logo
Пособия по ВСР / socobespechenie v

§ 1. Понятие выслуги лет. Периоды времени, засчитываемые в выслугу лет на военной службе

Одним из важнейших институтов права социального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выступающим основанием для дифференциации уровня социального обеспечения указанных категорий граждан, является выслуга лет, под которой понимается продолжительность нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемая при определении объема и видов предоставляемого ему социального обеспечения.

Конституционно-правовой смысл данного понятия разъяснен Конституционным Судом Российской Федерации. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей” в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы»175 от 18 марта 2004 г. № 6-П сказано, что «выслуга лет ... по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы».

Продолжительность военной службы военнослужащего рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении и общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Исчисление продолжительности военной службы в календарном исчислении (в годах, месяцах и днях) осуществляется со дня начала военной службы по день ее окончания. При неоднократном поступлении на военную службу в общую продолжительность военной службы в календарном исчислении включаются все периоды военной службы путем суммирования числа соответствующих дней, месяцев и лет.

Помимо исчисления срока военной службы в календарном исчислении, в ряде случаев производится льготное исчисление выслуги лет. Целью установления данного порядка исчисления продолжительности военной службы является дифференцирование количества и качества дополнительных льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи в особых условиях.

Российским законодательством предусмотрены следующие основания для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих:

а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;

в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе в отдаленных;

г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;

д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.

Подробный перечень обстоятельств и оснований для льготного исчисления выслуги лет военнослужащих установлен постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 941.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях:

1) при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы;

2) при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих;

3) при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию.

При предоставлении всех других социальных льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только календарная выслуга лет.

Важно отметить, что с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26 апреля 2004 г. № 29-ФЗ в теорию и практику правового регулирования социальной защиты военнослужащих законодателем введено понятие «непрерывная продолжительность военной службы по контракту», которое ранее в отечественном военно-социальном законодательстве не использовалось. Данный правовой институт введен в рамках реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004—2007 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. № 523, и применяется при определении объема социальных гарантий военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Институт непрерывной продолжительности военной службы по контракту введен в целях стимулирования стремления граждан к поступлению на военную службу по контракту и к заключению солдатами, матросами, сержантами и старшинами новых контрактов о прохождении военной службы.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 в выслугу лет на военной службе засчитываются следующие периоды:

1) военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ;

2) служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава — до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

3) служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);

4) служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

5) военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств — участников СНГ и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах;

6) служба в советских партизанских отрядах и соединениях, в частях и соединениях народного ополчения в период Великой Отечественной войны;

7) служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);

8) время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, — не ранее чем с 1 января 1961 г.;

9) время пребывания на военных сборах — не ранее чем с 1 марта 1993 г.;

10) служба в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа, действовавших на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., в качестве бойцов, находившихся на казарменном положении, а также в должностях командного состава;

11) время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР;

12) время работы бывших лиц рядового и начальствующего состава в органах Советов народных депутатов после 23 октября 1973 г., если эти лица были уволены со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе в связи с избранием их как депутатов на выборные должности в органы Советов народных депутатов и возвратились на службу после окончания полномочий по выборной должности;

13) время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях;

14) время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену, окружении и на спецпроверке, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, а также время нахождения при соблюдении указанного условия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в фашистских концлагерях или других местах принудительного содержания в период Великой Отечественной войны;

15) время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

16) время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе;

17) время работы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России, в системе Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охране МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных службах МЧС России), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МЧС России и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России;

18) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

В ряде случаев в срок военной службы, учитываемый при предоставлении социального обеспечения, включаются периоды, не связанные с прохождением военной службы. Так, при назначении пенсии за выслугу лет гражданам, не имеющим 20-летней выслуги на военной службе, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшим 45-летнего возраста, учитывается наличие трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет должна составлять военная служба. Другой пример из данного ряда — зачет в срок военной службы офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.