§ 2. Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Необходимость и возможность рассмотрения права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации являются особой социальной системой, которая имеет ряд характерных черт. Вооруженные Силы имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих перед ними задач. Присущие армии дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика превращают ее в особый общественно-государственный институт, в «сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью»9.
Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства — в силу ст. 1 (ч. 1), ст.ст. 2, 7, 37 (чч. 1—3), ст. 39 (чч. 1 и 2), ст. 41 (ч. 1), ст. 45 (ч. 1), ст.ст. 59 и 71 (пп. «в», «м», «т») Конституции Российской Федерации — гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.
Основными факторами, или признаками, позволяющими рассматривать право социального обеспечения указанных категорий граждан в качестве относительно самостоятельного направления российского права социального обеспечения и военного права, являются:
а) особый характер повседневной служебной деятельности военнослужащих. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время насчитывается более 20 ограничений основных прав и свобод военнослужащих, закрепленных законодательно, что обусловлено спецификой военной службы10. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, в соответствии с законодательством им предоставляются социальные гарантии и компенсации;
б) высокая государственная и общественная значимость воинского труда, предназначенного для обеспечения безопасности государства в военной сфере, наличие прямой причинно-следственной связи между уровнем обороноспособности государства и степенью социальной защищенности военнослужащих, качеством их социального обеспечения;
в) наличие в системе органов государственной власти специальных органов, предназначенных осуществлять реализацию законодательства о социальном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
г) наличие в общей системе законодательства о социальной защите и социальном обеспечении граждан особой, весьма значительной по объему и разнообразной по содержанию, группы нормативных правовых актов, регулирующих сферу социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
д) обширный контингент населения Российской Федерации, включенного в сферу действия указанного законодательства. По нашим даже весьма приблизительным подсчетам, субъектами правоотношений в данной сфере являются сегодня до 15 млн российских граждан (военнослужащие; члены их семей, пользующиеся рядом дополнительных гарантий и компенсаций в связи с профессиональным статусом главы семьи; граждане, уволенные с военной службы, чье пенсионное и другие виды социального обеспечения обусловлены былой принадлежностью к военной организации государства; ветераны).
Военное право является комплексной отраслью российского права и представляет собой совокупность знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. Известный специалист в области военного права А.В. Кудашкин, раскрывая содержание предмета военного права, выделяет внутри него несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства по управлению военной организацией государства:
1) общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения;
2) отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих;
3) отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции;
4) отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права11.
Как представляется, объединение указанным автором в одну группу правового регулирования отношений, связанных с прохождением военной службы и статусом военнослужащих, является не вполне обоснованным. По нашему мнению, общественные отношения, связанные с реализацией статуса военнослужащих, их социального обеспечения и социальной защиты, образуют вполне самостоятельную подотрасль военного права. Аргументом, подтверждающим данный вывод, является то, что эти две сферы общественных отношений, объединенные указанным автором в одну группу, регулируются двумя самостоятельными законодательными актами: федеральными законами «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.
Видный теоретик военного права начала ХХ в. П. Заусцинский содержание военного права как «совокупности юридических норм, регулирующих жизнь и деятельность войска» разделял на пять тесно связанных, но в то же время заметно различающихся между собой групп правовых норм: 1) о комплектовании войска; 2) об организации войска; 3) о воспитании и обучении войска; 4) о прохождении службы в войске; 5) о содержании войска (выделено мной. — В.К.) «с целью предоставить ему все средства для полного удовлетворения насущных потребностей человека»; 6) о борьбе с аномальными проявлениями в войске12. Такое разнообразие содержания военного права обусловлено, по мнению указанного ученого, тем, что «войско представляет собой огромный организм, обособленный от остальной массы населения и живущий вполне самобытною жизнью, культивирующий высокий идеал самопожертвования отдельных личностей ради блага общего»13.
Таким образом, имеются все основания выделять право социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельной подотрасли системы отечественного военного права и права социального обеспечения.
Военная доктрина России, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706, в качестве одного из основных принципов развития военной организации Российского государства провозглашает принцип реализации прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни. Посредством реализации законодательства о социальном обеспечении указанных категорий граждан осуществляется формирование и поддержание на должном уровне социального потенциала оборонной мощи государства (социальный потенциал оборонной мощи — это возможности общества в укреплении оборонной мощи государства, обусловленные состоянием социально-классовой структуры, характером классовых и национальных отношений, условиями жизни и труда людей, мерой удовлетворения их потребностей, а также степенью осуществления социальной справедливости14). Перед Россией в XXI в. стоит задача смены социальной парадигмы военного строительства: от принципа принудительности в выполнении гражданами своего воинского долга к обеспечению одного из основных прав человека — возможности свободы выбора и возрастанию личной ответственности гражданина за защиту общества и государства15. В связи с этим система социального обеспечения, ее эффективность в современных условиях становятся все более определяющим фактором престижности военной службы, укомплектованности Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации и в конечном счете их боевой готовности и боеспособности.
Обобщая приведенные выше положения, можно выделить следующие отличительные особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:
— во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве — законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль (особенно сильно это стало заметно после принятия Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ);
— во-вторых, финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;
— в-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т. п., то социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
— в-четвертых, социальному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;
— в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов льгот, пособий, компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет; компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирным военнослужащим и др.).
Научные положения о правовом регулировании социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образуя собственный специфичный предмет, являющийся составной частью общего предмета военно-правовой науки, в то же время широко используют научные знания, содержащиеся в других отраслях правовой науки. Прежде всего, это относится к теории государства и права, государственному (конституционному) праву, гражданскому праву, трудовому праву и праву социального обеспечения. Этим подтверждается мысль Д.А. Керимова о том, что «характерной особенностью современного развития научного знания является образование своеобразного поля пересечения, активного взаимодействия и взаимопроникновения различных, казалось бы, далеко друг от друга стоящих наук, теоретических концепций и методов познания, что обогащает их и приносит исключительно плодотворные результаты»16.
- Правовая энциклопедия военнослужащего
- Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Isbn 5-93297-057-х
- § 4. Компенсационные выплаты военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей 234
- Раздел III. Специальная часть 251
- Введение
- Раздел I. Общая часть
- Глава 1. Общетеоретические положения права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 1. Общие понятия права социального обеспечения как отрасли права
- § 2. Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 3. Социальное обеспечение как функция социального государства
- § 4. Финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Показатели расходов федерального бюджета на национальную оборону51
- Глава 2. Предмет, метод, система и принципы права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 1. Предмет, метод и система права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 2. Принципы права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 3. Организационно-правовые формы и виды социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Глава 3. Источники права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Правоотношения по социальному обеспечению
- § 1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 2. Федеральный закон «о статусе военнослужащих» как центральное звено системы права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 3. Проблемы кодификации военно-социального законодательства
- § 4. Правоотношения по социальному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Раздел II. Особенная часть
- Глава 1. Выслуга лет на военной службе
- § 1. Понятие выслуги лет. Периоды времени, засчитываемые в выслугу лет на военной службе
- § 2. Порядок льготного исчисления выслуги лет на военной службе
- § 3. Зависимость объема социального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, от продолжительности военной службы
- Глава 2. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей
- § 1. Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и их семей
- § 2. Пенсия за выслугу лет
- § 3. Пенсия по инвалидности
- § 4. Пенсия по случаю потери кормильца
- § 5. Проблемные вопросы в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей
- Глава 3. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Единовременные пособия
- § 1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих
- § 2. Единовременные пособия при повреждении здоровья и гибели военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы
- Глава 4. Социальные льготы, пособия и компенсационные выплаты в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 1. Проблемы реформирования системы социальных льгот, пособий и компенсаций, установленных законодательством для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 2. Характеристика основных социальных льгот, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей
- Льготы по медицинскому обеспечению
- Льготы по санаторно-курортному лечению
- Льготы по получению образования
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Единовременное пособие при увольнении с военной службы
- Социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию
- Пособие на погребение и единовременное пособие в случае смерти военного пенсионера
- Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством
- Пособие детям погибших военнослужащих
- Ежемесячное пособие семьям военнослужащих, пропавших без вести
- Подъемное пособие военнослужащим при переездах на новое место службы в другой населенный пункт
- Выходное пособие супругам военнослужащих
- Ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
- § 4. Компенсационные выплаты военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей
- Компенсация на санаторно-курортное лечение
- Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений
- Денежная компенсация взамен продовольственного пайка
- Денежная компенсация взамен невыданных предметов вещевого имущества
- Компенсация по оплате жилья семьям погибших военнослужащих
- Компенсация военнослужащим расходов на содержание их детей в школьных и дошкольных учреждениях
- Денежная компенсация военнослужащим для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в оздоровительные учреждения
- Денежная компенсация гражданам, уволенным с военной службы, в размере уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц
- Ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан
- Денежная выплата для проезда на общественном транспорте военнослужащим, проходящим военную службу по призыву
- Денежная компенсация отдельным категориям военнослужащих вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно
- Раздел III. Специальная часть
- Глава 1. Международно-правовое регулирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 1. Понятие и источники международно-правового регулирования социального обеспечения
- § 3. Международно-правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 4. Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей некоторых зарубежных государств
- Соединенные Штаты Америки
- Федеративная Республика Германия
- Великобритания
- Франция
- Заключение