2. Понятие правоприменения, его особенности и стадии.
В юридической литературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений понятия ''применение права".
Нередко применение права понимается как "особая форма" реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности.
Иногда применение права трактуется как "властная деятельность" органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества.
Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности "по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов", фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.
Эти определения приведены как иллюстрирующие неоднозначность и множественность подходов к понятию "применение права". Нет необходимости и возможности перечислять их все. Гораздо важнее определить общие черты и особенности правоприменительного процесса, которые в той или иной степени отражаются в различных его определениях и сложившихся о нем представлениях,
Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых, на то, что правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права - физические и юридические лица) может осуществляться уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России (и других стран) это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению (с санкции) государства. Граждане (подданные - при монархической форме правления), не являющиеся должностными лицами, не могут заниматься правоприменительной деятельностью.
Во-вторых, правоприменение — один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение.
Применение права как государственно-властное деяние всегда осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
В-третьих, на то, что применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова.
В-четвертых, на то, что правоприменительная деятельность осуществляется в строго определенной последовательности и в соответствии с определенными, общепризнанными принципами.
И в-пятых, на то, что правоприменительная деятельность всегда сея занна с принятием решения по конкретному вопросу и его оформлением в виде специального акта, называемого индивидуальным актом, или актом применения.
Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и. должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности -это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что "нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы", как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволюционной России), "отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов" и что применение норм права "агентами власти, судебной и административной", с точки зрения социальной справедливости "еще более наклоняет действие законов в этом направлении", выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев'.
Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех .относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.
Наряду с названными принципами существуют и иные принципы правоприменительной деятельности.
Исходя из того, что правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности, в государственно-правовой теории и практике выделяется ряд относительно самостоятельных ступеней, или стадий, данного процесса. Наиболее типичными признаются следующие: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.
Разумеется, дело заключается не в количестве выделяемых ступеней, или стадий, правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержании. Вся правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради более глубокого и разностороннего познания и совершенствования самого правоприменительного процесса. Рассмотрению проблем, касающихся выделения и изучения различных стадий правоприменительного процесса, посвящена специальная отечественная и зарубежная литература.
Основной смысл ее и все усилия авторов при этом направлены, как правило, на то, чтобы государственные органы и должностные лица смогли достичь в области правоприменения максимальной эффективности при строгом и неуклонном соблюдении ими принципов справедливости и законности. Для демократического общества и правового государства весьма важно, чтобы при всех видах государственной деятельности, включая правоприменительную, гражданин находился в зависимости от законов, а не от лиц, их создающих и применяющих.
- Тема 1. Предмет и методология Теории государства и права
- 1. Понятие и предмет теории государства и права. Ее задачи и функции. Развитие предмета теории государства и права.
- 3. Понятие и классификация методов познания государства и права. Общие, частнонаучные и специальные методы, используемые наукой «теория государства и права».
- 4. Логико-языковые методы в юридической науке. Язык теории государства и права. Роль логических методов в юридической науке и практике.
- Тема 2.Место и роль теории государства и права в системе других наук.
- 1. Классификация юридических наук и место теории государства и права в их системе.
- 2. Связь теории государства и права с философией, политологией, социологией, с историко-правовыми дисциплинами и со сравнительным правоведением.
- 4. Теория государства и права и специальные юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология и др.). Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.
- Тема 3. Основные категории и структура курса теории государства и права.
- 2. Структура курса теории государства и права. Соотношение системы науки Теории государства и права и структуры курса Теории государства и права.
- Тема 4. Закономерности исторического движения и функционирования государства и права.
- Власть и социальные нормы в догосударственном обществе.
- Разложение родового строя и возникновение государства.
- Отличие государства от власти родоплеменной организации.
- Происхождение права.
- Формы раннего государства и права.
- Теории происхождения государства.
- Тема 5. Общество, его институты, власть.
- 1.Общество и его институты
- 2. Государственная власть и ее обоснование.
- Тема 6. Понятие, основные концепции и признаки современного государства.
- Понятие государства.
- 2. Либеральная, социологическая и легистская концепции государства.
- 3. Признаки современного государства.
- Тема 7. Типология государств и правовых систем. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 2. Цивилизационный критерий классификации. Современные цивилизации и тип их культуры.
- 3. Формационный критерий классификации. Рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические типы государств.
- Тема 8. Государство в политической системе общества. Государство и личность. Общая характеристика современных политико-правовых доктрин.
- Государство в политической системе общества.
- Государство и личность. Правовой статус личности.
- 3. Политико-правовые доктрины.
- 4. Государство и экономика. Государство и религия.
- Тема 9. Формы государства.
- Понятие формы государства.
- 3. Форма государственного (политического) режима, его характеристика и основные виды.
- 4.Форма государственного (государственно-территориального) устройства. Особенности государственного устройства в унитарных, федеративных и конфедеративных государствах.
