Понятие и структура системы права.
Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Система права характеризуется следующими чертами:
а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;
б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;
в) объективностью строения;
г) иерархичностью;
д) непротиворечивостью.
Единство и согласованность системы права заключаются в том, что все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой. Это обусловлено единством целей и задач, решаемых государством с помощью права, единой волей государства, выраженной в праве.
Единство и целостность праву как системе придают системообразующие связи различного характера. Это прежде всего связи генетические (связи происхождения).
Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-экономических отношений. Единство праву придает единая государственная воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических, социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую систему основополагающих ценностей, признанных в обществе, которые призваны подтверждать и охранять право. Эти основные ценности находят выражение в праве в виде принципов (основных идей), на которых строится вся система права и которые в определенной мере цементируют право как нечто единое и целое.
Функциональные связи норм права — это другой вид системообразующих связей, выражающих единство права. Право — это сложная функциональная система. Отдельные нормы играют разную роль в правовом регулировании. Между ними имеется предметная и функциональная специализация (разделение труда). Специализация в свою очередь необходимо предполагает наличие между ними связей взаимодействия.
Здесь мы наблюдаем прежде всего связи субординации (иерархические), связи формальной субординации, подчинения одних норм другим, иерархически высшим; связи норм права и основополагающих принципов права как связи содержательного характера, содержательную подчиненность норм принципам; охранительные связи, вытекающие из различия регулятивной и охранительной функций права.
Нормы регулятивные, осуществляющие позитивное регулирование, поддерживаются, охраняются от нарушений нормами охранительными, составляющими отдельные охранительные отрасли (уголовное право) или охранительные институты внутри отдельных отраслей права (например, институт ответственности в отрасли гражданского права).
Процессуальные нормы есть форма жизни, действия, реализации норм материальных отраслей права. Один и тот же дух пронизывает материальные и процессуальные нормы права, т. е. наблюдаются связи материальных и процессуальных отраслей, институтов.
Связи управления определяются тем, что в праве заложен своеобразный механизм саморегулирования в виде коллизионных норм, призванных сделать право непротиворечивым, согласованным, разрешать коллизии, противоречия норм права, проистекающие из сложности процесса правотворче-ства.
Разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.
Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.
Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.
2. Отрасль, подотрасли и институты права. Предмет и метод правового регулирования. Отрасль права — это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Следовательно, отрасль права — часть системы права, а правовой институт — часть отрасли права. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт — определенный вид отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимостном выражении (род отношений), а такие институты гражданского права, как подряд, наследственное право и др., регулируют лишь определенную часть имущественных отношений. Институт подряда объединяет все нормы, регулирующие вид имущественных отношений, которые вытекают из договора подряда, а институт наследственного права — вид имущественных отношений, вытекающих из права наследования.
В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Их разнообразие обусловливает различие норм права и группирование их по отраслям. Каждой отрасли соответствует определенная часть качественно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения, административного права — отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и т.д.
Общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли права, должны быть качественно однородными с точки зрения их общественно-политической характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль. Если учитывать несущественные, например технические, признаки общественных отношений, то на этой основе можно создать неопределенное число отраслей.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения. Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. Многообразие методов правового регулирования проявляется главным образом в различном юридическом положении субъектов той или иной отрасли права, в характере юридических фактов, юридических последствий (санкций), способе защиты прав.
Наиболее ярко выражено различие методов в отраслях гражданского и административного права. Гражданское право характеризуется методом автономии. Субъекты гражданского права выступают как равноправные, независимые друг от друга участники отношений. Административному праву присущ «авторитарный» метод, метод властвования. Субъекты административного правового отношения, как правило, неравноправны: один из них всегда выступает в качестве носителя власти, предписывающего другому субъекту определенный образ действий в рамках, установленных законом.
Метод правового регулирования проявляется также в характере оснований возникновения и движения правоотношений, т. е. в характере юридических фактов (отраслям административного, финансового права в качестве таких оснований свойственны властные акты государственных органон, гражданскому праву — сделки, договоры и т.д.); юридических санкций (для гражданского права специфичны пени, неустойки, возмещение причиненного ущерба и т.д., для уголовного - лишение свободы, конфискация имущества, ссылка и т.д.); форм юридической защиты субъективных прав (основной формой защиты гражданских субъективных прав является судебная и арбитражная, для трудового права - с участием профсоюзов и судебная, финансового права — административная и судебная и т. д.).
Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования лежит в основе разделения и группирования норм по отраслям. По одним лишь общественным отношениям, взятым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы права на отрасли, так как некоторые общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, имущественные отношения регулируются нормами гражданского, административного права, но осуществляется это регулирование разными методами.
В качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования, ибо отдельные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Например, «авторитарный» (властный) метод присущ не только административному праву, но также финансовому, земельному и в определенной мере другим отраслям права, а метод автономии присущ и трудовому праву. Метод регулирования в значительной мере зависим, произволен от предмета регулирования.
3. Система права и система законодательства.
Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.
Система законодательства объединяет все источники права (законы, кодексы, указы, уставы, положения, постановления, инструкции и т. п.) в их совокупности, взаимосвязи.
Между системой права и системой законодательства существует тесная связь как связь содержания и формы. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизации законодательства. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности потому, что учитывает требования системы права и осуществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения и т. п.) содержит нормы одной отрасли или одного института права.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Предмет и методология Теории государства и права
- 1. Понятие и предмет теории государства и права. Ее задачи и функции. Развитие предмета теории государства и права.
- 3. Понятие и классификация методов познания государства и права. Общие, частнонаучные и специальные методы, используемые наукой «теория государства и права».
- 4. Логико-языковые методы в юридической науке. Язык теории государства и права. Роль логических методов в юридической науке и практике.
- Тема 2.Место и роль теории государства и права в системе других наук.
- 1. Классификация юридических наук и место теории государства и права в их системе.
- 2. Связь теории государства и права с философией, политологией, социологией, с историко-правовыми дисциплинами и со сравнительным правоведением.
- 4. Теория государства и права и специальные юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология и др.). Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.
- Тема 3. Основные категории и структура курса теории государства и права.
- 2. Структура курса теории государства и права. Соотношение системы науки Теории государства и права и структуры курса Теории государства и права.
- Тема 4. Закономерности исторического движения и функционирования государства и права.
- Власть и социальные нормы в догосударственном обществе.
- Разложение родового строя и возникновение государства.
- Отличие государства от власти родоплеменной организации.
- Происхождение права.
- Формы раннего государства и права.
- Теории происхождения государства.
- Тема 5. Общество, его институты, власть.
- 1.Общество и его институты
- 2. Государственная власть и ее обоснование.
- Тема 6. Понятие, основные концепции и признаки современного государства.
- Понятие государства.
- 2. Либеральная, социологическая и легистская концепции государства.
- 3. Признаки современного государства.
- Тема 7. Типология государств и правовых систем. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 2. Цивилизационный критерий классификации. Современные цивилизации и тип их культуры.
- 3. Формационный критерий классификации. Рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические типы государств.
- Тема 8. Государство в политической системе общества. Государство и личность. Общая характеристика современных политико-правовых доктрин.
- Государство в политической системе общества.
- Государство и личность. Правовой статус личности.
- 3. Политико-правовые доктрины.
- 4. Государство и экономика. Государство и религия.
- Тема 9. Формы государства.
- Понятие формы государства.
- 3. Форма государственного (политического) режима, его характеристика и основные виды.
- 4.Форма государственного (государственно-территориального) устройства. Особенности государственного устройства в унитарных, федеративных и конфедеративных государствах.
- Тема 10. Особенности государств и правовых систем переходного периода.
- 1. Особенности государств и правовых систем переходного типа.
- 2. Основные задачи и направления деятельности государств переходного типа.
- 3. Особенности перехода России от социалистического к капиталистическому типу государства.
- Тема11. Правовое государство.
- 1. Возникновение и развитие идеи правового государства в России.
- Проблемы становления России как правового государства на современном этапе.
- Тема 12. Государственный аппарат (механизм государства).
- 1.Сущность и признаки государственного аппарата. Государственный аппарат и государственный механизм.
- Государственные органы как составные части аппарата. Система государственных органов (государственного аппарата).
- 3. Принципы организации и деятельности аппарата. Особенности реализации принципа разделения властей при формировании системы государственных органов.
- 4. Бюрократия и бюрократизм.
- Тема 13. Функции государства.
- Понятие и виды функций государства.
- Внешние функции государства.
- 3. Внутренние функции государства.
- Тема 14. Современные теории права. Основные проблемы современного понимания государства и права.
- Современные подходы к определению права. Проблемы правопонимания в российской науке.
- 2. Современные теории права: юридический позитивизм, правовой нормативизм, марксистская школа права, теория солидарности в праве и др.
- Тема 15. Сущность и ценность права.
- Понятие и признаки позитивного права.
- 2.Социальное назначение и ценность права.
- 3. Функции права.
- 4.Принципы права. Проблема соотношения государства и права, права и закона.
- 5. Право и экономика.
- Право и политика.
- Тема 16. Право в системе социальных норм.
- Особенности и виды социальных норм.
- Нормы морали и нравственности. Нормы обычаев и традиций. Нормы общественных организаций.
- 3. Соотношение права и морали, права и обычая.
- Тема 17. Формы (источники) права.
- Понятие формы (источника) права. Виды источников права
- 2. Понятие и система нормативно- правовых актов.
- 3. Правовой обычай, правовой прецедент и правовой договор как источник права.
- 4. Юридическая доктрина как источник права.
- Тема 18. Нормы права.
- 1.Понятие, классификация правовых норм.
- 2.Структура правовой нормы.
- 3. Соотношение норм права и статей закона.
- Тема 19. Система права.
- Понятие и структура системы права.
- 4. Правовая семья.
- Тема 20. Толкование права.
- Понятие толкования права.
- 2. Объем и способы толкования.
- 3. Официальное и неофициальное толкование.
- 4. Нормативное, казуальное и иные способы толкования права.
- Тема 21. Правовые отношения.
- 1. Понятие и содержание правоотношения.
- 2. Объекты правоотношений.
- 3.Субъекты правоотношения и их виды.
- 4.Правоспособность и дееспособность.
- 6. Юридические факты: понятие, особенности, классификация.
- Тема 22. Законность и правопорядок.
- 1. Понятие и признаки законность.
- 2. Гарантии законности.
- 3. Соотношение законности и правопорядка.
- 4. Законность и правопорядок как объективное требование социально-экономического и духовного развития общества.
- Тема 23. Правосознание и правовая культура.
- Понятие и структура правосознания.
- 2. Место правосознания в системе форм общественного сознания.
- 3. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
- Тема 24. Правотворчество Систематизация законодательства.
- Понятие правотворчества.
- 2. Формы и принципы правотворчества.
- 3. Законодательная процедура и стадии законодательного процесса.
- Тема 25. Реализация права.
- 1. Понятие и формы реализации права.
- 2. Понятие правоприменения, его особенности и стадии.
- 3. Правоприменительные акты.
- Тема 26. Пробелы в праве и их восполнение.
- Понятие пробелов в праве, их виды и причины появления.
- 2. Способы восполнения пробелов. Аналогия права и аналогия закона.
- Тема 27.Правовое регулирование и его механизм.
- 1. Правовое регулирование и его предмет
- 2. Способы, типы и методы правового регулирования.
- 3.Стадии и механизм правового регулирования.
- 4.Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения.
- Тема 28. Правомерное поведение и правонарушение.
- Понятие правомерного поведения.
- Структура и виды правомерного поведения.
- 3. Понятие и признаки правонарушения.
- 4. Юридический состав правонарушения и его элементы.
- Тема 29.Юридическая ответственность.
- 1.Понятие и признаки юридической ответственности.
- 2. Виды юридической ответственности.
- 3. Основания юридической ответственности.
- 4. Принципы юридической ответственности.
- Тема 30. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
- 1. Основные правовые системы в современном мире, их эволюция.
- 2. Факторы, влияющие на формирование общих черт правовых систем.
- Светские правовые семьи. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи.
- 4. Религиозные правовые семьи. Мусульманская и индусская правовые семьи.
- Библиографический список рекомендуемой литературы. Основная литература:
- Дополнительная литература: