1. Возникновение и развитие идеи правового государства в России.
Основная идея теории правового государства — это идея о связанности государства с правом. Можно предположить, что эта идея зародилась вместе с возникновением государства, ибо еще в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем военной демократии формировались и функционировали в рамках определенной нормативной системы — обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами и т. д.
Всякая власть всегда стремится к расширению своих властных полномочий, распространить свое влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведет к ущемлению свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, противодействуют ей, опираясь, прежде всего, на существующую в обществе нормативную систему, ставящую власти пределы.
Уже в древности мы наблюдаем не единичные случаи, когда субъект, узурпирующий власть, изгоняется народом как нарушитель вековых обычаев. Можно здесь вспомнить печальную судьбу князя Игоря, казненного древлянами.
Гуго Гроций в своем сочинении «О праве войны и мира» приводит более десяти случаев, когда народ имеет право оказывать сопротивление властям, в том числе в случае узурпации власти, нарушения монархом закона, условии, на которых вручена власть и др.
С возникновением государства и права эти идеи получают философское, религиозное и правовое обоснование и выражение. Мы видим их уже в сочинениях древних мыслителей. Идеи верховенства права, закона над властью государства мы видим в сочинениях Платона, Аристотеля, Цицерона.
Император Юстиниан в VI в. н. э. писал, что нельзя найти среди всех дел ничего столь важного, как власть законов, которая изгоняет всяческую несправедливость.
Более обстоятельно идеи связанности государства правом, идеи господства права были развиты в трудах Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. В частности, двумя первыми была развита идея разделения властей как одно из условий господства права.
Концепция правового государства связывается, как правило, с идеями естественных неотчуждаемых прав человека. Согласно этим взглядам естественное право независимо от государства и стоит выше него. Однако среди сторонников правового государства мы видим и таких, которые исходят из связанности государства позитивным законом, принятым государством. Так, Ж.-Ж. Руссо писал, что закон принимается сувереном (народом), правительство — только слуга и исполнитель закона.
Философское обоснование правового государства дал И. Кант, который рассматривал государство как объединение множества людей под эгидой права.
Концепции правового государства придерживались и представители юридического позитивизма. Именно представитель этого направления Р. фон Моль дал первый обстоятельный анализ правового государства в 1832 г., назвав в качестве высшего его принципа свободу граждан. Чтобы добиться воплощения указанного принципа, требуется связанность государства правом. Еллинек, представитель того же направления, писал о самоограничении государства правом, а субъективные права граждан представлял как защищенные интересы. Идея примата права над государством соответствовала духу либерализма, отвергавшего вмешательство государства в хозяйственную жизнь.
Нормативист Г. Кельзен — также сторонник правового государства, которое, с его точки зрения, есть воплощение права, правопорядок. Идею примата права поддерживает и представитель солидаризма Л.Дюги. По его мнению, право как нормы солидарности предшествует государству, более того, стоит над государственной организацией.
С позиции психологической теории права Л. Петражицкого государство по отношению к понимаемому им праву как к праву интуитивному играет служебную роль, оно обязано воплощать его в законах позитивного права.
Таким образом, идеи примата права по отношению к государству присущи не только теориям естественного права, но и другим течениям правовой мысли.
В России идеи связанности государства правом, правового государства получили развитие в трудах русских либералов. Первым пропагандистом либерализма была Екатерина II.
Значительную роль сыграл М. М. Сперанский. Основываясь на идеях естественного права, он разработал первый проект политического устройства России, предусматривающий разделение властей. Это был по сути дела проект первой конституции, оказавшийся неосуществленным. В этом ряду следует назвать А. Н. Радищева, декабристов, ученых-правоведов 60—70-х гг. прошлого столетия — Б. Н. Чичерина, К. Б. Кавелина, А. М. Унковского.
В 90-е гг. в условиях политического и идейного кризиса сформировалась волна «нового либерализма». С развитием капитализма расширилась социальная база либерализма, появились новые идеи. Набирало силу конституционное направление либерализма (П. Струве, Н. И. Милюков, С. Л. Франк). Оно послужило ядром «Союза освобождения», а позднее — партии кадетов — конституционных демократов, которые отстаивали необходимость конституционного ограничения самодержавия.
