logo search
Лекции СГУ

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм определяет политическое устройство общества, при котором государство стремиться к тотальному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Первоначально понятие "тотальное государство" имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко "второму эшелону индустриального развития" (Италия, Германия, Россия).

Но идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Отдельные упоминания относят к VII-IV вв. до н. э. тогда теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни.

Тоталитарные политические режимы бывают правого (фашизм) и левого (коммунизм) толка.

Характеристика

Тоталитаризм

Авторитаризм

Степень централизации гос. управления

Сверх централизованное

Централизованное

Управляющие структуры

Одно лицо класс партия или элитная группа

Методы гос управления

Насилие принуждение террор

Административные методы насилие армией

Государственный контроль

Монопольный контроль над всеми сферами жизни

Власть не вмешивается в области жизни не связанные с политикой

Участие населения в управлении

Выборы и другие институты демократии если и существуют то формально

Роль партии

Господство одной партии сращивание ее с государством

Легализуется политическая монополия одной партии поддерживающей режим

Наличие оппозиции

Запрет на оппозицию

Оппозиция если и существует то в условиях давления и запретов

Политическое сознание

Общество отчуждено от политической власти но оно не осознает этого

Идеологический контроль и прессинг на СМИ и другие институты политической системы

Контроль со стороны населения за властью

Гос власть не доступна для контроля со стороны населения

Права и свободы человека

Права и свободы носят формальный характер, отсутствуют гарантий их реализации

Права и свободы провозглашаются но не реализуются во всей своей полноте

Разделение властей

Ширма за которой скрывается власть государственного лидера. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию

  1. Субъект воздействия – государство

  2. Опора – властные полномочия

  3. В центре внимания - решение общих дел согласование действий граждан защита совместного интереса удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан или социальных групп

  4. Комплекс методов и средств составляют не только правовые, политические, экономические методы, но и принуждение с помощю сил правоохранительных государственных органов

  5. Осуществляется на основе и во исполнение закона.

  6. Основным направлением деятельности является исполнение законов и подзаконных нормативных актов.