Раздел 3.6. Развитие рынка труда
Гибкий, эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.
Процессы глобализации экономики обострят конкуренцию за рабочую силу. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции приведут к росту спроса в этих странах на рабочую силу из стран Содружества Независимых Государств, в том числе из Российской Федерации.
В этой связи важное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.
В долгосрочной перспективе данная проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за период 2007 - 2020 гг. более чем на 10%), что, тем не менее, в условиях адекватного роста производительности труда при переходе к инновационной экономике не должно стать ограничивающим фактором роста экономики. Дополнительным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда (на 6,7% в год в 2011 - 2015 гг. и на 7,5% в 2016 - 2020 гг.) будет повышение трудовой мобильности населения, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
Повышению обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики на рынке труда будет способствовать внедрение системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.
В то же время инновационная экономика невозможна без понятных и прозрачных правил функционирования рынка труда и трудовых отношений, за соблюдением которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора, что, в свою очередь, будет способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.
Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной и неформальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач.
Первая - повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, включая гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;
обеспечение баланса между растущей стоимостью труда (прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг), мерами социальной защиты работников и обеспечения конкурентоспособности производителей;
снижение уровня неформальной занятости;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с повышением эффективности работы и качества предоставляемых услуг и со сложностью и объемами выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;
создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала пожилых людей (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);
расширение практики стажировок молодых специалистов в целях их трудоустройства на постоянное рабочее место;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;
развитие социального партнерства.
Вторая - развитие качества рабочей силы и ее профессиональной мобильности.
Повышение качества рабочей силы и его соответствие потребностям экономики и социального развития будет достигнуто на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики, что предполагает:
развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом;
формирование национальной системы квалификаций, в том числе адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, разработке системы профессиональных стандартов, созданию системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер по модернизации квалификационных характеристик, формированию системы признания и оценки результатов образования и обучения;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.
Третья - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов:
повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;
реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан в целях стимулирования их к активному поиску работы;
использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ;
разработка новых направлений активной политики занятости населения;
предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещения утраченного заработка в связи с потерей работы в зависимости от периода оплачиваемой занятости и размеров отчислений с заработка);
формирование механизмов, мотивирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление мер по развитию трудовых ресурсов;
осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы государственной поддержки граждан и членов их семей, переселяющихся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
развитие частногосударственного партнерства в сфере занятости населения и защиты от безработицы, формирование партнерств бизнеса, местных и региональных органов власти по решению проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в связи с модернизацией и перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;
использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях создания условий для привлечения бизнеса в трудоизбыточные регионы.
Четвертая - создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры:
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижение рисков смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
разработка и реализация мер, способствующих выводу из хозяйственного оборота рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
переход от выплаты компенсаций за особые условия труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест.
Пятая - создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров:
обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений на работу и приглашений на въезд для осуществления трудовой деятельности;
формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;
упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;
организация информационно-образовательных центров за рубежом по привлечению рабочей силы и студентов в российские вузы.
Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:
снижение уровня неформальной занятости с 35% в 2008 г. до 5 - 10% в 2020 г.;
повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26% в 2008 г. до 70 - 80% в 2020 г.;
охват внутрипроизводственным (с периодичностью не более 5 лет) обучением 80% работников крупных и средних предприятий, а также опережающим профессиональным обучением 40 - 50% работников, подлежащих высвобождению;
снижение уровня общей безработицы с 6,0% в 2008 г. до 2 - 3% в 2020 г.
В.И.Шкатулла,
кандидат юридических наук,
профессор, заслуженный юрист РФ
30 декабря 2001 года N 197-ФЗ
- Комментарий
- Раздел 3.6. Развитие рынка труда
- Трудовой кодекс российской федерации
- Часть первая
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные начала трудового законодательства
- 3. Принципы трудового законодательства:
- Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
- 5. В области охраны труда работник обязан:
- Часть вторая
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие положения
- Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
- Глава 5. Органы социального партнерства
- 5. Можно назвать следующие отраслевые тарифные соглашения:
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Раздел 1 - формы, системы и размеры оплаты труда, соотношение минимальной и средней заработной платы, а также соотношение средней и максимальной заработной платы.
- Макет коллективного договора
- Предисловие
- Раздел 1. Общие положения
- 1.1. Сторонами настоящего Договора являются:
- 1.2. Предмет Договора.
- Раздел 2. Оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации
- Раздел 3. Гарантии при возможном высвобождении, обеспечение занятости
- Раздел 4. Рабочее время и время отдыха
- Раздел 5. Охрана труда
- Раздел 6. Социальные гарантии, непосредственно связанные с трудовыми отношениями
- Раздел 7. Гарантии деятельности профсоюзной организации
- Раздел 8. Заключительные положения
- Примерный перечень возможных приложений к коллективному договору
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
- Часть третья
- Раздел III. Трудовой договор
- Глава 10. Общие положения
- Раздел 1. Стороны трудового договора
- Раздел 2. Обязательные условия трудового договора
- Раздел 3. Другие обязательные условия трудового договора
- Раздел 4. Дополнительные условия трудового договора
- Раздел 5. Порядок изменения и прекращения
- Раздел 6. Реквизиты сторон трудового договора
- Глава 11. Заключение трудового договора
- Инструкция о порядке предоставления гражданам справок
- 9. См. Также ст. 283 тк.
- Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления
- Примерная форма
- Приказ (распоряжение)
- Приказ (распоряжение)
- Глава 12. Изменение трудового договора
- Приказ (распоряжение)
- Приказ (распоряжение)
- Глава 13. Прекращение трудового договора
- Глава 14. Защита персональных данных работника
- Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования
- Раздел IV. Рабочее время
- Глава 15. Общие положения
- Глава 16. Режим рабочего времени
- Раздел V. Время отдыха
- Глава 17. Общие положения
- Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
- Глава 19. Отпуска
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Глава 20. Общие положения
- Глава 21. Заработная плата
- Рекомендации
- Перечень
- Работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо
- Вредными условиями труда, на которых повышаются часовые
- Тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве
- Глава 22. Нормирование труда
- Перечень
- Межотраслевых нормативных материалов по труду,
- Рекомендуемых для нормирования различных видов работ
- Станочные работы
- Литейные работы, штамповка, ковка
- Заготовительные работы
- Слесарные, слесарно-сборочные, электромонтажные, жестяницкие и другие работы
- Работы по обслуживанию и подготовке производства на предприятиях машиностроения и металлообработки
- Термическая обработка, сварочные работы
- Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими
- Работы по уборке территорий и помещений
- Работы, выполняемые в социально-культурных отраслях
- Раздел VII. Гарантии и компенсации
- Глава 23. Общие положения
- Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
- 5. См. Также:
- Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
- Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Глава 28. Другие гарантии и компенсации
- Дополнительное соглашение к трудовому договору о временном переводе работника на другую работу на срок до четырех месяцев в соответствии с медицинским заключением
- Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
- Глава 29. Общие положения
- Правила внутреннего трудового распорядка
- 1. Общие положения
- 2. Порядок приема и увольнения работников
- 3. Основные обязанности работников
- 4. Недопустимые действия работников
- 5. Права работников
- 6. Права работодателя
- 7. Обязанности работодателя
- 8. Рабочее время и его использование
- 9. Время отдыха
- 10. Оплата труда
- 11. Поощрения за успехи в работе
- 12. Ответственность работника за нарушение дисциплины труда
- Глава 30. Дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Глава 31. Общие положения
- Глава 32. Ученический договор
- Ученический договор на переобучение
- I. Предмет договора
- II. Обязанность работодателя
- III. Обязанность работника
- IV. Срок ученичества
- V. Размер оплаты в период ученичества
- VI. Иные условия
- VII. Ответственность сторон
- VIII. Общие положения
- IX. Продление действия ученического договора
- Раздел X. Охрана труда
- Глава 33. Общие положения
- Глава 34. Требования охраны труда
- Перечень действующих сНиПов (приводится по Общероссийскому строительному каталогу ск-1 "Нормативные и методические документы по строительству")
- Глава 35. Организация охраны труда
- Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
- Перечень профессий с отнесением их к группам производственных процессов
- 12. Застрахованный имеет право на:
- 13. Застрахованный обязан:
- 14. Страхователь имеет право:
- 15. Страхователь обязан:
- 16. Страховщик обязан:
- 18. См. Также:
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 37. Общие положения
- Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником
- Глава 39. Материальная ответственность работника
- Часть четвертая
- Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Глава 40. Общие положения
- Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Оптимальные величины физических нагрузок для труда женщин в период беременности
- Профессиографические критерии оптимальной трудовой нагрузки
- Гигиенические критерии оптимальных условий производственной среды
- Список потенциально опасных химических веществ в плане влияния на репродуктивную функцию
- Обозначения:
- Промышленные аэрозоли преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия
- Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
- Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации
- Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц
- Журнал регистрации трудовых договоров, заключенных между работодателями - физическими лицами и работниками
- 13. См. Также:
- Глава 49. Особенности регулирования труда надомников
- Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях
- 2. Районные коэффициенты к заработной плате установлены:
- Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта
- Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников
- Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого
- Глава 53. Особенности регулирования труда
- Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров
- Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников
- Рекомендуемая форма
- Часть пятая
- Глава 57. Государственный надзор и контроль
- За соблюдением трудового законодательства и иных
- Нормативных правовых актов, содержащих нормы
- Трудового права
- Структура Управления
- Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
- Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав
- Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров
- Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров
- Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Часть шестая
- Раздел XIV. Заключительные положения