«Новый либерализм» воспринял идеи естественных прав, правового государства, но развивал и идеи демократического социализма, отмежевываясь при этом от марксистского социализма. Если старый либерализм стоял на точке зрения невмешательства государства в дела гражданского общества (государство— «ночной сторож»), то «новый либерализм» стоял на позициях активного вмешательства государства в социальные отношения, борьбы с монополизмом, обеспечения прав на достойное существование, гарантированности каждого от деспотизма одного лица, партии, класса и даже «самодержавия» народа. Эти взгляды разделяли такие видные ученые-юристы как П. И. Новгородцев, А. Покровский, В. Гессен, Л. И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский.
Как известно, большевики придерживались идей диктатуры пролетариата — власти, не ограниченной никакими законами. Но взгляды этой партии (впоследствии — КПСС) по отношению к правовому государству претерпели существенные изменения; иногда говорят, что это были фактически разные партии: Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева, Горбачева, а теперь и Зюганова.
XXII съезд КПСС пришел к выводу, что диктатура пролетариата в нашей стране отмерла. Этот и последующие съезды постоянно подчеркивали необходимость укрепления законности. В теории государства возникла концепция государства социалистической законности. Конституция СССР 1977 г. в качестве основного направления развития политической системы зафиксировала развитие демократии и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.
Ныне ни одна партия в России, за исключением праворадикальных движений, не отвергает идею правового государства. В Конституции Российской Федерации 1993 г. записано, что Россия является демократическим, федеративным, правовым государством, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 1, 2).
Таким образом, можно заключить, что права и свободы, правовое государство ныне восприняты человечеством как общечеловеческие ценности.
2.Понятие и признаки правового государства (разделение властей, верховенство закона, права и свободы личности как высшее звено в системе ценностей и др.). Коротко выразить суть правового государства можно так: правовое государство — это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.
Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Этому способствует устройство государства на принципах народного суверенитета, демократизма, верховенства, закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, политического и идеологического плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан, режима законности. Рассмотрим подробнее основные черты правового государства.
1. Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, данное положение закрепляют в конституциях прямо или косвенно и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих.
В правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в рассматриваемых государствах признается примат международного права. Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать международные правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации по труду).
В п. 1 ст. 17 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В случае противоречия норм внутригосударственного права в сфере прав и свобод международным документам государственные органы, и прежде всего суды, должны руководствоваться последними.
Естественноправовые теории рассматривают права человека как прирожденные, неизменные, неотчуждаемые. Либеральная концепция прав и свобод более раннего периода, основываясь на указанной теории, исходила из приоритета прав и интересов личности над интересами общества и государства.
Права и интересы человека, гражданина фактически не ставятся выше интересов общества. Это вытекает из конституций самих правовых государств. Осуществление прав и свобод каждого отдельного человека ограничивается в первую очередь правами другого человека. Их осуществление, как сказано, например, в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того, конституции ряда стран предусматривают случаи ограничения прав и свобод человека. Такая возможность ограничения прав и свобод предусмотрена в ст. 55 Конституции РФ в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения предусмотрены и на случай введения чрезвычайного положения в стране. В п. 3 ст. 56 Конституции РФ предусмотрены права, которые не могут быть ограничены (на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свободу совести, жилище и др.). В числе прав, которые не могут быть ограничены, не значатся права на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, на объединение, свободу слова и др. Возможность ограничения прав в целях обеспечения общественных интересов предусмотрена и в других государствах, относящих себя к правовым.
Таким образом, современные государства рассматривают права и свободы в качестве одной из основных ценностей, но отнюдь не высших, как сказано в Конституции РФ (ст. 2). Ни одна конституция государств Европейского союза не содержит статьи, аналогичной ст. 2 Конституции РФ. Есть, оказывается, ценности высшего порядка (нравственное и физическое здоровье населения, общественный порядок, государственная безопасность и др.), нежели права и свободы индивида. Это и естественно, ибо человек сверхкорыстен, дорога к совпадению интересов личности и общества длинна и терниста, а эгоизм человеческий беспределен.
