logo search
Пособия по ВСР / socobespechenie v

§ 2. Принципы права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Принципы права (или принципы правового регулирования) — это руководящие идеи, определяющие сущность и направления развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений. По сфере действия принципы принято классифицировать на общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов одной отрасли права. В сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан находят проявление все группы правовых принципов.

К общеправовым принципам относятся такие, как: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы (характерные для трудового, семейного права, права социального обеспечения): обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан и т. д.; запрещение принудительного труда.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения, так как их содержание пока официально не закреплено в законодательстве. Наиболее удачным считается вариант, предложенный Э.Г. Тучковой83.

Под принципами права социального обеспечения (отраслевыми принципами) отечественная юридическая наука понимает основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные направления ее дальнейшего развития84.

Рассмотрим основные принципы права социального обеспечения и особенности их проявления в системе правового регулирования социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Всеобщность социального обеспечения является одним из основных принципов социального обеспечения и непосредственно вытекает из конституционного принципа социального государства.

Конституция Российской Федерации устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями. На равных основаниях с гражданами России право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих дву- и многосторонних договоров. Иностранные граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеют право на социальное обеспечение и социальную защиту с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими нормативными правовыми актами.

Однако закрепление в Конституции Российской Федерации принципа всеобщности социального обеспечения совсем не означает, что он имеет адекватное отражение в праве. Работа по приведению действующего законодательства в соответствие с данным принципом проводится постоянно.

Законодательство не закрепляет каких-либо изъятий в праве на получение различных видов социального обеспечения при наступлении социально-значимых случаев, указанных в нормативных правовых актах. Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, услуги и льготы по системе социального обеспечения. Законодательство определяет условия их предоставления. Отказать лицу, имеющему право на пособие, в его назначении можно только в случае его виновного поведения. Такой отказ направлен на предотвращение и пресечение возможных злоупотреблений, оказание дисциплинирующего воздействия на получателя.

Финансирование социального обеспечения за счет федерального бюджета. Данный принцип наиболее характерен для социального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В силу государственной значимости служебной деятельности военнослужащих финансирование их социального обеспечения осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета (более подробно об основных проблемах бюджетного финансирования социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей см. § 4 гл. 1 разд. I настоящего издания).

Дифференциация условий и уровня социального обеспечения. Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда и военной службы, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств к существованию. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию.

Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер (природно-климатические условия местности, где дислоцируется воинская часть, особые условия исполнения служебных обязанностей), либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений (например, инвалидность, вдовство).

Наибольшее значение в социальном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, придается такому критерию дифференциации, как выслуга лет на военной службе. С определенной ее продолжительностью связаны размеры пенсий, пособий, право на получение ряда социальных гарантий и компенсаций.

Нормы, устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по не зависящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами).

К социально значимым факторам дифференциации относятся, например, причины инвалидности (военная травма, несчастный случай). На объем и содержание прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на социальное обеспечение влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, прохождение службы в определенных регионах и др.

Универсальность и комплексность при предоставлении социального обеспечения как принцип права социального обеспечения выражает идею о социальном обеспечении при наступлении всех случаев, перечисленных в Конвенции МОТ 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»: болезнь, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца нуждаемость в медицинской помощи. Данный перечень служит главным ориентиром при организации национальных систем социального обеспечения населения в целом и военнослужащих в частности.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума вытекает из конституционного положения о провозглашении Российской Федерации социальным государством. О реализации государством данной конституционной обязанности может свидетельствовать установление уровня социального обеспечения, позволяющего человеку вести достойную жизнь. В качестве социального стандарта такого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум (см. таблицу 2).

Таблица 2

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в 2000—2004 гг.85 (в руб.)

Год

Квартал

Категории населения Российской Федерации

В расчете на душу населения

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для детей

2000

I

1137,6

1232,3

851,32

1160,6

II

1185

1290

894

1182

III

1234

1350

930

1218

IV

1285

1406

962

1272

2001

I

1396

1513

1064

1405

II

1507

1635

1153

1507

III

1524

1658

1163

1514

IV

1574

1711

1197

1570

2002

I

1719

1865

1313

1722

II

1804

1960

1383

1795

III

1817

1980

1387

1799

IV

1893

2065

1432

1880

2003

I

2047

2228

1554

2039

II

2137

2328

1629

2119

III

2121

2318

1612

2089

IV

2143

2341

1625

2113

2004

I

2293

2502

1747

2259

II

2363

2588

1793

2313

III

2396

2629

1816

2336

IV

2451

2690

1849

2394

В настоящее время данный принцип еще далек от воплощения в жизнь, поскольку даже основные виды обеспечения, предоставляемые гражданину в связи с его трудом, не достигают на низшем уровне прожиточного минимума.

Показатели уровня жизни населения, прежде всего соотношения между минимальным размером оплаты труда, размерами пенсий и других социальных выплат, находятся сегодня на социально опасном уровне. В 2004 г. за «чертой бедности» проживало 21,9 % населения страны. Согласно данным мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, доля семей военнослужащих, находящихся по уровню доходов ниже установленного в стране прожиточного минимума, составляет около 34 % от их общего числа.

Государство, признавая данный принцип в качестве ориентира для развития системы социального обеспечения, принимает решения, приближающие его реализацию.

Гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Этот принцип заключается в том, что право на тот или иной вид социального обеспечения связано с такими обстоятельствами (выполняющими роль юридических фактов), как достижение определенного возраста и выслуги лет на военной службе, наступление инвалидности, получение ранения, травмы, контузии в период прохождения военной службы, наличие в семье детей, потеря кормильца и т. д., когда по не зависящим от человека обстоятельствам он теряет источник средств к существованию. Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность социального обеспечения граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции Российской Федерации.

Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку различными способами: денежные выплаты, социальные услуги и др. В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, страховое обеспечение. Наряду с денежными выплатами в случаях, предусмотренных нормами права социального обеспечения, социальное обеспечение осуществляется и в форме той или иной социальной услуги (социальная помощь на дому, содержание в учреждении социального обслуживания, обеспечение транспортными средствами или средствами передвижения, профессиональное обучение и трудоустройство, медицинская помощь и лечение, обеспечение лекарственными средствами и др.). Благодаря многообразию видов социального обеспечения достигается цель удовлетворения различных специфических потребностей субъектов социального обеспечения.

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и реализации решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Укреплению правового статуса лиц, нуждающихся в социальном обеспечении, способствует деятельность общественных объединений инвалидов, ветеранов. Для усиления роли общественных организаций в данной сфере имеется и законодательная база. Так, например, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (п. 4 ст. 3) закреплено, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Общественные объединения играют все более заметную роль в реализации целей и задач военно-социальной политики. В начале 90-х гг. прошлого столетия в России почти одновременно образовались сотни различных общественных организаций, провозгласивших своей целью защиту прав военнослужащих: разного рода союзы, ассоциации, фонды, деловые центры и центры адаптации, организации солдатских матерей и ветеранов, центры по переподготовке и т. п. Они в своей массе явились отражением тех сложных и противоречивых процессов, которые начались и проходили в российском обществе в тот период. Создание большинства из них стало реакцией на то, что государство в лице его органов оказалось неспособно решить возникшие у данной части населения социальные проблемы или же прямо отказалось от их решения. Неспособность властей породила возникновение плеяды разрозненных организаций, стремившихся взять на себя или заявить о желании взять на себя часть забот по защите прав такой многочисленной группы населения, какой являются военнослужащие. Только в период с 1991 по 1995 гг. в России было создано более 150 общественных организаций общероссийского и межрегионального уровня указанной направленности, а также порядка 80 различного рода фондов. Многие из них действовали весьма недолго, другие вообще существовали только на бумаге, некоторые приобрели чисто коммерческий, а подчас и криминальный характер86. «Совершенно очевидно, что если в обществе по-прежнему будет низок уровень социальной защищенности жизненно важных интересов личности, попытки разных групп населения объединиться ради защиты попираемых государством социальных прав и свобод личности станут все более активными»87.

В концентрированном виде роль и место общественных институтов в военно-социальной политике государства показаны в экспертном меморандуме 1984 г., представленном Международным институтом гуманитарного права в Сан-Ремо (Италия): «Важно то, чтобы эти ассоциации могли быть на деле представительными и иметь нормальные возможности для защиты интересов военнослужащих. Их права в этом вопросе могут сводиться к праву выступать в качестве консультативных инстанций для военных властей, либо быть расширены до права проводить переговоры. За ними также могут быть закреплены определенные сферы деятельности, поскольку кажется разумным, чтобы таким организациям было разрешено заниматься вопросами, связанными с условиями работы, режимом, а также правовой, экономической, социальной, культурной и нравственной защитой военнослужащих и защитой их здоровья, но не разрешено заниматься организацией процесса службы, образованием, обучением персонала, подготовкой и проведением операций, снабжением, вопросами иерархических и функциональных назначений и распределения обязанностей. Также не может быть разрешено выступать с инициативами, которые бы противоречили обязательству вооруженных сил находиться вне политической арены»88.