. Перевозка должна оплачиваться предварительно, перевозчик не обязан оказывать услуги в кредит, поэтому без получения платы он может задержать отправление.

Окончательный расчет за перевозку осуществляется в пункте назначения между перевозчиком и грузополучателем. Это может быть в случае, если в порядке оплаты уплачивается не вся провозная плата.

  1. Отправитель вправе давать обязательные для перевозчика распоряжения по поводу перевозимого груза

Все эти права предусмотрены транспортными уставами и кодексами – это право потребовать вернуть сданный груз. По общему правилу это право действует до момента отправления груза. Исключение – морская перевозка, когда действия можно осуществлять даже после отправления судна, вернуть судно можно то есть.

Право на переадресовку груза, т.е. отправитель может переадресовать груз другому получателю, данное право может реализовываться до момента выдачи груза первому получателю. В отношении ж\д перевозки возможно как грузоотправителем, так и грузополучателем (в том числе и на станции назначения); на внутреннем водном транспорте есть возможность у грузополучателя переадресовать груз – грузоотправитель может переадресовать груз до момента вручения перевозчиком получателю транспортной накладной, а получатель может переадресовать груз с момента получения транспортной накладной и до момента выдачи груза.

Обязанности перевозчика:

  1. Обязанность доставить груз в пункт назначения, указанный в транспортной накладной либо в коносаменте. Должно осуществляться в соответствующий срок (сроки определяются специализированным законодательством, если нет такого, то в разумный срок).

Груз считается доставленным в срок, если в течение этого срока он прибыл в пункт назначения, при необходимости выгружен перевозчиком, если обязанность лежит на нем, и получатель уведомлен о доставке груза.

  1. Перевозчик обязан обеспечить сохранность перевозимого груза с момента принятия груза перевозки и до момента выдачи груза в пункте назначения получателю

Чтобы это сделать предусматриваются определенные условия перевозки и прочее, которые предусмотрены транспортным законодательством. Обеспечению сохранности также соответствует обязанность по пломбированию груза. Транспортные уставы в этом аспекте также связывают с пломбированием выполнение действий, связанных с охраной груза.

Если груз перевозится в сопровождении лиц, нанятых для сопровождения грузополучателем, это не освобождает перевозчика от ответственности

  1. Обязанность выдать груз в пункте назначения получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу

Перевозчик обязан для этого уведомить субъектов о прибывших в их адрес грузов, обязан выдать груз с оформлением необходимых документов и в определенных законом случаях оформить документы, которые могут выступать основанием для будущих претензий или будущих исков

Момент выдачи груза – момент, когда на транспортной накладной ставится соответствующая отметка (прежде всего получателем). По общему правилу перевозчик не обязан проверять массу, состояние, количество груза. Но есть исключения:

  1. такая проверка обязательна в случае, если груз прибыл в неисправном вагоне, контейнере, либо повреждены запорные и пломбировочные устройства либо груз прибыл в пункт назначения попутных станций

  2. в случае прибытия груза с признаками недосдачи или порчи груза, повреждения в открытом подвижном состав;

  3. если пребывает скоропортящийся груз с нарушением срока доставки либо с нарушением температурного режима доставки;

  4. если пребывает груз, который грузился транспортным средством перевозчика

Обязанность по выдаче грузов также имеет определенную специфику. Внутренний водный транспорт – обязанность по выдаче соответствует обязанности получателя принять. Подтверждение выдачи – подпись получателем дорожной ведомости.

На автотранспорте – если груз пребывает в исправных автомобилях, контейнерах, с исправными пломбами – то груз передается без проверки, за исключением тарных и штучных грузов, которые всегда взвешиваются и проверяются при выдаче получателю.

Морской перевозчик передает груз любому законному держателю оригинала коносамента. Коносамент может передаваться различными способами.