Конституции правовых государств, в том числе и Российской Федерации (ст. 18), рассматривают основные права в качестве непосредственно действующих. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные акты или последние противоречат этим правам.
2. Правовое государство и общество. Личность — первичная частица общества. Ее благополучие, правовая и социальная защищенность зависят от состояния общества, его соотношения с государством. В тоталитарном государстве общество как определенный социальный организм поглощено государством, лишено должной самостоятельности, целиком зависит от государства, в такой же зависимости находится и личность. В правовом государстве формируется гражданское общество, состоящее из независимых от государства субъектов, действующих в рамках закона (отделенные от государства предприниматели, партии, общественные объединения и иные негосударственные организации, развитые отношения негосударственных форм собственности, обеспечивающие самостоятельность указанных субъектов, независимые средства массовой информации и т. п.). Соотношение гражданского общества и государства здесь иное: государство подчинено обществу. Это подчинение осуществляется прежде всего с помощью законов и главенствующего закона — Конституции. С помощью их ставятся рамки деятельности государства, определяются формы, методы и цели этой деятельности.
Очевидно, что такая ситуация возможна лишь в демократическом обществе, где государственный суверенитет является формой народного суверенитета, законы принимаются демократически избранным представительным органом и выражают общественные интересы, а не интересы лишь властвующей элиты.
Следовательно, для правового государства обязательно наличие институтов представительной и непосредственной демократии: демократической избирательной системы, представительных органов, которым принадлежит исключительное право в законотворчестве, которые обладают правом контроля за исполнением законов исполнительным аппаратом и в свою очередь сами подвержены контролю со стороны общества, и т. д.
3. Важным принципом организации и деятельности правового государства является принцип верховенства закона как акта, принятого высшим законодательным и представительным органом, по отношению ко всем другим юридическим актам, в том числе и нормативным. С другой стороны, этот принцип предполагает верховенство Конституции по отношению ко всем иным законам.
Данный принцип требует, чтобы система государственных органов определялась только Конституцией, все органы формировались только способами, предусмотренными законом, действовали согласно процедуре, предусмотренной законами, решения нормативного и индивидуального характера принимались на основе закона и т. д.
4. Непременным принципом правового государства является ответственность государства перед личностью в случае нарушения государством прав и свобод личности.
Иногда этот принцип формулируется иначе: ответственность личности перед государством, а государства — перед личностью. И это, конечно, тоже верно. Однако отметим, что ответственность личности перед государством существует во всех государствах. Спецификой правового государства является именно вторая часть принципа.
Рассматриваемый принцип, как и предыдущий, является конституционным принципом и конкретизирован в текущем законодательстве, осуществляется путем обжалования действий и решений должностных лиц государства в суд, который выносит решения об отмене указанных решений о возмещении причиненного вреда.
5. Одним из важных принципов правового государства является разделение властей. Обстоятельно этот принцип обосновали Д. Локк, Ш. Монтескье. Последний в своем сочинении «О духе законов» писал о том, что в каждом государстве есть три власти: законодательная, исполнительная, судебная. Если все власти соединятся в одном лице, никакой свободы не будет, установится деспотия. Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо, чтобы власти сдерживали друг друга.
Разделение властей заключается не просто в специализации органов государства, в разделении их на законодательные, исполнительные и судебные, каждый из которых осуществляет соответствующий вид деятельности. Разделение властей — это, безусловно, и разделение функций между государственными органами, но оно предполагает наличие у основных ветвей власти специальных полномочий, которые выражаются в так называемой системе сдержек и противовесов. Эти полномочия одной ветви власти преследуют цель поставить преграды, ограничения стремлениям другой ветви власти выйти за круг своих полномочий, незаконно расширить сферу своей власти, проникнуть во властную сферу другой ветви власти, в конечном счете узурпировать власть, поставить ее выше власти общества.
Разделение властей призвано обеспечить верховенство закона, а, следовательно, подчинение государства обществу и обеспечить реальность прав и свобод личности.
Наибольшую возможность узурпации власти имеет, конечно, исполнительная, правительственная власть, которая в президентской республике возглавляется президентом. Это объяснимо, ибо основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры также находятся в непосредственном подчинении правительства, президента.
В отношении исполнительной власти законодательная ветвь власти (парламент) обладает следующими полномочиями: определяет через принятие конституции и иных законов структуру и компетенцию органов исполнительной власти, утверждает бюджет, формирует правительство (в парламентской республике) или дает согласие президенту на занятие тех или иных должностей в правительстве (в президентской республике), выражает недоверие правительству с последующей отставкой, преодолевает вето президента согласно законодательной процедуре, может при определенных условиях отстранить президента от власти, установить запрет на совмещение работы в государственном аппарате и представительном органе.
Конституционный суд может признать акты исполнительной власти неконституционными, а иные суды — акты, нарушающие права физических и юридических лиц, незаконными, а, следовательно, не имеющими юридической силы.
В отношении законодательной власти президент имеет право отлагательного вето на законодательные акты, роспуска законодательного органа, назначения новых выборов. Конституционный суд может признать законодательные акты неконституционными.
Судебная ветвь власти ставится в рамки, предусмотренные Конституцией и процессуальным законодательством. В этих рамках суды независимы от других ветвей власти. Судьи могут отстраняться от должности только при совершении преступления. Влияние других ветвей власти проявляется лишь при избрании или назначении судей.
6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, допущение различных идеологий, связанных с определенным мировоззрением.
Тот и другой плюрализм вытекает из того, что в обществе существуют разные классы и социальные группы. Плюрализм интересов порождает плюрализм политический и идеологический. Каждый социальный слой, класс, группа для выражения и защиты своих интересов создают свои организации, с их помощью пытаются воздействовать на государство в целях принятия последними решений в свою пользу. Политический плюрализм — это определенная форма самоорганизации гражданского общества и средство его воздействия на государство, непременное условие демократии и один из важных принципов правового государства. Это закреплено в ст. 13 КРФ.
Следует, однако, отметить, что политический и идеологический плюрализм имеет свои пределы. Допускается существование не любых партий и идеологий. В той же ст. 13 Конституции РФ записано: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
7. Важным принципом существования и функционирования правового государства является гласность, открытость в деятельности государства, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры. Без этого невозможен контроль общества над государством, невозможна демократия, призрачной становится и связанность государства правом. Информация — это власть. Кто обладает информацией, обладает и властью. Не зря средства массовой информации называют четвертой властью. Тайна, закрытость деятельности госаппарата, наличие цензуры противопоказаны правовому государству.
Рассматриваемый принцип закреплен в ст. 29 Конституции РФ, в законах о печати, средствах массовой информации. В указанной статье Конституции РФ отмечено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Между тем ряд законов ограничивает этот принцип, оперируя понятиями государственной, служебной, следственной, коммерческой, банковской, налоговой тайны. Зачастую эти понятия строго не определены. Например, под служебной тайной можно понимать многие виды информации и тем самым лишить граждан права на информацию, ограничить гласность и открытость деятельности государственного аппарата.
8. Демократическое независимое правосудие — необходимый элемент правового государства. Оно является средством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод гражданам. Только посредством суда можно обеспечить ответственность государства перед личностью. Демократическое правосудие возможно при независимости суда и подчинении его только закону. Демократические принципы организации и деятельности суда закрепляются в конституциях и процессуальном законодательстве (см. гл. 7 Конституции РФ).
9. Режим строгой законности и прочного, стабильного правопорядка с развернутой системой юридических гарантий — еще один важный атрибут правового государства.
В правовом государстве все граждане в равной степени должны быть законопослушными и дисциплинированными. Эта сторона взаимоотношений личности и государства подчеркивается и обеспечивается любым государством. В правовом государстве требование законопослушности должно быть обращено прежде всего к государству, его чиновникам. Все государственные органы должны действовать в рамках законов, не выходить за пределы своей компетенции, не использовать в своей деятельности недозволенных методов. Принцип «всё, что не запрещено, дозволено» не должен относиться к деятельности государственного аппарата. Здесь должен действовать иной принцип: «дозволено только то, что прямо разрешено и предписано законом».
Итак, правовое государство — это государство демократическое, действующее в рамках права, связанное им, признающее в качестве основной ценности достоинство личности, ее права и свободы.
С этим, очевидно, согласны все сторонники правового государства. Расхождение состоит лишь в понимании права. Связанность государства тем, что называют естественным правом, — это не более чем очередной миф. Естественное право — это не что иное, как представления о справедливости, как определенные идеи, на которые должен ориентироваться законодатель, но представления об этих идеях могут расходиться, как и представления о справедливости.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Предмет и методология Теории государства и права
- 1. Понятие и предмет теории государства и права. Ее задачи и функции. Развитие предмета теории государства и права.
- 3. Понятие и классификация методов познания государства и права. Общие, частнонаучные и специальные методы, используемые наукой «теория государства и права».
- 4. Логико-языковые методы в юридической науке. Язык теории государства и права. Роль логических методов в юридической науке и практике.
- Тема 2.Место и роль теории государства и права в системе других наук.
- 1. Классификация юридических наук и место теории государства и права в их системе.
- 2. Связь теории государства и права с философией, политологией, социологией, с историко-правовыми дисциплинами и со сравнительным правоведением.
- 4. Теория государства и права и специальные юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология и др.). Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.
- Тема 3. Основные категории и структура курса теории государства и права.
- 2. Структура курса теории государства и права. Соотношение системы науки Теории государства и права и структуры курса Теории государства и права.
- Тема 4. Закономерности исторического движения и функционирования государства и права.
- Власть и социальные нормы в догосударственном обществе.
- Разложение родового строя и возникновение государства.
- Отличие государства от власти родоплеменной организации.
- Происхождение права.
- Формы раннего государства и права.
- Теории происхождения государства.
- Тема 5. Общество, его институты, власть.
- 1.Общество и его институты
- 2. Государственная власть и ее обоснование.
- Тема 6. Понятие, основные концепции и признаки современного государства.
- Понятие государства.
- 2. Либеральная, социологическая и легистская концепции государства.
- 3. Признаки современного государства.
- Тема 7. Типология государств и правовых систем. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 2. Цивилизационный критерий классификации. Современные цивилизации и тип их культуры.
- 3. Формационный критерий классификации. Рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические типы государств.
- Тема 8. Государство в политической системе общества. Государство и личность. Общая характеристика современных политико-правовых доктрин.
- Государство в политической системе общества.
- Государство и личность. Правовой статус личности.
- 3. Политико-правовые доктрины.
- 4. Государство и экономика. Государство и религия.
- Тема 9. Формы государства.
- Понятие формы государства.
- 3. Форма государственного (политического) режима, его характеристика и основные виды.
- 4.Форма государственного (государственно-территориального) устройства. Особенности государственного устройства в унитарных, федеративных и конфедеративных государствах.
- Тема 10. Особенности государств и правовых систем переходного периода.
- 1. Особенности государств и правовых систем переходного типа.
- 2. Основные задачи и направления деятельности государств переходного типа.
- 3. Особенности перехода России от социалистического к капиталистическому типу государства.
- Тема11. Правовое государство.
- 1. Возникновение и развитие идеи правового государства в России.
- Проблемы становления России как правового государства на современном этапе.
- Тема 12. Государственный аппарат (механизм государства).
- 1.Сущность и признаки государственного аппарата. Государственный аппарат и государственный механизм.
- Государственные органы как составные части аппарата. Система государственных органов (государственного аппарата).
- 3. Принципы организации и деятельности аппарата. Особенности реализации принципа разделения властей при формировании системы государственных органов.
- 4. Бюрократия и бюрократизм.
- Тема 13. Функции государства.
- Понятие и виды функций государства.
- Внешние функции государства.
- 3. Внутренние функции государства.
- Тема 14. Современные теории права. Основные проблемы современного понимания государства и права.
- Современные подходы к определению права. Проблемы правопонимания в российской науке.
- 2. Современные теории права: юридический позитивизм, правовой нормативизм, марксистская школа права, теория солидарности в праве и др.
- Тема 15. Сущность и ценность права.
- Понятие и признаки позитивного права.
- 2.Социальное назначение и ценность права.
- 3. Функции права.
- 4.Принципы права. Проблема соотношения государства и права, права и закона.
- 5. Право и экономика.
- Право и политика.
- Тема 16. Право в системе социальных норм.
- Особенности и виды социальных норм.
- Нормы морали и нравственности. Нормы обычаев и традиций. Нормы общественных организаций.
- 3. Соотношение права и морали, права и обычая.
- Тема 17. Формы (источники) права.
- Понятие формы (источника) права. Виды источников права
- 2. Понятие и система нормативно- правовых актов.
- 3. Правовой обычай, правовой прецедент и правовой договор как источник права.
- 4. Юридическая доктрина как источник права.
- Тема 18. Нормы права.
- 1.Понятие, классификация правовых норм.
- 2.Структура правовой нормы.
- 3. Соотношение норм права и статей закона.
- Тема 19. Система права.
- Понятие и структура системы права.
- 4. Правовая семья.
- Тема 20. Толкование права.
- Понятие толкования права.
- 2. Объем и способы толкования.
- 3. Официальное и неофициальное толкование.
- 4. Нормативное, казуальное и иные способы толкования права.
- Тема 21. Правовые отношения.
- 1. Понятие и содержание правоотношения.
- 2. Объекты правоотношений.
- 3.Субъекты правоотношения и их виды.
- 4.Правоспособность и дееспособность.
- 6. Юридические факты: понятие, особенности, классификация.
- Тема 22. Законность и правопорядок.
- 1. Понятие и признаки законность.
- 2. Гарантии законности.
- 3. Соотношение законности и правопорядка.
- 4. Законность и правопорядок как объективное требование социально-экономического и духовного развития общества.
- Тема 23. Правосознание и правовая культура.
- Понятие и структура правосознания.
- 2. Место правосознания в системе форм общественного сознания.
- 3. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
- Тема 24. Правотворчество Систематизация законодательства.
- Понятие правотворчества.
- 2. Формы и принципы правотворчества.
- 3. Законодательная процедура и стадии законодательного процесса.
- Тема 25. Реализация права.
- 1. Понятие и формы реализации права.
- 2. Понятие правоприменения, его особенности и стадии.
- 3. Правоприменительные акты.
- Тема 26. Пробелы в праве и их восполнение.
- Понятие пробелов в праве, их виды и причины появления.
- 2. Способы восполнения пробелов. Аналогия права и аналогия закона.
- Тема 27.Правовое регулирование и его механизм.
- 1. Правовое регулирование и его предмет
- 2. Способы, типы и методы правового регулирования.
- 3.Стадии и механизм правового регулирования.
- 4.Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения.
- Тема 28. Правомерное поведение и правонарушение.
- Понятие правомерного поведения.
- Структура и виды правомерного поведения.
- 3. Понятие и признаки правонарушения.
- 4. Юридический состав правонарушения и его элементы.
- Тема 29.Юридическая ответственность.
- 1.Понятие и признаки юридической ответственности.
- 2. Виды юридической ответственности.
- 3. Основания юридической ответственности.
- 4. Принципы юридической ответственности.
- Тема 30. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 1. Основные правовые системы в современном мире, их эволюция.
- 2. Факторы, влияющие на формирование общих черт правовых систем.
- Светские правовые семьи. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи.
- 4. Религиозные правовые семьи. Мусульманская и индусская правовые семьи.
- Библиографический список рекомендуемой литературы. Основная литература:
- Дополнительная литература: