Соединенные Штаты Америки
Законодательством США предусматривается внесение через каждые четыре года корректив в систему социального обеспечения военнослужащих. Специально назначенная президентом комиссия по вопросам выплаты компенсаций и пособий в видах вооруженных сил представляет размеры денежного содержания военнослужащих на ближайшее время, а также порядок и условия получения различных пособий.
Вопросам социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США и членов их семей придается первостепенное значение и Конгрессом, и администрацией. Предложения по соответствующим проектам новых законов готовятся Министерством обороны США и проходят предварительную экспертизу в Главном счетном управлении. Экспертную оценку по ним выносит также бюджетная служба Конгресса, в частности ее секция национальной безопасности. Согласно законодательству Министерство обороны ежегодно до 1 июля должно представить президенту доклад о результатах сравнения уровня денежного довольствия военнослужащих со ставками заработной платы гражданских служащих и соответствующие рекомендации по пересмотру основных видов довольствия.
Предложения по вопросам социального обеспечения военнослужащих включаются в бюджетное послание президента на очередной финансовый год. Президент передает в Конгресс и копию доклада Министерства обороны с тем, чтобы после обсуждения здесь соответствующих предложений они приобрели форму законодательного акта и вступили в силу с началом финансового года, т. е. не позднее 1 октября.
Раз в четыре года Министерство обороны США готовит специальный доклад о системе материального обеспечения военнослужащих, в котором формируются предложения и рекомендации по ее совершенствованию (варианты законодательных поправок, изменений в структуре и механизме социальной защиты военнослужащих и ветеранов и т. п.). По традиции этот доклад становится основой для дебатов в Конгрессе по реформе соответствующего законодательства.
Законодательство США предусматривает периодическую «ревизию» системы выплат военнослужащим с тем, чтобы увязать порядок и условия добровольного найма на военную службу с уровнем жизни в стране и конъюнктурой на рынке рабочей силы. С этой целью Конгресс США специальным решением ежегодно повышает им базовые оклады, надбавки на питание и жилье.
Размер специальных, наградных и различных компенсационных выплат рассматривается значительно реже — обычно раз в три-пять лет. В целом в бюджете Министерства обороны США предусмотрено около 50 статей, касающихся материального обеспечения военнослужащих, начиная с расходов по денежному содержанию и кончая издержками на погребение и выплату пособий родителям, супругам и детям погибших (умерших).
Законодательство США вменяет в обязанность государственным органам осуществлять заботу о военнослужащих и после их увольнения с военной службы. Так, рядовые и сержанты, не получающие пенсий, имеют право на пособие по безработице, выплачиваемое из фонда, созданного за счет средств Министерства обороны. Бывшие военнослужащие в США пользуются преимуществом при найме на государственную службу.
Преимущества при найме на государственную службу заключаются в предоставлении отдельным категориям ветеранов приоритетного права найма на работу в правительственные организации. В соответствии с законодательством США — закон «О приоритетном праве ветеранов» (1944); закон «О помощи ветеранам в вопросах образования и трудоустройства» (1976) и закон «О реформе гражданской службы» (1978) — приоритетом при приеме на работу в правительственные организации пользуются участники боевых действий и имеющие правительственные награды или получившие во время службы инвалидность.
В Сенате США вопросами социального обеспечения военнослужащих занимаются, прежде всего, Комитет по вооруженным силам, и в частности входящий в его состав Подкомитет по делам военнослужащих и компенсациям (выплатам). Важную роль играет также Комитет по делам ветеранов, в который входит ряд подкомитетов: по вопросам компенсаций, пенсий и страхования; по вопросам образования, подготовки и занятости; социальных гарантий и защиты здоровья; по жилищным вопросам и мемориальной службе; надзора и расследований.
По представлению указанных комитетов Конгресс США ежегодно вносит около 20—25 поправок в законодательство, регулирующее вопросы социального обеспечения военнослужащих.
В структуре органов исполнительной власти США вопросами социальной защиты как действующих, так и бывших военнослужащих занимается Министерство обороны. С этой целью в его составе созданы управления кадров, статистики и пенсионного обеспечения. Отдельные вопросы также решает Министерство здравоохранения и социального обеспечения.
