Теории происхождения государства.
Теории происхождения государства многообразны. Это множество связано с конкретно-историческими условиями их возникновения, с господствующим в обществе мировоззрением. Каждая концессия, теория возникновения и сущности государства и права — это всегда одна из основных составных частей мировоззрения. Господство в обществе теологического мировоззрения не могло не охватить и взгляды о государстве и праве, и в русле такого мировоззрения складываются теологические взгляды на государство и право, как это имело место в древности на Востоке и в средние века в Европе. Господство рационалистических взглядов в обществе ведет к рационалистическим теориям.
Теологические теории происхождения государства и права являются исторически первыми, ибо исторически первым было и религиозное мировоззрение. Согласно этим взглядам государство и право имеют божественное происхождение: государство создано Богом, а право — это божественная воля, божественное откровение.
Учение о божественном происхождении государства и права возникло еще в древнем мире, и прежде всего в теократических монархиях Египта, Вавилона, Иудеи и др. Отметим, что и сами теократические монархии являются определенным продолжением сакрализации (обожествления) носителей власти (вождей, царей и т. п.) в догосударственном обществе. Эта сакрализация в ряде случаев была одним из факторов возникновения государства.
Согласно этим взглядам, например, египетский фараон считался земным богом, потомком богов небесных. Фараон не умирает, а заходит в свой вечный горизонт, становится богом Озирисом.
Теологических взглядов на происхождение и сущность государства и права придерживаются все идеологии, связанные с современными основными мировыми религиями: христианством, исламом, индуизмом, иудаизмом. Особенно велико их влияние было в средние века. Вспомним хотя бы теорию двух мечей. Согласно одной из версий этой теории Бог дал папе римскому два меча, один из которых папа передал светскому королю. Согласно другому варианту бог дал два меча, но один — папе римскому, другой — королю. В первом случае делался вывод, что власть короля вторична по отношению к власти религиозной, а во втором — независима. Но оба варианта исходят из божественного источника власти.
Ныне продолжают существовать и действовать религиозные правовые системы (иудейское право, исламское право, индусское право). Источниками этого права являются прежде всего священные книги каждой религии, и нормы, в них содержащиеся, рассматриваются как божественные откровения. Таким образом, теологические взгляды на государство и право — это не только история, но и наша действительность.
Патриархальная теория. Согласно этой теории государство возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произошла из власти отца над членами семьи и подобна отеческой власти. Представителями этой теории были Аристотель, Конфуций, русский социолог и теоретик народничества И. Михайловский и др. Р. Фильмер с помощью этой теории обосновывал в XVII в. неограниченную власть английских королей. С его точки зрения, короли являются преемниками библейского патриарха Адама, которому от бога дана не только отеческая, но и королевская (царская) власть над своим потомством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов — к королям. Эта теория является антиисторической. В действительности же, как мы видели, вначале возникает род, а семья складывается гораздо позднее в силу упорядочения отношений полов и в связи с изменениями в производственной сфере.
Договорная теория. В соответствии с этой теорией государство возникло в результате договора между людьми для обеспечения их общей пользы, общих интересов. Зачатки этой теории встречаются уже у древних мыслителей (Эпикур, Мо Цзы). В классическом виде теория сложилась в 17-18 вв. и тесно связана с теорией естественного права. Представители этой теории — Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.
Одни из них использовали эту теорию для обоснования абсолютной монархии (Т. Гоббс), другие — для защиты конституционной монархии (Д. Локк), третьи выражали интересы революционной буржуазии, стремившейся к свержению феодализма (Ж.-Ж. Руссо).
Представители этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние людей, которое понималось по-разному. Т. Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех. Люди эгоистичны, недоверчивы, но все равны, каждый имеет право на все, каждый стремится к собственной выгоде, наживе, славе. Люди находятся в постоянной вражде, страхе, нет места трудолюбию, так как плоды труда не гарантированы от захвата. Здесь нет справедливости, ибо нет закона, нет закона, ибо нет общей власти. Познав же разумом естественный закон, который гласит, что каждый Должен добиваться мира, люди заключают договор и создают новую форму общения — государство. При этом они отказываются от части своих естественных прав в пользу монарха, который и представляет общую власть, держит людей в страхе ч направляет их к общему благу.
Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как «золотой век» человечества, всеобщего счастья. Все равны, свободны, нет частной собственности и государства. Причины возникновения государства Руссо видит в способностях человека к совершенствованию и порче нравов. Человек изобретает и совершенствует орудия труда, переходит к металлическим орудиям, к оседлости, к земледелию. Появляется частная собственность, которой способствует не только повышение производительности труда, но и порча нравов, результатом чего стал захват безнравственными членами общества общественной земли и т. д. Появляется имущественное неравенство. Богатые, не имея достаточных сил для защиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться, установить правила справедливости и мира. На основе общего соглашения — договора — создается новая ассоциация людей — государство.
Руссо во многом приблизился к историческому объяснению происхождения государства, однако излишнее значение придавал порче нравов и сознательным действиям, направленным на создание государства. Руссо делает из своих взглядов революционные выводы. С его точки зрения, власть королей держится уже не на договоре, а на насилии. Они нарушили общественный договор, узурпировали власть, нарушив права народа, поэтому народ вправе на насилие ответить насилием и свергнуть монарха. Всякая власть, с его точки зрения, может быть основана только на общественном договоре, общественном согласии.
Что касается этой теории, то она во многом антиисторична, сами представители этой теории выдвигают ее как гипотезу, даже как вымысел, фикцию.
Теория насилия. Согласно этой теории государство есть результат войн и насильственных действий. По теории внешнего насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) частная собственность, классы и государство есть результат завоевания одних племен другими, более сильными и воинственными. Племя победителей присваивает их землю, собственность, затем принуждает побежденных работать на себя, платить дань, подати. Вследствие такого насильственного соединения племен возникает деление на классы, племя завоевателей становится господствующим классом. Принудительный аппарат, который создают завоеватели, превращается в государство.
Е.Дюринг считал первичным в возникновении частной собственности и государства принуждение, насилие одной части общества по отношению к другой (теория внутреннего насилия). Экономические же факторы у него носят вторичный характер.
Насилие само по себе не может создать ни собственности, ни классов. Оно может сыграть определенную роль лишь в перераспределении уже возникшей частной собственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной ступени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудий труда является производителем и более совершенного оружия. Однако насилие. завоевание, бесспорно, может быть фактором, который способен ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для этого, достигло определенного уровня развития. Заметим, что завоевание территорий Древнего Рима древними германцами ускорило возникновение у последних государства.
В заключение отметим, что здесь рассмотрены далеко не все теории происхождения государства. Можно назвать и такие теории, как психологическая, органическая, ирригационная и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Предмет и методология Теории государства и права
- 1. Понятие и предмет теории государства и права. Ее задачи и функции. Развитие предмета теории государства и права.
- 3. Понятие и классификация методов познания государства и права. Общие, частнонаучные и специальные методы, используемые наукой «теория государства и права».
- 4. Логико-языковые методы в юридической науке. Язык теории государства и права. Роль логических методов в юридической науке и практике.
- Тема 2.Место и роль теории государства и права в системе других наук.
- 1. Классификация юридических наук и место теории государства и права в их системе.
- 2. Связь теории государства и права с философией, политологией, социологией, с историко-правовыми дисциплинами и со сравнительным правоведением.
- 4. Теория государства и права и специальные юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология и др.). Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.
- Тема 3. Основные категории и структура курса теории государства и права.
- 2. Структура курса теории государства и права. Соотношение системы науки Теории государства и права и структуры курса Теории государства и права.
- Тема 4. Закономерности исторического движения и функционирования государства и права.
- Власть и социальные нормы в догосударственном обществе.
- Разложение родового строя и возникновение государства.
- Отличие государства от власти родоплеменной организации.
- Происхождение права.
- Формы раннего государства и права.
- Теории происхождения государства.
- Тема 5. Общество, его институты, власть.
- 1.Общество и его институты
- 2. Государственная власть и ее обоснование.
- Тема 6. Понятие, основные концепции и признаки современного государства.
- Понятие государства.
- 2. Либеральная, социологическая и легистская концепции государства.
- 3. Признаки современного государства.
- Тема 7. Типология государств и правовых систем. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 2. Цивилизационный критерий классификации. Современные цивилизации и тип их культуры.
- 3. Формационный критерий классификации. Рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические типы государств.
- Тема 8. Государство в политической системе общества. Государство и личность. Общая характеристика современных политико-правовых доктрин.
- Государство в политической системе общества.
- Государство и личность. Правовой статус личности.
- 3. Политико-правовые доктрины.
- 4. Государство и экономика. Государство и религия.
- Тема 9. Формы государства.
- Понятие формы государства.
- 3. Форма государственного (политического) режима, его характеристика и основные виды.
- 4.Форма государственного (государственно-территориального) устройства. Особенности государственного устройства в унитарных, федеративных и конфедеративных государствах.
- Тема 10. Особенности государств и правовых систем переходного периода.
- 1. Особенности государств и правовых систем переходного типа.
- 2. Основные задачи и направления деятельности государств переходного типа.
- 3. Особенности перехода России от социалистического к капиталистическому типу государства.
- Тема11. Правовое государство.
- 1. Возникновение и развитие идеи правового государства в России.
- Проблемы становления России как правового государства на современном этапе.
- Тема 12. Государственный аппарат (механизм государства).
- 1.Сущность и признаки государственного аппарата. Государственный аппарат и государственный механизм.
- Государственные органы как составные части аппарата. Система государственных органов (государственного аппарата).
- 3. Принципы организации и деятельности аппарата. Особенности реализации принципа разделения властей при формировании системы государственных органов.
- 4. Бюрократия и бюрократизм.
- Тема 13. Функции государства.
- Понятие и виды функций государства.
- Внешние функции государства.
- 3. Внутренние функции государства.
- Тема 14. Современные теории права. Основные проблемы современного понимания государства и права.
- Современные подходы к определению права. Проблемы правопонимания в российской науке.
- 2. Современные теории права: юридический позитивизм, правовой нормативизм, марксистская школа права, теория солидарности в праве и др.
- Тема 15. Сущность и ценность права.
- Понятие и признаки позитивного права.
- 2.Социальное назначение и ценность права.
- 3. Функции права.
- 4.Принципы права. Проблема соотношения государства и права, права и закона.
- 5. Право и экономика.
- Право и политика.
- Тема 16. Право в системе социальных норм.
- Особенности и виды социальных норм.
- Нормы морали и нравственности. Нормы обычаев и традиций. Нормы общественных организаций.
- 3. Соотношение права и морали, права и обычая.
- Тема 17. Формы (источники) права.
- Понятие формы (источника) права. Виды источников права
- 2. Понятие и система нормативно- правовых актов.
- 3. Правовой обычай, правовой прецедент и правовой договор как источник права.
- 4. Юридическая доктрина как источник права.
- Тема 18. Нормы права.
- 1.Понятие, классификация правовых норм.
- 2.Структура правовой нормы.
- 3. Соотношение норм права и статей закона.
- Тема 19. Система права.
- Понятие и структура системы права.
- 4. Правовая семья.
- Тема 20. Толкование права.
- Понятие толкования права.
- 2. Объем и способы толкования.
- 3. Официальное и неофициальное толкование.
- 4. Нормативное, казуальное и иные способы толкования права.
- Тема 21. Правовые отношения.
- 1. Понятие и содержание правоотношения.
- 2. Объекты правоотношений.
- 3.Субъекты правоотношения и их виды.
- 4.Правоспособность и дееспособность.
- 6. Юридические факты: понятие, особенности, классификация.
- Тема 22. Законность и правопорядок.
- 1. Понятие и признаки законность.
- 2. Гарантии законности.
- 3. Соотношение законности и правопорядка.
- 4. Законность и правопорядок как объективное требование социально-экономического и духовного развития общества.
- Тема 23. Правосознание и правовая культура.
- Понятие и структура правосознания.
- 2. Место правосознания в системе форм общественного сознания.
- 3. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
- Тема 24. Правотворчество Систематизация законодательства.
- Понятие правотворчества.
- 2. Формы и принципы правотворчества.
- 3. Законодательная процедура и стадии законодательного процесса.
- Тема 25. Реализация права.
- 1. Понятие и формы реализации права.
- 2. Понятие правоприменения, его особенности и стадии.
- 3. Правоприменительные акты.
- Тема 26. Пробелы в праве и их восполнение.
- Понятие пробелов в праве, их виды и причины появления.
- 2. Способы восполнения пробелов. Аналогия права и аналогия закона.
- Тема 27.Правовое регулирование и его механизм.
- 1. Правовое регулирование и его предмет
- 2. Способы, типы и методы правового регулирования.
- 3.Стадии и механизм правового регулирования.
- 4.Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения.
- Тема 28. Правомерное поведение и правонарушение.
- Понятие правомерного поведения.
- Структура и виды правомерного поведения.
- 3. Понятие и признаки правонарушения.
- 4. Юридический состав правонарушения и его элементы.
- Тема 29.Юридическая ответственность.
- 1.Понятие и признаки юридической ответственности.
- 2. Виды юридической ответственности.
- 3. Основания юридической ответственности.
- 4. Принципы юридической ответственности.
- Тема 30. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 1. Основные правовые системы в современном мире, их эволюция.
- 2. Факторы, влияющие на формирование общих черт правовых систем.
- Светские правовые семьи. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи.
- 4. Религиозные правовые семьи. Мусульманская и индусская правовые семьи.
- Библиографический список рекомендуемой литературы. Основная литература:
- Дополнительная литература: