5. Право и экономика.
Право и экономика тесно связаны между собой. С одной стороны, сущность, содержание права в значительной мере предопределены системой экономических отношений, господствующих в обществе, и прежде всего отношений собственности.
Эту предопределенность права системой экономических отношений в особенности подчеркивает марксизм. Право не может быть выше экономического и культурного уровня развития общества, отмечал К. Маркс. Но очевидно, что не только марксизм заметил такое влияние экономики на право. Экономический детерминизм не отрицается и некоторыми другими течениями юридической мысли. Сформировавшийся в середине XIX в. юридический позитивизм связывал развитие права с развитием товарообмена, кредита, конкуренции, сложных договорных отношений, что потребовало издания большого числа норм. Появились новые правовые институты, отпочковывались новые отрасли права, возникла потребность в систематизации и кодификации. Право рассматривалось как явление чисто экономическое, как слепок экономических и политических отношений.
Действительно, в системе права находит отражение система экономических и иных отношений. Право по необходимости вынуждено отражать и выражать прежде всего главные экономические интересы крупных социальных групп. Отражение в праве в первую очередь экономических интересов выступает как определенная закономерность правового развития, как необходимость, а против необходимости не властны и сами боги, гласит древняя мудрость, приписываемая одному из семи мудрецов древности - Питтаку. Ему вторят и древнеримские юристы. Необходимость не признает законов (necessitas non habet legem), необходимость смеется над путами закона (legem vincula irriollet). Законы, не учитывающие экономические условия, экономическую необходимость, экономически не обоснованные остаются на бумаге, не действуют.
Например, проведению судебной реформы препятствует экономическая слабость нашего государства. Последовательное осуществление судебной реформы предполагает увеличение корпуса судей во всех судебных системах, учреждение мировых судов, повсеместное введение суда присяжных, увеличение расходов на техническое обеспечение судов. Расширение принципа состязательности в судебных процессах требует увеличения числа работников прокуратуры. Доступность правосудия предполагает расходы государства на оказание правовой помощи малоимущим. Экономические нужды правосудия России можно было бы продолжить. Только рост экономических возможностей государства способен обеспечить реальное действие законов, принятие которых является непременным условием последовательного проведения судебной реформы.
Зависимость реализации законов от экономических условий весьма ярко проявляется в социальной сфере. Экономическая слабость государства является причиной того, что многие из них в полную меру не действуют, подталкивает государство на корректировку социального законодательства в сторону уменьшения расходов и в конечном счете ведет к снижению уровня социальной защищенности граждан.
Однако влияние экономики на право не следует рассматривать слишком прямолинейно. На право оказывает влияние целая совокупность социальных факторов (соотношение социальных сил, политика, мораль, правосознание, религия, уровень культурного развития и т.д.). В силу этого право в определенных пределах относительно самостоятельно, независимо от экономики, а потому оказывает обратное влияние на ее развитие. Это неизбежно, ибо экономические отношения облечены в правовую форму, регулируются правом. Право может способствовать развитию экономики, если соответствует уровню ее развития, или, наоборот, тормозить ее развитие. Современные государства активно используют право в целях воздействия на развитие экономики. Это осуществляется путем регулирования отношений собственности, товарных отношений (отношений между производителями и потребителями товаров), принятием налогового, таможенного законодательства и т. д.
В России право выступает решающим рычагом создания рыночной экономики. В этих целях принята целая серия законов экономического характера. Конституция и новый Гражданский кодекс РФ устанавливают и регулируют различные формы собственности. Расширен круг субъектов рыночной экономики (частные предприятия, акционерные общества, банки, биржи и т. д.), определена их правосубъектность, зафиксированы свобода предпринимательства, свободный обмен рабочей силы, интеллектуальной собственности, движение товаров. Приняты антимонопольные законы, закон об охране прав потребителя, порядок возмещения материального вреда и т. д. Создана система арбитражных судов для разрешения споров между субъектами рыночной экономики и соответствующие законы (Закон об арбитражном суде, Арбитражно-процессуальный кодекс).
Задачей правового регулирования рыночной экономики является создание не только экономической свободы субъектов предпринимательства, но и определенных правовых рамок, исключающих предпринимательский произвол, хаос в рыночных отношениях. Иначе говоря, следует установить жесткие правила игры субъектов рыночной экономики с помощью права и обеспечить их соблюдение. Кроме того, в современном обществе ориентируются не просто на рыночную экономику, а на социально ориентированную рыночную экономику. Поэтому здесь роль права усиливается, в том числе в области перераспределения национального богатства с помощью налогового и социального законодательства, в направлении защиты слабой стороны в экономических отношениях (работника перед работодателем, потребителя перед производителем).
Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что при 100%-ной прибыли капитал попирает все человеческие законы, а при 300%-ной нет такого преступления, на которое он не рискнул бы даже под страхом виселицы. Вспомним также, что один из героев Шекспира, субъект рыночной экономики, требовал от должника взамен долга кусок живого мяса. Потому издается антимонопольное законодательство, принимается закон о защите прав потребителей, устанавливается ответственность за экономические преступления, например ответственность за уклонение от уплаты налогов и др.
Для нашей страны актуальна и проблема защиты национальных экономических интересов. Интеграция страны в мировую экономическую систему, предоставление равных прав иностранным инвесторам создает опасность колонизации страны со стороны транснациональных компаний, превращения страны в сырьевой придаток развитых стран, регион вредных производств и мировое хранилище технологических отходов (ядерного и т. п. производства).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Предмет и методология Теории государства и права
- 1. Понятие и предмет теории государства и права. Ее задачи и функции. Развитие предмета теории государства и права.
- 3. Понятие и классификация методов познания государства и права. Общие, частнонаучные и специальные методы, используемые наукой «теория государства и права».
- 4. Логико-языковые методы в юридической науке. Язык теории государства и права. Роль логических методов в юридической науке и практике.
- Тема 2.Место и роль теории государства и права в системе других наук.
- 1. Классификация юридических наук и место теории государства и права в их системе.
- 2. Связь теории государства и права с философией, политологией, социологией, с историко-правовыми дисциплинами и со сравнительным правоведением.
- 4. Теория государства и права и специальные юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология и др.). Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.
- Тема 3. Основные категории и структура курса теории государства и права.
- 2. Структура курса теории государства и права. Соотношение системы науки Теории государства и права и структуры курса Теории государства и права.
- Тема 4. Закономерности исторического движения и функционирования государства и права.
- Власть и социальные нормы в догосударственном обществе.
- Разложение родового строя и возникновение государства.
- Отличие государства от власти родоплеменной организации.
- Происхождение права.
- Формы раннего государства и права.
- Теории происхождения государства.
- Тема 5. Общество, его институты, власть.
- 1.Общество и его институты
- 2. Государственная власть и ее обоснование.
- Тема 6. Понятие, основные концепции и признаки современного государства.
- Понятие государства.
- 2. Либеральная, социологическая и легистская концепции государства.
- 3. Признаки современного государства.
- Тема 7. Типология государств и правовых систем. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 2. Цивилизационный критерий классификации. Современные цивилизации и тип их культуры.
- 3. Формационный критерий классификации. Рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические типы государств.
- Тема 8. Государство в политической системе общества. Государство и личность. Общая характеристика современных политико-правовых доктрин.
- Государство в политической системе общества.
- Государство и личность. Правовой статус личности.
- 3. Политико-правовые доктрины.
- 4. Государство и экономика. Государство и религия.
- Тема 9. Формы государства.
- Понятие формы государства.
- 3. Форма государственного (политического) режима, его характеристика и основные виды.
- 4.Форма государственного (государственно-территориального) устройства. Особенности государственного устройства в унитарных, федеративных и конфедеративных государствах.
- Тема 10. Особенности государств и правовых систем переходного периода.
- 1. Особенности государств и правовых систем переходного типа.
- 2. Основные задачи и направления деятельности государств переходного типа.
- 3. Особенности перехода России от социалистического к капиталистическому типу государства.
- Тема11. Правовое государство.
- 1. Возникновение и развитие идеи правового государства в России.
- Проблемы становления России как правового государства на современном этапе.
- Тема 12. Государственный аппарат (механизм государства).
- 1.Сущность и признаки государственного аппарата. Государственный аппарат и государственный механизм.