Вопросами льгот ветеранов вооруженных сил США занимается Министерство по делам ветеранов. Как отдельное федеральное ведомство (управление по делам ветеранов) оно действует с 21 июля 1930 г., а с 15 марта 1989 г. его статус повышен до уровня министерства, что свидетельствует о значимости, которая придается в США вопросам социального обеспечения бывших военнослужащих.
Министерство по делам ветеранов занимается проблемами социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил вне рамок соответствующих специализированных служб Министерства обороны. Поэтому небезынтересно ознакомиться с его структурой. Она включает секретаря по делам ветеранов, заместителя секретаря, аппараты генерального инспектора и главного юрисконсульта, отделы обращений ветеранов, обращений по контрактам и отдел использования малого и неприбыльного бизнеса. В составе министерства имеются управления по медицинскому обслуживанию ветеранов и исследованиям, по льготам и привилегиям ветеранов, аппараты помощников секретаря по вопросам финансов и планирования, по информационным ресурсам и управлению, по кадрам и административным вопросам, по связям с ветеранами и координации программ, по закупкам и сооружениям, по связям с Конгрессом и общественностью. В структуру министерства включена также система национальных кладбищ. В Министерстве по делам ветеранов работает более 20 % всех федеральных служащих, что составляет порядка 232 тыс. человек.
Министерство по делам ветеранов ведает делами по установлению льгот, назначению пособий и пенсий, защите прав бывших военнослужащих, участников боевых действий, ветеранов, находящихся на действительной военной службе.
Министерство по делам ветеранов учитывает всех лиц, проходивших службу в вооруженных силах в военное время или принимавших участие в вооруженных конфликтах, включая тех ветеранов, которые проживают за пределами США.
Ветераны, чья действительная служба проходила в мирное время, имеют право на некоторые льготы, предоставляемые ветеранам войн.
По данным печати, в настоящее время услугами Министерства по делам ветеранов пользуются или могут пользоваться около 73 млн человек (1/3 населения страны): 27 млн человек, отнесенных к категории ветеранов, и 46 млн — члены их семей. Оно располагает достаточно мощной финансово-экономической базой. Ему принадлежит 19,3 кв. км земли и более 5 тыс. зданий во всех 50 штатах, федеральном округе Колумбия, на о. Пуэрто-Рико и на Филиппинах246.
В 2004 финансовом году Министерству по делам ветеранов было выделено почти 62 млрд долл. из федерального бюджета. Из них на здравоохранение выделено 29,1 млрд, на льготы и компенсации — 32, 4 млрд, на систему погребения — 143 млн247. В бюджетной заявке президента США на 2005 г. на программы социального обеспечения запрашивается около 68 млрд долл. Эта сумма почти на 6 млрд долл. превышает бюджет министерства на 2004 г.248
Проблемами социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США наряду с государственными структурами активно занимаются многочисленные общественные организации, ассоциации и фонды, в том числе:
— Ассоциация офицеров в отставке;
— Национальная ассоциация вдов военнослужащих;
— «Парализованные ветераны Америки»;
— Ассоциация «Жены Золотых Звезд Америки», объединяющая вдов военнослужащих (ветеранов), погибших при выполнении воинского долга или умерших от ран (профессиональных заболеваний), полученных в период прохождения военной службе;
— Организация «Ветераны зарубежных войн Соединенных Штатов»;
— Ассоциация слепых ветеранов;
— Организация «Американцы — бывшие военнопленные».
Значительную помощь военному ведомству в социальной защите военнослужащих, а также в ориентации молодежи оказывают различные ассоциации, созданные в вооруженных силах, в том числе «Американская ассоциация военнослужащих рядового и сержантского состава».
Основная задача данных ассоциаций — защита прав солдат, сержантов, офицеров и членов их семей. Кроме того, активисты ассоциаций участвуют в мероприятиях, связанных с набором добровольцев на военную службу, работой среди гражданской молодежи и среди тех, кто недавно подписал контракты.
Подобные организации созданы и активно действуют в настоящее время не только в США, но и практически во всех странах Запада. Они сохраняют нейтралитет по отношению к политическим партиям, не вмешиваются в служебную деятельность командования. Ассоциации и фонды различных стран имеют еще одну общую черту — они представляют и защищают социальные и профессиональные интересы военнослужащих, резервистов, членов их семей перед парламентами, правительствами, высшими военными руководителями.
Характерной особенностью американского механизма социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих является осуществление ее через специально разработанные программы. Типичен в этом плане подход к разрешению проблемы трудоустройства уволенных в запас военнослужащих и членов их семей.
С 1944 г. в США действует программа образования, подготовки и переподготовки к условиям гражданской жизни. С начала действия данной программы более 21 млн ветеранов, военнослужащих и членов их семей получили 77 млрд долл. на образование, подготовку и переподготовку. В 2003 г. финансовой помощью по данной программе воспользовались 322 754 ветерана и лица, находящегося на военной службе, 88 342 резервиста и национальных гвардейца, 61 874 наследника ветеранов249.
В конце 80-х гг. XX в. Пентагон, министерства видов вооруженных сил США, многочисленные общественные организации, оказывающие помощь в обеспечении работой лиц, ушедших с военной службы, создали в США специальную службу по вопросам трудоустройства лиц, ушедших с военной службы.
Сотрудники данной службы разработали и реализовали специальную программу «сопряжения» военных и гражданских специальностей, благодаря которой каждый желающий найти работу может получить информацию о том, в каких отраслях экономики его целесообразно использовать и где требуются специалисты данного профиля. Этого удалось добиться благодаря тесному взаимодействию с компаниями, корпорациями, государственными и частными бюро по найму рабочей силы. Для ускорения и облегчения трудоустройства выпущены справочники-указатели, содержащие различные сведения: от советов увольняемым в запас и отставку до правил заполнения необходимых анкет, данные которых водятся в ЭВМ. В настоящее время такие справочники имеются почти во всех библиотеках воинских частей США250.
Большое внимание в США уделяется реабилитации бывших военнослужащих. В этих целях разработана и реализуется специальная программа профессиональной реабилитации ветеранов. Эта программа осуществляется в целях оказания помощи ветеранам, получившим инвалидность в результате прохождения ими военной службы, в вопросах восстановления их самостоятельности, социальной и профессиональной пригодности. Под действие программы подпадают бывшие военнослужащие со степенью потери трудоспособности не менее 20 %, инвалидность которых наступила не ранее 16 сентября 1940 г.251
Курс реабилитации рассчитан на 48 и более месяцев. Он организуется на базе университетов, колледжей, школ и курсов профессионально-технической подготовки, специализированных реабилитационных учреждений, а при необходимости — и на дому. Программа курса предусматривает: бесплатное обучение по специальности; бесплатные специальные занятия, связанные с восстановлением двигательных, речевых и других функций, обеспечивающих повседневную самостоятельность, и организуемые в зависимости от характера инвалидности; предоставление бесплатных услуг, включая обеспечение питанием, медицинское обслуживание и протезирование, проезд на транспорте, бытовое обслуживание семей ветеранов и др.
Дополнительные меры защиты приняты Конгрессом США в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению в связи с сокращением вооруженных сил. Так, в 1992 финансовом году в связи с сокращением вооруженных сил были приняты две новые программы, обеспечивающие безболезненность такого сокращения: «Поощрительные выплаты при добровольном увольнении» и «Специальное вознаграждение при увольнении». Они распространялись на военнослужащих отдельных недефицитных специальностей, имеющих выслугу от 6 до 20 лет, добровольно уволившихся из вооруженных сил. Каждый военнослужащий был вправе самостоятельно решить, в какой программе он будет участвовать.
В американской армии осуществляется комплекс специально разработанных программ по социально-бытовому обеспечению военнослужащих и членов их семей: жилищному строительству, социальному развитию, организации и проведению досуга, оказанию помощи семьям и др. Министерство армии США осуществляет «Программу укрепления морального климата, улучшения социально-бытовых условий и организации отдыха и развлечений». Аналогичные программы имеют министерства ВМФ и ВВС.
Целью данных программ является:
— поддержание высокого морального духа военнослужащих и членов их семей, обеспечение высокой эффективности их деятельности, повышение привлекательности и престижности военной службы;
— обеспечение и поддержание социально-бытового статуса военнослужащих и членов их семей, необходимого уровня их физического и интеллектуального состояния;
— обеспечение занятости и повышение образовательного уровня членов семей военнослужащих;
— создание условий для рационального использования внеслужебного времени военнослужащими и членами их семей252.
Все упомянутые программы обеспечены соответствующим людским контингентом и денежными средствами. Только в Министерстве армии в них задействовано свыше 9 тыс. человек (1,5 тыс. военнослужащих и 7,6 тыс. гражданских лиц)253.
Составной частью системы социального обеспечения ветеранов является также погребение, захоронение и увековечение памяти павших. В этих целях в 1973 г. была принята программа ветеранских кладбищ, которые получили статус государственных. В настоящее время имеется 120 таких кладбищ. На них в 2003 г. осуществлено 89 755 захоронений, установлено 344 845 надгробий и мемориальных досок на могилах ветеранов254.
- Правовая энциклопедия военнослужащего
- Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Isbn 5-93297-057-х
- § 4. Компенсационные выплаты военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей 234
- Раздел III. Специальная часть 251
- Введение
- Раздел I. Общая часть
- Глава 1. Общетеоретические положения права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 1. Общие понятия права социального обеспечения как отрасли права
- § 2. Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 3. Социальное обеспечение как функция социального государства
- § 4. Финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Показатели расходов федерального бюджета на национальную оборону51
- Глава 2. Предмет, метод, система и принципы права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 1. Предмет, метод и система права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 2. Принципы права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 3. Организационно-правовые формы и виды социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Глава 3. Источники права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Правоотношения по социальному обеспечению
- § 1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 2. Федеральный закон «о статусе военнослужащих» как центральное звено системы права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 3. Проблемы кодификации военно-социального законодательства
- § 4. Правоотношения по социальному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Раздел II. Особенная часть
- Глава 1. Выслуга лет на военной службе
- § 1. Понятие выслуги лет. Периоды времени, засчитываемые в выслугу лет на военной службе
- § 2. Порядок льготного исчисления выслуги лет на военной службе
- § 3. Зависимость объема социального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, от продолжительности военной службы
- Глава 2. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей
- § 1. Общие положения законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и их семей
- § 2. Пенсия за выслугу лет
- § 3. Пенсия по инвалидности
- § 4. Пенсия по случаю потери кормильца
- § 5. Проблемные вопросы в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей
- Глава 3. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Единовременные пособия
- § 1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих
- § 2. Единовременные пособия при повреждении здоровья и гибели военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы
- Глава 4. Социальные льготы, пособия и компенсационные выплаты в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 1. Проблемы реформирования системы социальных льгот, пособий и компенсаций, установленных законодательством для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 2. Характеристика основных социальных льгот, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей
- Льготы по медицинскому обеспечению
- Льготы по санаторно-курортному лечению
- Льготы по получению образования
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- Единовременное пособие при увольнении с военной службы
- Социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию
- Пособие на погребение и единовременное пособие в случае смерти военного пенсионера
- Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством
- Пособие детям погибших военнослужащих
- Ежемесячное пособие семьям военнослужащих, пропавших без вести
- Подъемное пособие военнослужащим при переездах на новое место службы в другой населенный пункт
- Выходное пособие супругам военнослужащих
- Ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
- § 4. Компенсационные выплаты военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей
- Компенсация на санаторно-курортное лечение
- Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений
- Денежная компенсация взамен продовольственного пайка
- Денежная компенсация взамен невыданных предметов вещевого имущества
- Компенсация по оплате жилья семьям погибших военнослужащих
- Компенсация военнослужащим расходов на содержание их детей в школьных и дошкольных учреждениях
- Денежная компенсация военнослужащим для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в оздоровительные учреждения
- Денежная компенсация гражданам, уволенным с военной службы, в размере уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц
- Ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан
- Денежная выплата для проезда на общественном транспорте военнослужащим, проходящим военную службу по призыву
- Денежная компенсация отдельным категориям военнослужащих вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно
- Раздел III. Специальная часть
- Глава 1. Международно-правовое регулирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 1. Понятие и источники международно-правового регулирования социального обеспечения
- § 3. Международно-правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- § 4. Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей некоторых зарубежных государств
- Соединенные Штаты Америки
- Федеративная Республика Германия
- Великобритания
- Франция
- Заключение