Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
Статья 29. Представители работников
Комментарий к статье 29
1. Международные нормы не содержат положений о том, кто именно является представителями работников и работодателей, поскольку, следуя букве и духу конвенций о праве на объединение, сами работники и работодатели свободно выбирают своих представителей.
В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (см. также Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах), от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").
2. В соответствии с Конвенцией N 98 МОТ "Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров" (1949 г.) трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Такая защита применяется от действий, целями которых являются: связать прием трудящегося на работу или сохранение им работы с условием, чтобы он не вступал в профсоюз либо вышел из профсоюза; уволить или любым другим способом нанести ущерб трудящемуся на том основании, что он состоит в профсоюзе либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время.
Организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любого вмешательства со стороны друг друга в их создание и деятельность. Вмешательством считаются действия, имеющие целью способствовать давлению на организации трудящихся предпринимателей либо организаций предпринимателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем для того, чтобы поставить такие организации под контроль предпринимателей либо организации предпринимателей.
3. В соответствии с Конвенцией N 87 МОТ "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (1948 г.) трудящиеся и предприниматели имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации при единственном условии подчинения уставам этих организаций. При этом в рассматриваемой Конвенции термин "организация" означает всякую организацию трудящихся или предпринимателей, имеющую целью обеспечение и защиту интересов трудящихся или предпринимателей.
Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать собственную программу действий. Государство обязано воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.
Организации трудящихся и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.
Организации трудящихся и предпринимателей имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации трудящихся и предпринимателей.
При осуществлении прав, признанных за ними рассматриваемой Конвенцией, трудящиеся, предприниматели и их организации так же, как и другие лица или организованные коллективы, соблюдают законность.
Национальное законодательство не затрагивает гарантии, предусмотренные рассматриваемой Конвенцией, и применяется таким образом, чтобы не нарушать их.
4. Международная организация труда приняла Рекомендацию N 149 "Об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии" (1975 г.), а также Резолюцию "О правах профсоюзов и их взаимосвязи с гражданскими свободами" (1970 г.).
5. Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы, положение которых определено Законом о профсоюзах. Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
В Законе о профсоюзах указывается, что профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
6. Особенности рассмотрения заявлений и принятия решения о регистрации профсоюзов установлены в п. 6 Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации, утв. Приказом Минюста России от 25 марта 2003 г. N 68.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и с учетом установленного Законом о профсоюзах специального порядка регистрации профсоюзов Министерство юстиции РФ и его территориальные органы рассматривают представленные учредительные документы и принимают решение о государственной регистрации профсоюзов в качестве юридических лиц.
Министерство юстиции РФ осуществляет рассмотрение заявлений и принимает решение о государственной регистрации общероссийских профсоюзов, общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов.
Территориальные органы Министерства юстиции РФ рассматривают заявления и принимают решения о государственной регистрации: межрегиональных профсоюзов; межрегиональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов; территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов; территориальных организаций профсоюза; первичных профсоюзных организаций.
Государственная регистрация профсоюзов осуществляется в уведомительном порядке. Для государственной регистрации профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации в течение 1 мес. со дня их образования представляют в Министерство юстиции РФ или в его территориальный орган в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа:
1) заявление в 2 экземплярах, на одном из которых подписи заявителей должны быть нотариально удостоверены в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
2) в соответствии с Законом о профсоюзах подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях в 2 экземплярах;
3) копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях в 2 экземплярах;
4) перечень участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Копии документов, кроме копий уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, подписываются руководителем профсоюзного органа и заверяются печатью этого органа или организации, где действует профсоюз.
Профсоюзы освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию.
При получении указанных документов Министерство юстиции РФ или его территориальный орган направляют в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации или ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов первичной профсоюзной организации. При получении от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, объединении (ассоциации), о первичной профсоюзной организации Министерство юстиции РФ или его территориальный орган выдают заявителю свидетельство о регистрации, подтверждающее факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Необходимые действия по государственной регистрации первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица может осуществлять также представитель профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями
Комментарий к статье 30
1. Первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона о профсоюзах).
2. Порядок реализации прав работника в трудовых отношениях определяется локальными актами, многие из которых принимаются с учетом мнения организаций трудящихся.
В современных организациях наиболее распространена такая форма добровольного объединения работников, как профсоюз.
3. Работник имеет право участвовать в управлении организацией на основании ст. 52 ТК. Реализацию этого права обеспечивает работодатель. Работники могут уполномочить первичную профсоюзную организацию представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
Формой уполномочия может выступать письменная доверенность, в которой необходимо указать, какие права работник доверил осуществлять профсоюзной организации. Кроме того, работник в доверенности может и должен высказать свою точку зрения о том, какое решение должно быть принято по данному вопросу. Таких доверенностей может быть несколько, они составляются по мере необходимости в зависимости от ситуации, которая требует учета мнения работников.
Профсоюзная организация, объявляя свое мнение работодателю, обязана сообщить, какое число работников она представляет, указав номера доверенностей этих работников.
См. также гл. 58 ТК.
Статья 31. Иные представители работников
Комментарий к статье 31
1. Работники для защиты своих интересов могут выбрать представителя при наличии 1 из следующих условий: 1) в организации отсутствует первичная профсоюзная организация; 2) в организации есть профсоюзная организация, но она объединяет менее 1/2 работников.
2. Представитель наемных работников выбирается на общем собрании (конференции). Если представитель работников выбирается на конференции, то на ней можно выбрать представителей всех структурных подразделений организации.
3. Форма представительного органа определяется работниками. Это может быть совет трудового коллектива - наиболее распространенная в организациях РФ форма. Иной представительный орган можно назвать советом представителей рабочих и служащих. В концернах можно создавать общий совет представителей рабочих и служащих концерна по примеру ФРГ. Кроме того, могут быть созданы представительства различных групп, объединяющих работников, например представительство молодежи и учащихся, представительство лиц, получивших телесное повреждение, и т.д.
4. В ФРГ работники организации численностью 5 работающих могут выбирать в совет представителей 3 чел.
5. Конвенция N 135 МОТ "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.) дала определение термина "представители трудящихся", который означает лиц, признанных таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой, будь то: представители профсоюзов, а именно представители, назначенные или избранные профсоюзами или членами таких профсоюзов; либо выборные представители, а именно представители, свободно избранные трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, и функции которых не включают деятельность, признанную в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране.
В то же время в Конвенции N 135 говорится о том, что, когда на одном и том же предприятии существуют как представители профсоюза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.
Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников
Комментарий к статье 32
1. В ст. 28 Закона о профсоюзах определены обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов:
"1. Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.
2. Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Перечень объектов и размеры выдаваемых профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.
3. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
4. В организациях, в которых с профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов".
2. Статья 377 ТК установила обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.
Статья 33. Представители работодателей
Комментарий к статье 33
1. Объединение работодателей - некоммерческая организация. Положение некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Этот Федеральный закон закрепляет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Рассматриваемый Федеральный закон применяется ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Некоммерческой является организация, у которой получение прибыли не является основной целью деятельности. Некоммерческая организация создается для достижения социальных целей, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация обладает рядом особенностей:
она должна иметь самостоятельный баланс или смету;
создается без ограничения срока деятельности, если иное не определено учредительными документами некоммерческой организации;
вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами территории РФ;
должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;
вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему;
должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Место нахождения некоммерческой организации считается местом ее государственной регистрации, если в соответствии с законом учредительными документами не установлено иное.
2. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные организации граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Участники (члены) общественных, а также религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.
3. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Приведем ниже выдержки из него (ст. ст. 1 - 14 - не приводятся).
4. Сравнительный обзор законодательства об объединениях работодателей в странах Восточной Европы и Центральной Азии приводится в книге Анжелики Мюллер "Законодательная база для объединения работодателей в странах Восточной Европы и Центральной Азии" (Женева, 2005)
Статья 34. Иные представители работодателей
Комментарий к статье 34
1. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут выполнять функции представителя при наличии следующих условий: представляемые организации являются государственными или муниципальными предприятиями, организациями, финансируемыми из бюджета; представительство определено законом; представительство определено работодателями.
2. В случае представительства, уполномоченного работодателями, последние должны оформить письменные доверенности с определением вопросов, по которым представители будут осуществлять их полномочия.
3. Представители работодателей могут оказать помощь работодателям в улучшении организации труда, например, разработать проект правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, описания рабочего места, должностной инструкции, положения о премировании. Разработку проектов всех перечисленных документов можно заказать у консультантов.
4. Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне" определено следующее. Федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей - подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.
- Комментарий
- Раздел 3.6. Развитие рынка труда
- Трудовой кодекс российской федерации
- Часть первая
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные начала трудового законодательства
- 3. Принципы трудового законодательства:
- Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
- 5. В области охраны труда работник обязан:
- Часть вторая
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие положения
- Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
- Глава 5. Органы социального партнерства
- 5. Можно назвать следующие отраслевые тарифные соглашения:
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Раздел 1 - формы, системы и размеры оплаты труда, соотношение минимальной и средней заработной платы, а также соотношение средней и максимальной заработной платы.
- Макет коллективного договора
- Предисловие
- Раздел 1. Общие положения
- 1.1. Сторонами настоящего Договора являются:
- 1.2. Предмет Договора.
- Раздел 2. Оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации
- Раздел 3. Гарантии при возможном высвобождении, обеспечение занятости
- Раздел 4. Рабочее время и время отдыха
- Раздел 5. Охрана труда
- Раздел 6. Социальные гарантии, непосредственно связанные с трудовыми отношениями
- Раздел 7. Гарантии деятельности профсоюзной организации
- Раздел 8. Заключительные положения
- Примерный перечень возможных приложений к коллективному договору
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
- Часть третья
- Раздел III. Трудовой договор
- Глава 10. Общие положения
- Раздел 1. Стороны трудового договора
- Раздел 2. Обязательные условия трудового договора
- Раздел 3. Другие обязательные условия трудового договора
- Раздел 4. Дополнительные условия трудового договора
- Раздел 5. Порядок изменения и прекращения
- Раздел 6. Реквизиты сторон трудового договора
- Глава 11. Заключение трудового договора
- Инструкция о порядке предоставления гражданам справок
- 9. См. Также ст. 283 тк.
- Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления
- Примерная форма
- Приказ (распоряжение)
- Приказ (распоряжение)
- Глава 12. Изменение трудового договора
- Приказ (распоряжение)
- Приказ (распоряжение)
- Глава 13. Прекращение трудового договора
- Глава 14. Защита персональных данных работника
- Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования
- Раздел IV. Рабочее время
- Глава 15. Общие положения
- Глава 16. Режим рабочего времени
- Раздел V. Время отдыха
- Глава 17. Общие положения
- Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
- Глава 19. Отпуска
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Глава 20. Общие положения
- Глава 21. Заработная плата
- Рекомендации
- Перечень
- Работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо
- Вредными условиями труда, на которых повышаются часовые
- Тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве
- Глава 22. Нормирование труда
- Перечень
- Межотраслевых нормативных материалов по труду,
- Рекомендуемых для нормирования различных видов работ
- Станочные работы
- Литейные работы, штамповка, ковка
- Заготовительные работы
- Слесарные, слесарно-сборочные, электромонтажные, жестяницкие и другие работы
- Работы по обслуживанию и подготовке производства на предприятиях машиностроения и металлообработки
- Термическая обработка, сварочные работы
- Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими
- Работы по уборке территорий и помещений
- Работы, выполняемые в социально-культурных отраслях
- Раздел VII. Гарантии и компенсации
- Глава 23. Общие положения
- Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
- 5. См. Также:
- Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
- Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Глава 28. Другие гарантии и компенсации
- Дополнительное соглашение к трудовому договору о временном переводе работника на другую работу на срок до четырех месяцев в соответствии с медицинским заключением
- Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
- Глава 29. Общие положения
- Правила внутреннего трудового распорядка
- 1. Общие положения
- 2. Порядок приема и увольнения работников
- 3. Основные обязанности работников
- 4. Недопустимые действия работников
- 5. Права работников
- 6. Права работодателя
- 7. Обязанности работодателя
- 8. Рабочее время и его использование
- 9. Время отдыха
- 10. Оплата труда
- 11. Поощрения за успехи в работе
- 12. Ответственность работника за нарушение дисциплины труда
- Глава 30. Дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Глава 31. Общие положения
- Глава 32. Ученический договор
- Ученический договор на переобучение
- I. Предмет договора
- II. Обязанность работодателя
- III. Обязанность работника
- IV. Срок ученичества
- V. Размер оплаты в период ученичества
- VI. Иные условия
- VII. Ответственность сторон
- VIII. Общие положения
- IX. Продление действия ученического договора
- Раздел X. Охрана труда
- Глава 33. Общие положения
- Глава 34. Требования охраны труда
- Перечень действующих сНиПов (приводится по Общероссийскому строительному каталогу ск-1 "Нормативные и методические документы по строительству")
- Глава 35. Организация охраны труда
- Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
- Перечень профессий с отнесением их к группам производственных процессов
- 12. Застрахованный имеет право на:
- 13. Застрахованный обязан:
- 14. Страхователь имеет право:
- 15. Страхователь обязан:
- 16. Страховщик обязан:
- 18. См. Также:
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 37. Общие положения
- Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником
- Глава 39. Материальная ответственность работника
- Часть четвертая
- Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Глава 40. Общие положения
- Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Оптимальные величины физических нагрузок для труда женщин в период беременности
- Профессиографические критерии оптимальной трудовой нагрузки
- Гигиенические критерии оптимальных условий производственной среды
- Список потенциально опасных химических веществ в плане влияния на репродуктивную функцию
- Обозначения:
- Промышленные аэрозоли преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия
- Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
- Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации
- Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц
- Журнал регистрации трудовых договоров, заключенных между работодателями - физическими лицами и работниками
- 13. См. Также:
- Глава 49. Особенности регулирования труда надомников
- Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях
- 2. Районные коэффициенты к заработной плате установлены:
- Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта
- Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников
- Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого
- Глава 53. Особенности регулирования труда
- Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров
- Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников
- Рекомендуемая форма
- Часть пятая
- Глава 57. Государственный надзор и контроль
- За соблюдением трудового законодательства и иных
- Нормативных правовых актов, содержащих нормы
- Трудового права
- Структура Управления
- Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
- Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав
- Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров
- Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров
- Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Часть шестая
- Раздел XIV. Заключительные положения