logo search
ТК_комм_Шкатулла_2009

Глава 40. Общие положения

Статья 251. Особенности регулирования труда

Комментарий к статье 251

1. Единство и дифференциация трудового законодательства - одно из его свойств. Суть его в том, что в трудовом законодательстве есть нормы, распространяющиеся на всех работающих, и нормы, относящиеся к отдельным категориям работающих.

Норма права - это правило поведения общеобязательного характера. Она предписывает правильный с точки зрения государства и обязательный для каждого человека образ действия. Норма формулирует равные и одинаковые права и обязанности, а также ответственность для всех, кто оказывается в сфере ее действия.

2. Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от различий, которые существуют между людьми: пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Комментируемая статья устанавливает 2 метода особого регулирования труда:

1) частичное ограничение применения общих правил, т.е., по существу, ограничение прав и возложение дополнительных обязанностей;

2) закрепление дополнительных правил для отдельных категорий работников.

Статья 252. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда

Комментарий к статье 252

1. Для установления особенностей регулирования труда отдельных категорий работников в ТК введена часть четвертая.

2. Комментируемая статья устанавливает следующие основания для установления особенностей регулирования труда: характер труда; условия труда; психофизиологические особенности организма; природно-климатические условия; наличие семейных обязанностей.

Эти основания нуждаются в развитии и приведении их в соответствие с особенностями труда в XXI в.

3. Особенности регулирования труда ТК определены для следующих категорий работников:

женщин и лиц с семейными обязательствами (гл. 41);

работников в возрасте до 18 лет (гл. 42);

руководителей организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций (гл. 43);

лиц, работающих по совместительству (гл. 44);

работников, заключивших трудовой договор на срок до 2 мес. (гл. 45);

работников, занятых на сезонных работах (гл. 46);

лиц, работающих вахтовым методом (гл. 47);

работников, работающих с работодателем - физическим лицом (гл. 48);

надомников (гл. 49);

лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл. 50);

работников транспорта (гл. 51);

педагогических работников (гл. 52);

работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (гл. 53);

работников религиозных организаций (гл. 54);

профессиональных спортсменов, тренеров (гл. 54.1 ТК);

лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (ст. 349);

медицинских работников (ст. 350);

творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений (ст. 351).

Перечисленные группы выделены по следующим основаниям: полу; возрасту; должности; виду трудового договора; виду работодателя; категории работников; расположению территории; отраслевому признаку.

4. Согласно комментируемой статье особенности регулирования труда могут быть определены только ТК или иным федеральным законом, т.е. их нельзя устанавливать в подзаконных актах.

5. Особенности регулирования труда частных охранников установлены в ст. 11.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Положение об особенностях регулирования работы, режимов труда и отдыха отдельных категорий работников военизированных аварийно-спасательных частей, осуществляющих аварийно-спасательное обслуживание организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), утв. Приказом Минпромэнерго России от 9 января 2007 г. N 1.

В Федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832) отмечается, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов. Например, в 1995 г. было признано инвалидами 6,3 млн. чел., а в 2004 г. их число возросло до 11,4 млн. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. чел., в том числе более 1 млн. чел. - впервые. Также увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов.

Об особенностях регулирования труда инвалидов см. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".