Трудового права
Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Комментарий к статье 353
1. Комментируемая статья в общем виде устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В частности, в соответствии с действующими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая положения комментируемой и других статей гл. 57 ТК, полномочия по осуществлению от лица государства надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на органы надзора и контроля общей компетенции (органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также на специализированные федеральные органы исполнительной власти, создаваемые исключительно для осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности.
2. В структуре федеральной исполнительной власти федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (подп. "а" п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), которая наряду с указанными полномочиями осуществляет функции по контролю и надзору в сфере занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, Роструд осуществляет следующие полномочия (извлечение) (п. п. 5.1 - 7 - не приводятся).
См. также: Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2008 г. N 18н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2008 г. N 230н; Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 марта 2008 г. N 125н.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, а также Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах РФ), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - федеральную инспекцию труда (см. комментарий к ст. ст. 354 - 365 ТК).
3. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности. К этим органам, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. комментарий к ст. ст. 366, 367, 369 ТК) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. комментарий к ст. 368 ТК).
4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ (см. ст. 216 ТК и комментарий к ней).
От лица государства контроль за соблюдением трудового законодательства указанными органами осуществляется в отношении состоящих в их ведении организаций. Осуществление данной функции является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, наделенных специальными полномочиями по предъявлению работодателям обязательных для исполнения требований и привлечению должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Порядок организации и осуществления указанными органами контрольной деятельности определяется решениями соответствующих органов исполнительной власти, уставами муниципальных образований.
5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
В целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина.
При осуществлении надзорной деятельности должностные лица органов прокуратуры вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).
В случае установления факта нарушения трудовых прав граждан прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий указанные права граждан, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, полномочным устранять допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона.
Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.
Статья 354. Федеральная инспекция труда
Комментарий к статье 354
1. Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию N 81 МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и Протокол 1995 г. к ней и приняла на себя обязательства создать систему инспекций труда, распространяющуюся на все предприятия, в отношении которых инспекторы труда обязаны обеспечить соблюдение законодательства о труде, в том числе об охране труда.
В целях реализации указанных международных обязательств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" было принято предложение Минтруда России об образовании на базе Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах РФ единой централизованной системы государственных органов, включающей Минтруд России и государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства (федеральной инспекции труда).
2. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Минтруд России был ликвидирован, а функции по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде переданы вновь созданному федеральному органу исполнительной власти - Федеральной службе по труду и занятости (Роструду). В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" и Приказом Роструда и Ликвидационной комиссии Минтруда России от 1 июля 2004 г. N 186/1/4 "О передаче территориальных органов упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации Федеральной службе по труду и занятости" государственные инспекции труда в субъектах РФ были переданы в ведение Роструда.
3. В настоящее время в ведении Роструда находится 82 территориальных органа, осуществляющих государственный надзор и контроль в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда); это государственные инспекции труда: в Республике Адыгея (Адыгея), Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Республике Тыва, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Чеченской Республике, Чувашской Республике - Чувашии, Алтайском крае, Забайкальском крае, Камчатском крае, Краснодарском крае, Красноярском крае, Пермском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Архангельской области, Астраханской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Волгоградской области, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Иркутской области, Калининградской области, Калужской области, Кемеровской области, Кировской области, Костромской области, Курганской области, Курской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Московской области, Мурманской области, Нижегородской области, Новгородской области, Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Псковской области, Ростовской области, Рязанской области, Самарской области, Саратовской области, Сахалинской области, Свердловской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Томской области, Тульской области, Тюменской области, Ульяновской области, Челябинской области, Ярославской области, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Еврейской автономной области, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Чукотском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации образована и действует единая централизованная система государственных органов, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), и его территориальных органов (государственных инспекций труда), - федеральная инспекция труда.
4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными ТК (см. комментарий к ст. 356 ТК) и Положением о Федеральной службе по труду и занятости.
В целях установления общего порядка организации деятельности территориальных органов Роструда по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда), Приказами руководителя Роструда от 24 марта 2005 г. N 139-227 утверждены положения о государственных инспекциях труда в 82 субъектах РФ.
5. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ.
Руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ являются главными государственными инспекторами труда в соответствующем субъекте РФ. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами они назначаются на должность и освобождаются от нее Министром здравоохранения и социального развития РФ по представлению руководителя Роструда (п. 10.18 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321).
Заместители руководителей государственных инспекций труда в субъектах РФ являются заместителями главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (по правовым вопросам и по охране труда). Они назначаются на должность и освобождаются от нее руководителем Роструда по представлению главного государственного инспектора труда в соответствующем субъекте РФ (п. 9.3 Положения о Федеральной службе по труду и занятости).
Организационно-методическое обеспечение деятельности федеральной инспекции труда осуществляется специальным структурным подразделением Роструда - Управлением надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, Положение о котором утверждено руководителем Роструда. Руководитель Управления является заместителем главного государственного инспектора труда РФ, а его заместители - главным государственным правовым инспектором труда РФ и главным государственным инспектором РФ по охране труда.
- Комментарий
- Раздел 3.6. Развитие рынка труда
- Трудовой кодекс российской федерации
- Часть первая
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные начала трудового законодательства
- 3. Принципы трудового законодательства:
- Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
- 5. В области охраны труда работник обязан:
- Часть вторая
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие положения
- Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
- Глава 5. Органы социального партнерства
- 5. Можно назвать следующие отраслевые тарифные соглашения:
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Раздел 1 - формы, системы и размеры оплаты труда, соотношение минимальной и средней заработной платы, а также соотношение средней и максимальной заработной платы.
- Макет коллективного договора
- Предисловие
- Раздел 1. Общие положения
- 1.1. Сторонами настоящего Договора являются:
- 1.2. Предмет Договора.
- Раздел 2. Оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации
- Раздел 3. Гарантии при возможном высвобождении, обеспечение занятости
- Раздел 4. Рабочее время и время отдыха
- Раздел 5. Охрана труда
- Раздел 6. Социальные гарантии, непосредственно связанные с трудовыми отношениями
- Раздел 7. Гарантии деятельности профсоюзной организации
- Раздел 8. Заключительные положения
- Примерный перечень возможных приложений к коллективному договору
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
- Часть третья
- Раздел III. Трудовой договор
- Глава 10. Общие положения
- Раздел 1. Стороны трудового договора
- Раздел 2. Обязательные условия трудового договора
- Раздел 3. Другие обязательные условия трудового договора
- Раздел 4. Дополнительные условия трудового договора
- Раздел 5. Порядок изменения и прекращения
- Раздел 6. Реквизиты сторон трудового договора
- Глава 11. Заключение трудового договора
- Инструкция о порядке предоставления гражданам справок
- 9. См. Также ст. 283 тк.
- Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления
- Примерная форма
- Приказ (распоряжение)
- Приказ (распоряжение)
- Глава 12. Изменение трудового договора
- Приказ (распоряжение)
- Приказ (распоряжение)
- Глава 13. Прекращение трудового договора
- Глава 14. Защита персональных данных работника
- Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования
- Раздел IV. Рабочее время
- Глава 15. Общие положения
- Глава 16. Режим рабочего времени
- Раздел V. Время отдыха
- Глава 17. Общие положения
- Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
- Глава 19. Отпуска
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Глава 20. Общие положения
- Глава 21. Заработная плата
- Рекомендации
- Перечень
- Работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо
- Вредными условиями труда, на которых повышаются часовые
- Тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве
- Глава 22. Нормирование труда
- Перечень
- Межотраслевых нормативных материалов по труду,
- Рекомендуемых для нормирования различных видов работ
- Станочные работы
- Литейные работы, штамповка, ковка
- Заготовительные работы
- Слесарные, слесарно-сборочные, электромонтажные, жестяницкие и другие работы
- Работы по обслуживанию и подготовке производства на предприятиях машиностроения и металлообработки
- Термическая обработка, сварочные работы
- Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими
- Работы по уборке территорий и помещений
- Работы, выполняемые в социально-культурных отраслях
- Раздел VII. Гарантии и компенсации
- Глава 23. Общие положения
- Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
- 5. См. Также:
- Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
- Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Глава 28. Другие гарантии и компенсации
- Дополнительное соглашение к трудовому договору о временном переводе работника на другую работу на срок до четырех месяцев в соответствии с медицинским заключением
- Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
- Глава 29. Общие положения
- Правила внутреннего трудового распорядка
- 1. Общие положения
- 2. Порядок приема и увольнения работников
- 3. Основные обязанности работников
- 4. Недопустимые действия работников
- 5. Права работников
- 6. Права работодателя
- 7. Обязанности работодателя
- 8. Рабочее время и его использование
- 9. Время отдыха
- 10. Оплата труда
- 11. Поощрения за успехи в работе
- 12. Ответственность работника за нарушение дисциплины труда
- Глава 30. Дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Глава 31. Общие положения
- Глава 32. Ученический договор
- Ученический договор на переобучение
- I. Предмет договора
- II. Обязанность работодателя
- III. Обязанность работника
- IV. Срок ученичества
- V. Размер оплаты в период ученичества
- VI. Иные условия
- VII. Ответственность сторон
- VIII. Общие положения
- IX. Продление действия ученического договора
- Раздел X. Охрана труда
- Глава 33. Общие положения
- Глава 34. Требования охраны труда
- Перечень действующих сНиПов (приводится по Общероссийскому строительному каталогу ск-1 "Нормативные и методические документы по строительству")
- Глава 35. Организация охраны труда
- Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
- Перечень профессий с отнесением их к группам производственных процессов
- 12. Застрахованный имеет право на:
- 13. Застрахованный обязан:
- 14. Страхователь имеет право:
- 15. Страхователь обязан:
- 16. Страховщик обязан:
- 18. См. Также:
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Глава 37. Общие положения
- Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником
- Глава 39. Материальная ответственность работника
- Часть четвертая
- Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Глава 40. Общие положения
- Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Оптимальные величины физических нагрузок для труда женщин в период беременности
- Профессиографические критерии оптимальной трудовой нагрузки
- Гигиенические критерии оптимальных условий производственной среды
- Список потенциально опасных химических веществ в плане влияния на репродуктивную функцию
- Обозначения:
- Промышленные аэрозоли преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия
- Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
- Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации
- Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц
- Журнал регистрации трудовых договоров, заключенных между работодателями - физическими лицами и работниками
- 13. См. Также:
- Глава 49. Особенности регулирования труда надомников
- Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях
- 2. Районные коэффициенты к заработной плате установлены:
- Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта
- Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников
- Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого
- Глава 53. Особенности регулирования труда
- Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров
- Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников
- Рекомендуемая форма
- Часть пятая
- Глава 57. Государственный надзор и контроль
- За соблюдением трудового законодательства и иных
- Нормативных правовых актов, содержащих нормы
- Трудового права
- Структура Управления
- Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
- Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав
- Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров
- Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров
- Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Часть шестая
- Раздел XIV. Заключительные положения