- Государственные органы как составные части аппарата. Система государственных органов (государственного аппарата).
- 3. Принципы организации и деятельности аппарата. Особенности реализации принципа разделения властей при формировании системы государственных органов.
- 4. Бюрократия и бюрократизм.
- Тема 13. Функции государства.
- Понятие и виды функций государства.
- Внешние функции государства.
- 3. Внутренние функции государства.
- Тема 14. Современные теории права. Основные проблемы современного понимания государства и права.
- Современные подходы к определению права. Проблемы правопонимания в российской науке.
- 2. Современные теории права: юридический позитивизм, правовой нормативизм, марксистская школа права, теория солидарности в праве и др.
- Тема 15. Сущность и ценность права.
- Понятие и признаки позитивного права.
- 2.Социальное назначение и ценность права.
- 3. Функции права.
- 4.Принципы права. Проблема соотношения государства и права, права и закона.
- 5. Право и экономика.
- Право и политика.
- Тема 16. Право в системе социальных норм.
- Особенности и виды социальных норм.
- Нормы морали и нравственности. Нормы обычаев и традиций. Нормы общественных организаций.
- 3. Соотношение права и морали, права и обычая.
- Тема 17. Формы (источники) права.
- Понятие формы (источника) права. Виды источников права
- 2. Понятие и система нормативно- правовых актов.
- 3. Правовой обычай, правовой прецедент и правовой договор как источник права.
- 4. Юридическая доктрина как источник права.
- Тема 18. Нормы права.
- 1.Понятие, классификация правовых норм.
- 2.Структура правовой нормы.
- 3. Соотношение норм права и статей закона.
- Тема 19. Система права.
- Понятие и структура системы права.
- 4. Правовая семья.
- Тема 20. Толкование права.
- Понятие толкования права.
- 2. Объем и способы толкования.
- 3. Официальное и неофициальное толкование.
- 4. Нормативное, казуальное и иные способы толкования права.
- Тема 21. Правовые отношения.
- 1. Понятие и содержание правоотношения.
- 2. Объекты правоотношений.
- 3.Субъекты правоотношения и их виды.
- 4.Правоспособность и дееспособность.
- 6. Юридические факты: понятие, особенности, классификация.
- Тема 22. Законность и правопорядок.
- 1. Понятие и признаки законность.
- 2. Гарантии законности.
- 3. Соотношение законности и правопорядка.
- 4. Законность и правопорядок как объективное требование социально-экономического и духовного развития общества.
- Тема 23. Правосознание и правовая культура.
- Понятие и структура правосознания.
- 2. Место правосознания в системе форм общественного сознания.
- 3. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
- Тема 24. Правотворчество Систематизация законодательства.
- Понятие правотворчества.
- 2. Формы и принципы правотворчества.
- 3. Законодательная процедура и стадии законодательного процесса.
- Тема 25. Реализация права.
- 1. Понятие и формы реализации права.
- 2. Понятие правоприменения, его особенности и стадии.
- 3. Правоприменительные акты.
- Тема 26. Пробелы в праве и их восполнение.
- Понятие пробелов в праве, их виды и причины появления.
- 2. Способы восполнения пробелов. Аналогия права и аналогия закона.
- Тема 27.Правовое регулирование и его механизм.
- 1. Правовое регулирование и его предмет
- 2. Способы, типы и методы правового регулирования.
- 3.Стадии и механизм правового регулирования.
- 4.Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения.
- Тема 28. Правомерное поведение и правонарушение.
- Понятие правомерного поведения.
- Структура и виды правомерного поведения.
- 3. Понятие и признаки правонарушения.
- 4. Юридический состав правонарушения и его элементы.
- Тема 29.Юридическая ответственность.
- 1.Понятие и признаки юридической ответственности.
- 2. Виды юридической ответственности.
- 3. Основания юридической ответственности.
- 4. Принципы юридической ответственности.
- Тема 30. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 1. Основные правовые системы в современном мире, их эволюция.
- 2. Факторы, влияющие на формирование общих черт правовых систем.
- Светские правовые семьи. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи.
- 4. Религиозные правовые семьи. Мусульманская и индусская правовые семьи.
- Библиографический список рекомендуемой литературы. Основная литература:
- Дополнительная литература: