logo
Пособия по ВСР / socobespechenie v

§ 5. Проблемные вопросы в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей

Сложившаяся система пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей нуждается в совершенствовании. Основные проблемы, которые необходимо, на наш взгляд, решить в данной сфере, состоят в следующем.

1. Поэтапное включение в денежное довольствие военнослужащих, учитываемое при исчислении им пенсий, ежемесячных надбавок к денежному довольствию и других дополнительных выплат, носящих постоянный характер.

Несмотря на то, что согласно законодательству военная служба является особым видом федеральной государственной службы, уровень пенсионного обеспечения государственных служащих в настоящее время существенно превышает размеры пенсий, назначаемых бывшим военнослужащим. Это связано с тем, что при исчислении пенсий указанным категориям граждан учитываются разные пенсионнообразующие составляющие денежного содержания и денежного довольствия соответственно (см. таблицу 4).

Таблица 4

Составляющие денежного содержания федеральных государственных служащих и денежного довольствия военнослужащих, учитываемые при исчислении размеров пенсий

Федеральные государственные служащие

Военнослужащие

Составляющие денежного содержания

Размер

Составляющие денежного довольствия

Размер

Учитываемые при исчислении пенсий

Должностной оклад (ДО)

В соответствии с должностью

Оклад по воинской должности (ОВД)

В соответствии с должностью

Ежемесячная надбавка за квалификационный разряд (классный чин)

До 4 ДО в год

Оклад по воинскому званию (ОВЗ)

В соответствии с воинским званием

Ежемесячная надбавка за выслугу лет

До 3 ДО в год

Процентная надбавка за выслугу лет

От 0 до 70 % ОДС (ОВД+ ОВЗ)

Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы

До 3 ДО в год

Премия по результатам работы

До 3 ДО в год

Материальная помощь

До 2 ДО в год

Месячная стоимость продовольственного пайка

В 2000—2004 гг. — 600 руб.

Не учитываемые при исчислении пенсий

Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы

120 % ОВД

Премия за образцовое выполнение воинского долга

3 ОДС (ОВД + ОВЗ) в год

Материальная помощь

2 ОДС (ОВД + ОВЗ) в год

Единовременное денежное вознаграждение по итогам года

3 ОДС (ОВД + ОВЗ) в год

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии государственным служащим исчисляются по установленным нормам из среднемесячного заработка, который определяется с учетом всех видов выплат, полученных государственным служащим в связи с выполнением служебных обязанностей. В то же время согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсия исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, в которое включается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, а также учитывается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.

Таким образом, при исчислении размеров пенсий военным пенсионерам учитывается не все денежное довольствие, которое выплачивалось военнослужащему в период службы, а только его часть. Для соответствующих категорий военнослужащих доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии составляет 60—70 % от суммы денежного довольствия.

Следует отметить, что в соответствии с минимальными нормативами социальной защиты, которые рекомендует Международная организация труда для развивающихся стран, коэффициент замещения зарплаты пенсией после 30 лет трудовой деятельности должен быть не ниже 40—55 % (Конвенция № 102 1952 г.). В развитых странах Европы минимальная пенсия в соответствии с Европейской социальной хартией должна быть не менее 55 % от средней зарплаты в стране. Фактически в большинстве развитых стран реальный коэффициент замещения составляет 65—75 %, что в 2—3 раза превышает размер прожиточного минимума. В нашей же стране размер пенсии составляет порядка 12—13 % заработной платы178.

2. Предоставление военным пенсионерам из числа родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение второй пенсии — по случаю потери кормильца, установленной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

В настоящее время в соответствии со ст. 7 указанного Закона родители военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, умерших (погибших) при исполнении обязанностей военной службы, имеют право получать две пенсии по двум законам — пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и трудовую пенсию по старости (по инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Получение же двух пенсий (за выслугу лет либо по инвалидности и по случаю потери кормильца) по одному и тому же Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 законодательством не предусмотрено. Указанное положение приводит к тому, что, например, военный пенсионер, офицер запаса, получающий в соответствии с данным Законом Российской Федерации пенсию за выслугу лет, у которого в ходе боевых действий в Чеченской Республике погиб сын-офицер, права на получение второй пенсии — по случаю потери кормильца — не имеет. В то же время отцу такого же погибшего офицера, получающему пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначается вторая пенсия — по случаю потери кормильца — по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

3. Законодательное закрепление права военных пенсионеров на учет трудового стажа, приобретенного ими после увольнения с военной службы, при исчислении надбавок к назначенным им пенсиям.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 17) лицу, осуществляющему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона, не менее чем в течение полных 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части трудовой пенсии по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости. Однако для лиц, которым пенсии выплачиваются на условиях и по нормам, установленным для военнослужащих, периоды их трудовой деятельности после увольнения с военной службы не учитываются, хотя за указанных лиц работодателями осуществляются соответствующие отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В связи с изложенным предлагается лицам, получающим пенсию за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», осуществляющим трудовую деятельность после увольнения с военной службы, за каждый год трудового стажа (с момента достижения предельного возраста состояния на военной службе до достижения пенсионного возраста), установить надбавку к пенсии за выслугу лет или по инвалидности в размере одного процента от суммы заработной платы, которую указанные лица получали в период трудовой деятельности и с которой осуществлялись отчисления в Пенсионный фонд России.

4. Нуждается в оптимизации система органов, осуществляющих пенсионное обеспечение военных пенсионеров. На оперативном совещании членов Совета Безопасности Российской Федерации по военно-социальной проблематике, состоявшемся в конце 2004 г., поставлена задача проработки вопроса о создании единого органа пенсионного обеспечения граждан, уволенных с государственной, военной и правоохранительной службы на базе пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации и МВД России179.

Требуют своего разрешения ряд других проблемных вопросов в военно-пенсионном законодательстве180.