logo search
Международное право

§ 1. Направление органами предварительного расследования рф

запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам

Международное сотрудничество, осуществляемое путем направления и исполнения запросов о правовой помощи, является одним из основных направлений деятельности государств в борьбе с преступностью. Такое взаимодействие способствует объединению усилий государств по оказанию друг другу содействия в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении лиц, их совершивших, и вынесении в отношении их справедливого приговора, а также возмещении ущерба потерпевшим независимо от территориальных границ, различий национального законодательства и правоприменительной практики государств.

У Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам с 67 государствами. В 2006 г. Генпрокуратурой России рассмотрено 2400 иностранных запросов о правовой помощи, в 2007 г. - около 3200, а в 2008 г. - более 2830 запросов.

Генпрокуратурой России в 2006 г. в компетентные органы иностранных государств направлено около 3600 запросов о правовой помощи, в 2007 г. - более 2700, а в 2008 г. - почти 2300 <1>.

--------------------------------

<1> http://genproc.gov.ru/ms (по состоянию на 23 апреля 2010 г.).

Процесс оказания международного содействия по уголовным делам представляет собой совокупность протяженных во времени, последовательно сменяющих друг друга нескольких этапов. На каждом из них вступают во взаимодействие различные субъекты международного сотрудничества.

В литературе встречается мнение, что порядок направления запроса о правовой помощи по уголовным делам включает в себя следующие этапы: а) подготовка и направление запроса о производстве процессуальных действий в соответствующие центральные органы Российской Федерации, перечисленные в ч. 3 ст. 453УПК РФ; б) передача центральными органами Российской Федерации запроса в соответствующие компетентные органы или должностным лицам иностранного государства; в) исполнение компетентными органами и должностными лицами иностранных государств запроса о правовой помощи по уголовному делу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Калугин А.Г. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: вопросы теории и практики: Учебное пособие. 2-е изд. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России. 2008. С. 24.

Мы в целом разделяем точку зрения В.В. Щербакова, который в своем диссертационном исследовании выделил следующие этапы международного содействия по уголовным делам: 1) принятие решения о том, что для дальнейшего расследования уголовного дела требуется проведение действий вне пределов Российской Федерации; 2) оформление и направление Российской Федерацией международного поручения о проведении необходимых действий; 3) получение иностранным государством поручения и принятие решения о проведении действий, которые необходимы для выполнения поступившего поручения; 4) фактическое выполнение действий иностранными государственными органами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 102 - 103.

Необходимо обозначить и пятый этап - получение Российской Федерацией исполненного запроса о правовой помощи (либо отказ в исполнении) от запрашиваемого государства и дача юридически значимой оценки содержащихся в нем доказательств, так как без оценки и приобщения материалов, полученных в результате оказания правовой помощи, направление запроса просто не будет иметь смысла.

Рассмотрим указанные этапы более подробно.

Первый этап. В соответствии сч. 1 ст. 453УПК РФ субъекты правоприменения наделены правом вносить запрос о производстве следственных и иных процессуальных действий компетентным органам или должностному лицу иностранного государства по уголовному делу, которое находится в его производстве. Необходимость в запросе о правовой помощи возникает на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, когда в рамках расследуемого уголовного дела не представляется возможным осуществить на территории Российской Федерации производство отдельного следственного или иного процессуального действия ввиду того что:

преступление совершено на территории нескольких государств (начато на территории одного, а закончено на территории другого государства);

часть эпизодов преступной деятельности совершена на территории других государств;

лица, являющиеся гражданами России, после совершения преступления скрываются на территории другого государства;

лица, не являющиеся гражданами России, но привлекаемые к уголовной ответственности правоохранительными органами РФ, скрываются на территории другого государства, в том числе и на территории государства, гражданами которого они являются;

отдельные участники процесса (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель и др.) являются гражданами различных государств либо проживают на территории разных государств;

вещественные доказательства находятся на территории иностранного государства.

Необходимость взаимодействия возникает также в случаях производства следственных действий на территории другого государства независимо от гражданства лиц, проходящих по делу, а также для получения оперативной, справочной и криминалистической информации об участниках процесса, проживающих или ранее проживавших на территории других государств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Данилова Р.В. Взаимодействие органов внутренних дел России и государств - участников СНГ в расследовании организованной преступной деятельности: Лекция. М., 1996. С. 11 - 12.

Второй этап. Исходя из содержания международных договоров можно выделить четыре вида запросов, направляемых и исполняемых в ходе международного сотрудничества по уголовным делам: а) запросы на совершение действий, результаты которых должны стать доказательствами (в том числе запросы о вызове лиц, указанных вст. 456УПК РФ); б) запросы об осуществлении уголовного преследования; в) запросы с требованием о выдаче; г) запросы с требованием передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Рассмотрим более подробно особенности направления и исполнения запросов о правовой помощи, результаты которых будут служить доказательствами по расследуемому уголовному делу.

В целях получения содействия от компетентных органов и должностных лиц иностранного государства в производстве определенных процессуальных действий перед должностным лицом, осуществляющим производство по уголовному делу, возникает конкретная задача - направление запроса о правовой помощи по конкретному уголовному делу в соответствии со ст. 453УПК РФ.

Направление и исполнение запроса осуществляется только по возбужденным, находящимся в производстве уголовным делам, при соблюдении процессуального срока, установленного для расследования преступлений. Запрос вносит полномочное должностное лицо ведомства, в производстве которого находится уголовное дело. Точность и срок исполнения запроса зависят от содержащейся в нем информации и прилагаемых к нему документах.

Запрос оформляется письменно со ссылкой на полное наименование и статью международного договора, предусматривающую объем (виды) правовой помощи. Из положения ч. 1 ст. 453УПК РФ следует, что правовым основанием запроса является норма международного договора РФ с иностранным государством, предусматривающая оказание международной правовой помощи. Поэтому запрос не может содержать только ссылку наст. 453УПК РФ. При его внесении следует сослаться, прежде всего, на конкретную статью международного договора РФ, предусматривающую оказание запрашиваемой помощи. При этом международная помощь может запрашиваться только в том объеме, который предусмотрен договором.

При внесении запроса о правовой помощи органам иностранного государства, с которым Россия не имеет договоров и соглашений о правовой помощи по уголовным делам, правовым основанием запроса может являться ссылка на принцип взаимности.

Язык, на котором должны быть составлены запрос и прилагаемые к нему документы, в ст. 453УПК РФ не указан, поскольку он всегда оговаривается в тексте международных договоров. В ряде соглашений оговаривается также язык, на котором исполняется поручение или оформляется ответ на запрос <1>.

--------------------------------

<1> Например, в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам просьбы и поручения составляются на языке не запрашиваемой, а запрашивающей стороны, если договором не предусмотрено иное.

Исправления, подчистки и сокращения текста запроса недопустимы. При этом почтовый адрес должен соответствовать форме написания, которая официально принята российской почтовой службой.

Соблюдение реквизитов, установленных международным договором РФ, при оформлении запроса обязательно. Если международным договором установлен иной язык, иные наименования (поручение, просьба и др.) и реквизиты оформляемых документов, чем те, что указаны в ст. ст. 453и454УПК РФ, то при составлении запроса применяется соответствующая статья международного договора.

Запрос подписывается лицом, ведущим расследование. По делу, расследуемому следственной группой, запрос подписывается руководителем следственной группы, который принял дело к производству. Запрос скрепляется гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Однако в отдельных случаях запросы могут иметь иной вид. Так, в соответствии со ст. 61Минской конвенции 1993 г. до получения официального поручения возможно взятие под стражу и задержание лица, в отношении которого требуется выдача. Для этого иностранное государство направляет ходатайство, которое может быть передано по почте, телеграфу, телексу и телефаксу. В ч. 5 ст. 7 Кишиневской конвенции предусмотрено, что "в случаях, не терпящих отлагательства, поручение о правовой помощи, оформленное в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, может быть направлено по факсимильной связи, а также с использованием иных средств коммуникации. Одновременно оригинал поручения должен быть направлен почтой или курьером".

Анализ многостороннего и двустороннего международного законодательства о правовой помощи показал, что в некоторых договорах могут содержаться дополнительные требования к содержанию и форме запроса. Например, в ст. 13 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанного в г. Дели 21 декабря 1998 г. <1>, предусматривается включение в запрос цели, с которой он внесен, а при необходимости - подробностей любого отдельного процессуального действия или требований, соблюдение которых было бы желательно запрашивающей стороне, с указанием соответствующих причин.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 28. Ст. 2884.

В отношении отдельных процессуальных действий международными нормами могут быть закреплены дополнительные атрибуты при оформлении запроса. Так, если сотрудничество требует принятия принудительных мер, в запросе дополнительно указываются следующие сведения, не считая основных: "заявление о том, что запрашиваемая мера или мера, ведущая к аналогичным результатам, может быть принята на территории запрашивающей Стороны в соответствии с ее собственным законодательством; информация об имуществе, являющемся объектом запроса, его местонахождении, связи с соответствующим лицом или лицами, а также с преступлением и любые имеющиеся сведения о правах других лиц на это имущество; любая конкретная процедура, которую, запрашивающая Сторона хотела бы соблюдать" <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 27 Конвенции Совета Европы об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.: Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 77 - 83.

По смыслу ч. 1 ст. 453УПК РФ субъекты правоприменения не вправе вносить запрос о производстве следственных и иных процессуальных действий, не предусмотренных уголовно-процессуальным законом <1>. Ранее нами указывалось, что отсутствие вУПКРФ законодательной регламентации некоторых видов (форм) международного сотрудничества является его недостатком, хотя многие из них уже признаны Российской Федерацией в силу подписания и ратификации международных договоров. В этой связи некоторое ограничение вУПКРФ пределов правового регулирования противоречит общемировым тенденциям. Полагаем, что внесение соответствующих норм в уголовно-процессуальное законодательство России способствовало бы повышению эффективности сотрудничества с другими странами в сфере борьбы с преступностью.

--------------------------------

<1> См.: Табалдиева В.Ш. Уголовно-процессуальный статус следственного аппарата - субъекта применения правовых норм о международной правовой помощи по уголовным делам // Российский следователь. 2003. N 12. С. 9 - 11.

Необходимость соблюдения требований международных договоров РФ в каждом конкретном случае продиктована тем, что их невыполнение может повлечь за собой отказ в оказании правовой помощи.

В связи с этим в научной литературе было высказано мнение о том, что в УПКРФ должны быть в полном объеме зафиксированы все необходимые реквизиты международного запроса и определены содержание и порядок его исполнения в соответствии с международным соглашениями РФ. Так, по мнению Е.В. Курушиной, "целесообразным видится перенесение в уголовно-процессуальный закон РФ (на основании положений международных договоров РФ) более правильной и юридически значимой формулировки относительно того, что следует указывать в запросе" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Курушина Е.В. Международно-правовые акты как источники уголовно-процессуального права Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 143 - 144.

Такое перенесение особенностей всех международных договоров РФ в УПКРФ при составлении запроса о правовой помощи нецелесообразно, поскольку сложно представить, какой будет объем нормы, устанавливающей содержание и форму такого запроса. Это связано с тем, что в каждом конкретном случае объем последних может существенно разниться. Поэтому следует иметь в виду, что при реализации своих прав и обязанностей в сфере международной правовой помощи по уголовным делам правоприменительные органы во всех случаях должны исходить из конституционного положения о приоритетности норм международного права перед внутренним законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15Конституции РФ). Положение о приоритетности норм международных договоров закреплено также вч. 3 ст. 1УПК РФ.

Третий и четвертый этапы. Деятельность компетентных органов и должностных лиц иностранных государств при оказании международной правовой помощи по запросу Российской Федерации регулируется национальным законодательством этих государств, а также в соответствии с требованиями международных договоров.

При получении запроса об оказании содействия по уголовному делу со стороны Российской Федерации иностранный орган рассматривает и принимает решение о возможности его исполнения полностью или частично либо отказывает в его исполнении.

При необходимости полномочные представители сотрудничающих государств ведут переговоры по выработке взаимоприемлемого пути выполнения просьбы. В случае согласия на содействие по уголовному делу определяется исполняющий орган, время и место выполнения поручения. О принятом решении уведомляется российская сторона. Результаты исполнения запроса в согласованном между государствами порядке направляются запрашивающему российскому органу.

Пятый этап.Ст. 455УПК РФ устанавливает, что доказательства, заверенные и переданные в установленном международными договорами РФ порядке, обладают одинаковой юридической силой с теми доказательствами, которые добыты компетентными российскими органами по правилам уголовно-процессуального закона.

Принцип равенства юридической силы доказательств является одним из главных принципов взаимодействия компетентных органов и должностных лиц, определяющих содержание и границы осуществления международного сотрудничества.

Вместе с тем, чтобы стать равными по юридической силе, доказательства, полученные компетентными органами или должностными лицами иностранного государства, должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они должны быть получены с применением тех законов иностранного государства, которые не противоречат Конституции РФ, запрещающей умаление человеческого достоинства, применение пыток, насилия, другого жестокого обращения (ст. 21). Во-вторых, при этом необходимо соблюдение условий запроса и согласие на его исполнение <1>.

--------------------------------

<1> См.: Михайленко К.Е. Межгосударственное регулирование оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (на примере стран СНГ): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 88 - 89.

Полученные российскими органами доказательства, которые были добыты компетентным органом или должностным лицом иностранного государства путем производства запрашиваемых следственных или иных процессуальных действий, должны быть приобщены к уголовному делу, с вынесением об этом постановления. При этом субъекты правоприменения не освобождаются от обязанности проверять и оценивать полученные доказательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Табалдиева В.Ш. Уголовно-процессуальный статус следственного аппарата - субъекта применения правовых норм о международной правовой помощи по уголовным делам // Российский следователь. 2003. N 12. С. 9 - 11.

Следует иметь в виду, что такие доказательства подлежат оценке по общим правилам, установленным УПКРФ. В ходе оценки их допустимости субсидиарно учитывается не только соблюдение норм иностранного уголовно-процессуального права как такового, но и обеспечение во время собирания доказательств с использованием иностранного закона прав человека, закрепленных и охраняемыхКонституциейРФ иУПКРФ, а также международными договорами РФ. Так как кроме обеспечения оптимальных форм достижения объективной истины по делу институт допустимости доказательств должен гарантировать соблюдение прав участников процесса, ибо допустимость доказательства есть гарантия специальных конституционных и процессуальных прав лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство <1>.

--------------------------------

<1> См.: Глумин М.П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

Допустимость доказательств, полученных в процессе оказания правовой помощи, определяется точным соблюдением совокупности обязательных процедур и условий международных договоров; общепризнанных норм и правил международного права; нормативных актов Российской Федерации; соблюдением законодательства своей страны при исполнении поручения РФ, а также соблюдением установленного порядка направления и оформления следственных и судебных поручений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции. СПб., 1998. С. 21 - 25.

Таким образом, установленные сведения только тогда станут доказательствами, когда будут проверены, исследованы и оценены с точки зрения их относимости и допустимости.

Верховный Суд РФ в связи с этим указал субъектам, обладающим властными полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, что сведения, содержащиеся в доказательствах, могут быть положены в основу выводов по делу только после их проверки и всестороннего исследования.

При этом следует отметить, что в уголовно-процессуальном законе России не указано, к какому виду доказательств, в соответствии с ч. 2 ст. 74УПК РФ, должны быть отнесены материалы, полученные в ходе исполнения международного запроса российских органов в иностранном государстве. В связи с этим у практических работников отсутствует единый взгляд на данное обстоятельство. Так, 63% опрошенных считают, что материалы, полученные от иностранных государств, относятся к иным документам (п. 6 ч. 2 ст. 74УПК РФ), 28% проводят аналогию таких материалов с российскими видами доказательств, указанных вст. 74УПК РФ, и 9% затруднились ответить на данный вопрос.

Среди ученых-процессуалистов также нет единого мнения по этому вопросу. Так, по мнению В.В. Щербакова, материалы, фиксирующие выполнение иностранным учреждением международного поручения по уголовным делам, переданные в Россию, могут образовывать один единственный вид доказательств - иной документ, поскольку деятельность иностранных учреждений следует оценивать не как совершение следственных (процессуальных) действий российскими органами предварительного расследования, а как деятельность иного учреждения (органа), совершаемую в пределах собственной компетенции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 172.

Представляется правильной точка зрения Н.Н. Мазаевой, которая считает возможным применение к доказательствам, полученным на территории иностранного государства, классификации, указанной в ч. 2 ст. 74УПК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 131 - 132.

Таким образом, если полученный от иностранного государства материал обладает всей совокупностью ярко выраженных признаков, позволяющих отнести их к тому или иному виду доказательств, предусмотренных в ч. 2 ст. 74УПК РФ, было бы не совсем правильно рассматривать их в качестве иных документов.