logo
Lektsii_TTP

4. Бюрократия и бюрократизм.

Демократизм в осуществлении государственной власти призван выражать интересы общества, по крайней мере, его большинства. Он проявляется в участии населения в осу­ществлении власти, в контроле за деятельностью государст­венного аппарата, предполагая наличие институтов предста­вительной и непосредственной демократии, формирование и деятельность органов государства на принципах выборности, коллегиальности, гласности, подконтрольности исполнитель­ных органов представительным, тех и других — судебным.

Выборность влечет за собой естественную сменяемость, пополнение при каждых выборах представительных органов представителями, не обладающими достаточными професси­ональными знаниями и опытом в управлении государством. Между тем государственное управление нуждается в про­фессионалах, обладающих необходимыми знаниями, опытом управления.

В силу этого происходит специализация управленческого труда, из общества выделяется особая прослойка лиц — госу­дарственных служащих, работающих на постоянной профес­сиональной основе — бюрократии, складываются бюрократи­ческая система и стиль управления.

Для бюрократического управления характерны центра­лизм, строгая иерархия, назначаемость на должности, обяза­тельность решений вышестоящих лиц для нижестоящих, строгая дисциплина, профессионализм. Бюрократический метод управления («бюро» — стол, «бюрократия» — власть столоначальников) имеет свои положительные стороны, если в его основе лежат профессионализм и строгая законность. Он обеспечивает оперативность и рациональность принятия и исполнения решений, ибо исключает длительные демокра­тические процедуры (обсуждение проектов, голосование и т. п.), основывается на профессиональных знаниях, опыте, строгой дисциплине.

Однако этот метод таит в себе и определенные опасности. Он неизбежно ведет к тому, что бюрократия обособляется от общества в особую группу со своими клановыми интересами. Бю­рократия стремится не только сохранить свои клановые ле­гальные льготы, но и расширить их за счет нелегальных (взят­ки, коррупция и т. д.).

В ее среде складываются круговая порука, протекционизм, назначение на должности не по признакам профессионализма, знаний и опыта, а по мотивам дружбы, свойства и т. д., принятие ре­шений в интересах близких по каким-либо признакам струк­тур. Наблюдается тенденция к разбуханию, росту бюрокра­тии.

Складывается особый, негативно бюрократический, стиль деятельности бюрократов. По отношению к верхам он проявляется в чинопочитании, вырождающемся в лесть, угодничество, стремление подлакировать сведения, ха­рактеризующие ту или иную сферу деятельности.

По отношению к гражданам и подчиненным формируют­ся нетерпимость к критике, осуществляются подавление не­угодных инициатив («инициатива на­казывается»), поддержка льстецов, преследова­ние неугодных, бездушное отношение к нуждам граждан.

Для бюрократа закон не действует, пока нет указания на­чальника. «Малому законодательству» ведомства отдается предпочтение перед законом и т. д.

Итак, демократизм и бюрократизм имеют свои плюсы и минусы, поэтому в государственном управлении должно быть такое их соотношение, которое бы нейтрализовало их нега­тивные стороны и давало возможность проявляться положи­тельным сторонам. Всевластие бюрократии и проявление ее отрицательных черт может быть ограничено развитием демократии, законо­дательным регламентированием деятельности бюрократии, строгим режимом законности, правом граждан на обжалова­ние действий бюрократов в суд и т. п.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4