- Тема 10. Особенности государств и правовых систем переходного периода.
- 1. Особенности государств и правовых систем переходного типа.
- 2. Основные задачи и направления деятельности государств переходного типа.
- 3. Особенности перехода России от социалистического к капиталистическому типу государства.
- Тема11. Правовое государство.
- 1. Возникновение и развитие идеи правового государства в России.
- Проблемы становления России как правового государства на современном этапе.
- Тема 12. Государственный аппарат (механизм государства).
- 1.Сущность и признаки государственного аппарата. Государственный аппарат и государственный механизм.
- Государственные органы как составные части аппарата. Система государственных органов (государственного аппарата).
- 3. Принципы организации и деятельности аппарата. Особенности реализации принципа разделения властей при формировании системы государственных органов.
- 4. Бюрократия и бюрократизм.
- Тема 13. Функции государства.
- Понятие и виды функций государства.
- Внешние функции государства.
- 3. Внутренние функции государства.
- Тема 14. Современные теории права. Основные проблемы современного понимания государства и права.
- Современные подходы к определению права. Проблемы правопонимания в российской науке.
- 2. Современные теории права: юридический позитивизм, правовой нормативизм, марксистская школа права, теория солидарности в праве и др.
- Тема 15. Сущность и ценность права.
- Понятие и признаки позитивного права.
- 2.Социальное назначение и ценность права.
- 3. Функции права.
- 4.Принципы права. Проблема соотношения государства и права, права и закона.
- 5. Право и экономика.
- Право и политика.
- Тема 16. Право в системе социальных норм.
- Особенности и виды социальных норм.
- Нормы морали и нравственности. Нормы обычаев и традиций. Нормы общественных организаций.
- 3. Соотношение права и морали, права и обычая.
- Тема 17. Формы (источники) права.
- Понятие формы (источника) права. Виды источников права
- 2. Понятие и система нормативно- правовых актов.
- 3. Правовой обычай, правовой прецедент и правовой договор как источник права.
- 4. Юридическая доктрина как источник права.
- Тема 18. Нормы права.
- 1.Понятие, классификация правовых норм.
- 2.Структура правовой нормы.
- 3. Соотношение норм права и статей закона.
- Тема 19. Система права.
- Понятие и структура системы права.
- 4. Правовая семья.
- Тема 20. Толкование права.
- Понятие толкования права.
- 2. Объем и способы толкования.
- 3. Официальное и неофициальное толкование.
- 4. Нормативное, казуальное и иные способы толкования права.
- Тема 21. Правовые отношения.
- 1. Понятие и содержание правоотношения.
- 2. Объекты правоотношений.
- 3.Субъекты правоотношения и их виды.
- 4.Правоспособность и дееспособность.
- 6. Юридические факты: понятие, особенности, классификация.
- Тема 22. Законность и правопорядок.
- 1. Понятие и признаки законность.
- 2. Гарантии законности.
- 3. Соотношение законности и правопорядка.
- 4. Законность и правопорядок как объективное требование социально-экономического и духовного развития общества.
- Тема 23. Правосознание и правовая культура.
- Понятие и структура правосознания.
- 2. Место правосознания в системе форм общественного сознания.
- 3. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
- Тема 24. Правотворчество Систематизация законодательства.
- Понятие правотворчества.
- 2. Формы и принципы правотворчества.
- 3. Законодательная процедура и стадии законодательного процесса.
- Тема 25. Реализация права.
- 1. Понятие и формы реализации права.
- 2. Понятие правоприменения, его особенности и стадии.
- 3. Правоприменительные акты.
- Тема 26. Пробелы в праве и их восполнение.
- Понятие пробелов в праве, их виды и причины появления.
- 2. Способы восполнения пробелов. Аналогия права и аналогия закона.
- Тема 27.Правовое регулирование и его механизм.
- 1. Правовое регулирование и его предмет
- 2. Способы, типы и методы правового регулирования.
- 3.Стадии и механизм правового регулирования.
- 4.Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения.
- Тема 28. Правомерное поведение и правонарушение.
- Понятие правомерного поведения.
- Структура и виды правомерного поведения.
- 3. Понятие и признаки правонарушения.
- 4. Юридический состав правонарушения и его элементы.
- Тема 29.Юридическая ответственность.
- 1.Понятие и признаки юридической ответственности.
- 2. Виды юридической ответственности.
- 3. Основания юридической ответственности.
- 4. Принципы юридической ответственности.
- Тема 30. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 1. Основные правовые системы в современном мире, их эволюция.
- 2. Факторы, влияющие на формирование общих черт правовых систем.
- Светские правовые семьи. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи.
- 4. Религиозные правовые семьи. Мусульманская и индусская правовые семьи.
- Библиографический список рекомендуемой литературы. Основная литература:
- Дополнительная литература: