logo
Международное право

Глава 1. Общая характеристика

МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

§ 1. Анализ правового регулирования

международного сотрудничества по уголовным делам

Международное сотрудничество по уголовным делам неизбежно предполагает разовые или систематические контакты между правоохранительными органами различных государств, ведущих борьбу с преступностью. Российская Федерация осуществляет сотрудничество с зарубежными странами на основе взаимного соблюдения международных договорных норм. В этом сотрудничестве Россия является равноправным, суверенным, независимым субъектом международных правоотношений.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства реализуется на основе специального правового регулирования, которое осуществляется как на межгосударственном, так и внутригосударственном уровнях.

Сотрудничество государств в такой специфической области, как правоохранительная, должно осуществляться в режиме международной законности, т.е. при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм.

Осуществляя взаимодействие по уголовным делам, компетентные органы государств используют две основные правовые формы:

договорно-правовая, или конвенционная (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере);

институционная (сотрудничество в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального значения - ООН, Интерпол, БКБОП, Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып. 1. М., 1999. С. 13, 14.

В уголовно-процессуальном законодательстве России закреплено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство" (ч. 3 ст. 1). В нормахчасти пятойУПК РФ также указывается, что взаимодействие компетентных органов договаривающихся государств осуществляется в соответствии с международными договорами, соглашениями или на основе принципа взаимности.

Вместе с тем не определен перечень таких международных договоров и соглашений, которыми следует руководствоваться судам, прокурорам, следователям при осуществлении определенного вида международного взаимодействия, не установлена иерархия, т.е. не указан критерий предпочтения применения того или иного договора (соглашения) <1>. В связи с этим представляется необходимым систематизировать нормативно-правовую базу, регулирующую международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 88 - 89.

Среди ученых-процессуалистов нет единого мнения относительно классификации международно-правовых актов, применяемых при сотрудничестве государств по уголовным делам.

Так, В.П. Зимин полагает, что российская международно-правовая договорная база оказания содействия по уголовным делам состоит в основном из договоров о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, о передаче и выдаче осужденных <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. 5-ое изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. С. 65.

Е.В. Карасева разграничивает международные договоры в зависимости от того, каким органом государства они заключены. По ее мнению, они подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. При этом такие акты могут носить многоаспектный характер или быть посвящены конкретному предмету сотрудничества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 26.

По мнению Н.Н. Мазаевой, главным основанием для формирования системы международных договоров, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, должно являться наличие в них норм процессуального характера, которые составляют правовую основу регулирования взаимоотношения судов, прокуроров, следователей и дознавателей с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. На основании этого утверждения Н.Н. Мазаева предлагает следующую классификацию межгосударственных договоров, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: 1) многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие различные виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 2) международные договоры о борьбе с отдельными видами преступлений, содержащие обязательства государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи и оказывать друг другу возможно более широкую правовую помощь в связи с указанными в них преступными деяниями; 3) двусторонние международные договоры, регулирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства России с отдельными государствами, обладающие большей детальностью и наилучшим образом отражающие интересы сторон <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 105 - 107.

Е.В. Курушина считает, что "основные параметры деления международно-правовых актов зависят от их правового значения, направленности, роли и влияния на процесс производства по уголовному делу. С учетом этого их разграничивают на акты основополагающего значения, куда входят документы, содержащие общепризнанные международные нормы, а также обеспечивающие международную защиту прав и законных интересов участников процесса РФ. Сюда же следует относить универсальные международные акты, международные региональные конвенции, многосторонние соглашения и договоры между РФ и различными зарубежными государствами. Отдельное место в классификации международно-правовых актов занимают многосторонние и двусторонние конвенции и соглашения, регламентирующие область уголовно-процессуальных отношений. Данные международно-правовые источники посвящены: общим вопросам борьбы с уголовными преступлениями международного характера; взаимодействию компетентных органов России и зарубежных государств; оказанию взаимной международной правовой помощи в процессе возбуждения уголовного преследования, расследования преступлений, судебного производства и исполнения приговоров" <1>.

--------------------------------

<1> Курушина Е.В. Международно-правовые акты как источники уголовно-процессуального права Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 51.

Т.Н. Москалькова разъясняет: "Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами расследования, прокуратурой и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или Содружеству Независимых Государств. Оказание взаимной правовой помощи государствами - членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами и норм раздела XVIIIУПК. Если государство является членом Содружества Независимых Государств, то правовая помощь оказывается в соответствии сКонвенциейо правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 года, двусторонними международными договорами России с государствами-членами СНГ и нормами раздела XVIII" <1>.

--------------------------------

<1> Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. С. 654.

В.В. Щербаков указывает, что Россией взяты обязательства по целой системе межгосударственных договоров, реализация которых невозможна вне деятельности органов предварительного расследования. В эту систему включены: многосторонние и двусторонние договоры по борьбе с определенными видами (категориями) преступлений и договоры о правовой помощи; международные соглашения, связанные с пребыванием Российских воинских формирований за границей; межгосударственные договоры о дружбе и сотрудничестве, об основах отношений; межгосударственные договоры, определяющие деятельность международных судебных органов; международные договоры, определяющие иммунитеты от юрисдикции государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22 - 41.

В.М. Волженкина включает в систему международных норм, применяемых по уголовным делам в процессе оказания правовой помощи, "уголовно-процессуальное законодательство тех стран, с которыми Россия сотрудничает на основе договоров или взаимной вежливости. Национальное законодательство РФ не предусматривает действия иностранных законов на своей территории. Эта позиция вытекает из ключевого положения сотрудничества о применении собственного уголовного процесса стран при исполнении международных поручений. Однако результаты исполнения международного поручения на основе зарубежного законодательства будут использованы в уголовном процессе России, что позволяет говорить о применении уголовно-процессуального законодательства других стран в российском уголовном процессе" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 96.

В.В. Моторин представляет правовую систему международного сотрудничества по уголовным делам следующим образом:

а) международные межгосударственные договоры (двусторонние и многосторонние): пакты, конвенции, договоры, соглашения;

б) межправительственные соглашения по отдельным вопросам, касающимся взаимодействия в борьбе с преступностью;

в) межведомственные договоры (соглашения);

г) национальное законодательство по вопросам оказания международной правовой помощи;

д) неписанные нормы международного права (международная вежливость, взаимность и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Моторин В.В. Международное сотрудничество следователей в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам: Учебное пособие. Домодедово, 2007. С. 20.

Согласно ч. 2 ст. 3Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ <1> международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Резюмируя вышеизложенные точки зрения, правовая основа международного сотрудничества по уголовным делам может быть классифицирована следующим образом.

1. Международный уровень составляют:

а) межгосударственные многосторонние договоры: пакты, конвенции, соглашения;

б) межправительственные договоры (двусторонние и многосторонние), касающиеся взаимодействия в борьбе с преступностью;

в) договоры межведомственного характера (двусторонние и многосторонние), заключенные по линии МВД России;

г) неписаные нормы (обычаи) международного права (международная вежливость, взаимность и др.).

2. Внутригосударственный уровень составляют:

а) конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы РФ (регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере международного сотрудничества по уголовным делам);

б) подзаконные нормативные правовые акты:

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

отдельные ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере международного сотрудничества по уголовным делам (изданные компетентными органами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными ведомствами в виде постановлений, инструкций, приказов, писем, распоряжений).

Международно-правовой компонент регламентации участия России в межгосударственном сотрудничествегосударств в борьбе с преступностью включает в себя более 600 двусторонних и многосторонних договоров различного уровня (межгосударственных, межправительственных и межведомственного характера) <1>.

--------------------------------

<1> См. Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып. 1. М., 1999. С. 15.

В плане укрепления договорной базы участия России в международном сотрудничестве по уголовным делам большой потенциал представляют более 20 конвенций, заключенных в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с февраля 1996 г. Так, к числу основных многосторонних межгосударственных договоров, регламентирующих вопросы, входящие в компетенцию органов внутренних дел России относятся Европейская конвенция о выдаче (ETS N 24) (заключена в г. Страсбурге 13.12.1957) с Дополнительным протоколом и Вторым дополнительным протоколом к ней <1>, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS N 30) (заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) с Дополнительным протоколом к ней <2>, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141) (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) <3>. К таковым также относится и Конвенцияо правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) <4>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.

<2> Собрание законодательства РФ. 2000. N 23. Ст. 2349.

<3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 3. Ст. 203.

<4> Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

Указанная Минская конвенциярегулирует отношения стран, тесно связанных геополитически и, что особенно важно, имеющих значительное сходство в национальных законодательствах и в построении систем правосудия <1>. Все это в значительной степени облегчает реализацию отношений международно-правовой помощи, а также уменьшает число возникающих в этом процессе правовых коллизий.

--------------------------------

<1> См.: Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. М., 1997. С. 261.

Для Российской Федерации в настоящее время в стадии ратификации находится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) <1>. В связи с этим Следственным комитетом при МВД России совместно с Правовым департаментом МВД России подготовлено обращение Министра внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции о необходимости ускорения внутригосударственных процедур по ее ратификации (исх. N 1/1770 от 30 марта 2005 г.), так как она предусматривает новые формы сотрудничества в рамках СНГ. В такой же стадии для России находится и Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (подписан в г. Минске 4 июня 1999 г.) <2>.

--------------------------------

<1> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(41). С. 82 - 130.

<2> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(32). С. 27 - 33. Примечание к документу: Договор вступил в силу 06.02.2001. Россия намерена не стать участником Договора (распоряжение Правительства РФ от 22.12.2006 N 1804-р), уведомление депонировано 22.01.2007.

Наиболее значительно участие органов внутренних дел в борьбе с отдельными видами преступлений, в отношении которых заключены межгосударственные договоры. Россия является участником свыше 20 таких универсальных договоров, заключенных в рамках ООН. Среди них такие международно-правовые акты, как Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.) <1>, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 15 декабря 1997 г. Резолюцией 52/164 на 72-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) <2>, Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <3>, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <4>.

--------------------------------

<1> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.

<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.

<3> Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

<4> Российская юстиция. 2004. N 4. С. 17 - 40.

Основное содержание таких многосторонних договоров составляют обязательства государств-участников признать указанные в них действия преступными и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ними.

Наряду с многосторонним международно-правовым регулированием Россия активно принимает участие в формировании двусторонней правовой базы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Двусторонние договоры обладают наибольшей детальностью и наилучшим образом отражают интересы сторон. Однако это не умаляет значимость для развития международного сотрудничества многосторонних конвенций и соглашений, которые, по сути, содержат квинтэссенцию необходимых правовых инструментов для регулирования процесса оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам на основе общепризнанных международных стандартов в области прав человека и принципа суверенитета <1>.

--------------------------------

<1> Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 31.

На международном уровне Российской Федерацией заключены и ратифицированы договоры об оказании взаимной правовой помощи с Китайской Народной Республикой от 19 июня 1992 г. <1>, Королевством Испания от 25 марта 1996 г. <2>, Республикой Индия от 21 декабря 1998 г. <3>, Республикой Корея от 28 мая 1999 г. <4>, Соединенными Штатами Америки от 17 июня 1999 г. <5> и др. Имеют место договоры комплексного характера, регулирующие порядок оказания правовой помощи как по уголовным, так и по гражданским делам. В частности, заключены и ратифицированы договоры между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г. <6>, Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. <7>, Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 г. <8>, Эстонской Республикой от 26 января 1993 г. <9>, Латвийской Республикой от 3 февраля 1993 г. <10>, Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г. <11>, Исламской Республикой Иран от 5 марта 1996 г. <12> и др.

--------------------------------

<1> См.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996. С. 272 - 279.

<2> См.: Федеральный законот 8 октября 2000 г. N 127-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 41. Ст. 4039.

<3> См.: Федеральный законот 8 апреля 2000 г. N 49-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией об оказании правовой помощи по уголовным делам" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 15. Ст. 1537.

<4> См.: Федеральный законот 16 апреля 2001 г. N 41-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Корея об оказании правовой помощи по уголовным делам" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 17. Ст. 1640.

<5> См.: Федеральный законот 3 ноября 2000 г. N 133-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об оказании правовой помощи по уголовным делам" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 45. Ст. 4401.

<6> Бюллетень международных договоров. 1995. N 6. С. 34 - 54.

<7> Бюллетень международных договоров. 1995. N 3. С. 16 - 36.

<8> Бюллетень международных договоров. 1995. N 5. С. 37 - 58.

<9> Бюллетень международных договоров. 1998. N 3. С. 12 - 32.

<10> Бюллетень международных договоров. 1995. N 10. С. 45 - 67.

<11> Бюллетень международных договоров. 1995. N 7. С. 36 - 57.

<12> Бюллетень международных договоров. 2001. N 1. С. 55 - 74.

Следует отметить, что договоры о борьбе с отдельными видами (категориями) преступлений отличаются от договоров о правовой помощи по их значению для уголовно-процессуальной деятельности. Так, например, договоры о правовой помощи, в отличие от договоров о борьбе с отдельными видами (категориями) преступлений, прямо указывают на учреждения государства, правомочные подавать просьбы (поручения) о содействии по уголовному делу, а также в большей степени определяют сам порядок передачи такой просьбы. Однако этот факт не несет в себе дополнительного международного запрета на сотрудничество по уголовным делам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 26.

Кроме того, в рассматриваемых международных договорах содержится ряд положений по вопросам юрисдикции и сотрудничества в расследовании уголовных дел (правовой помощи). Анализ их содержания позволяет утверждать, что эти договоры имеют такую же "степень близости, относимости" к уголовно-процессуальной деятельности, как и договоры Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам. Отличие же в том, что последняя описанная группа договоров ограничивает "круг" уголовных дел, по которым возможно взаимодействие компетентных органов разных государств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 28 - 29.

Многие вопросы взаимодействия в борьбе с преступностью, прежде всего вопросы полицейского сотрудничества, регламентируются на уровне межправительственных договоров. Как правило, такие договоры (двусторонние или многосторонние) посвящены борьбе с отдельными видами преступлений. Например, в настоящее время у России имеется более 20 подписанных двусторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и злоупотребления ими (заключено в г. Алма-Ате 12 октября 1998 г.) // Бюллетень международных договоров. 2004. N 6. С. 44 - 48; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Нигерии о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления ими и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (заключено в г. Москве 13 мая 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 8. С. 77 - 80.

Сравнительно новым в договорной практике России является заключение межправительственных соглашений (рамочного характера) о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которых взаимодействие осуществляют все правоохранительные органы России со всеми правоохранительными органами государств-партнеров <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Португальской Республики в области борьбы с преступностью (заключено в г. Москве 29 мая 2000 г.) // Бюллетень международных договоров. 2002. N 3. С. 76 - 78; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (заключено в г. Москве 6 октября 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. 1998. N 2. С. 55 - 58.

Однако эти соглашения не регулируют отношения государств в сфере оказания правовой помощи. В них указаны виды преступлений, в борьбе с которыми (в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии) требуется взаимодействие компетентных органов обоих государств; указаны компетентные органы, через которые осуществляется взаимодействие; определена сфера сотрудничества, которая охватывает обмен информацией, розыск и опознание лиц, получение доказательств, а также обмен опытом и знаниями, предоставления друг другу правовой информации, а также данных о состоянии преступности и тенденциях ее развития в своих государствах.

В межправительственных соглашениях о сотрудничестве в борьбе с преступностью, как правило, содержится оговорка о том, что они не затрагивают вопросов оказания правовой помощи по уголовным делам или выдачи.

Межправительственные соглашения о сотрудничестве в борьбе с отдельными видами преступлений представляют интерес в большей степени для криминалистики и оперативно-розыскной деятельности.

Правительством РФ 29 июня 1995 года было принято ПостановлениеN 653 "О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств" <1>. Этим нормативным документом был утвержден Типовой проект Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел (компетентным ведомством) иностранного государства, в соответствии с которым стали активно заключаться межведомственные договоры.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 137. 1995.

Так, в период с 1992 по 1998 гг. по линии МВД России было заключено 15 многосторонних и 20 двусторонних межведомственных соглашений с партнерами из бывших республик СССР о сотрудничестве в целом или по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, а также в приграничных регионах. Кроме того, было заключено 23 межведомственных соглашения о взаимодействии с партнерами из 21 зарубежного государства <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Албания от 13 февраля 1995 г.; Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики от 19 апреля 1996 г.; Соглашение о сотрудничестве между Главным полицейским управлением Швеции и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 2 мая 1995 г. и др.

Межведомственные соглашениязаключаются в пределах компетенции МВД России и не должны противоречить действующему законодательству и международным договорам Российской Федерации и, как правило, содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества (обмен информацией и опытом работы, исполнение запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и т.д.).

Наряду с этим Министерством внутренних дел России заключен ряд многосторонних межведомственных соглашенийо взаимодействии и сотрудничестве. Так, 24 апреля 1992 г. в Алма-Ате было подписано Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью <1>. В нем министерства внутренних дел независимых государств обязались оказывать содействие друг другу в исполнении запросов и просьб, а также в проведении процессуальных действий по уголовным делам и др.

--------------------------------

<1> См.: письмо МВД России N 5 от 25 мая 1992 г.; Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. М.: СПАРК, 1996.

МВД России были заключены также многосторонние соглашения по отдельным вопросам борьбы с преступностью, например: Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21 октября 1992 г. <1>, Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью от 17 февраля 1994 г. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Там же.

<2> См.: письмо МВД России N 5 от 25 мая 1992 г.; Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации.

Упрощение порядка сношений с органами уголовной юстиции зарубежных стран в настоящее время стало настоятельной необходимостью, так как рассмотрение запросов о правовой помощи из-за направления их через Генеральную прокуратуру РФ затягивает сроки расследования по уголовным делам. За целесообразность направления запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам через прокуратуру субъекта РФ высказываются как ученые-процессуалисты <1>, так и практические работники правоохранительных органов. Особенно это важно для развития сотрудничества приграничных регионов. Тем более что в международной договорной практике уже имеются такие прецеденты.

--------------------------------

<1> См.: Зимин В.П. Применять, применять и еще раз применять // Моск. журн. междунар. права. 1996. N 3. С. 258; Бастыркин А.И. Взаимодействие внутригосударственного и международного права в сфере советского уголовного судопроизводства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1987. С. 22; Спанов Б.И. Международное сотрудничество органов предварительного следствия МВД Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2004. С. 70; Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 120 - 121; и др.

Решением Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ от 17 февраля 1995 г. было одобрено Типовое соглашение о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных районов <1>. В ст. 3 указанного Соглашения предусмотрен обмен оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией как на основе запросов, так и без них, если имеются основания полагать, что это представляет интерес для органов внутренних дел. В результате в настоящее время действуют Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (заключено в г. Москве 6 июля 1998 г.), Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (заключено в г. Москве 7 февраля 2001 г.), Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики о сотрудничестве органов внутренних дел и органов общественной безопасности приграничных регионов обоих государств (заключено в г. Пекине 26 июня 2002 г.).

--------------------------------

<1> Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. М.: Спарк, 1996. С. 37 - 41.

При осуществлении сотрудничества надо иметь в виду, что межправительственные и межведомственные договоры не проходят ратификацию. Поэтому содержащиеся в них нормы обладают правовой силой заключившего их органа и, следовательно, не имеют приоритета перед нормой закона.

Кроме международных договоров межведомственного характера МВД России оформляет письменные договоренности с зарубежными партнерами, которые не имеют юридического характера и, как правило, более детально определяют механизм взаимодействия на основе уже заключенных межправительственных и межведомственных соглашений. Примером такой договоренности является Меморандум о взаимопонимании между МВД России и правоохранительными структурами Великобритании от 18 июня 1998 г., подписанный на основе российско-британского межправительственного соглашения 1997 г.

Следует помнить, что международные связи органов внутренних дел являются составной частью внешнеполитической деятельности России и отражаются на ее международном престиже. Поэтому любое нарушение законности со стороны сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими функции обеспечения и осуществления международного сотрудничества по уголовным делам может привести к межгосударственным осложнениям и нанести ущерб национальным интересам России.

Сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства возможно и при отсутствии договорных обязательств РФ с иностранным государством. В таких случаях основанием для оказания помощи по уголовным делам является договоренность государств - международное соглашение, зафиксированное обменом письмами, нотами и иным образом при посредничестве Министерства иностранных дел РФ на условиях взаимности.

Основу международного сотрудничества по уголовным делам составляет совокупность принципов: принципы международного права, регулирующие сотрудничество государств в целом; принципы, изложенные в международных договорах РФ при оказании правовой помощи; принципы внутреннего законодательства РФ (уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права).

Применение указанных принципов основано на четком разграничении действий согласно функциональному предназначению - каждый принцип выполняет свою роль, находясь во взаимодействии с другими основными положениями. Так, при необходимости оказания правовой помощи по уголовному делу каждое государство, осуществляющее такое сотрудничество, идет на взаимные согласованные уступки, адекватные потребности страны, поступается незначительной частью суверенитета и в рамках международного договора допускает на своей территории применение, но не действие иностранных уголовно-процессуальных норм.

Главенствующую роль в выполнении Россией международных обязательств об оказании правовой помощи по уголовным делам другим государствам играет национальное процессуальное законодательство, которое применяется на основе заложенных в нем принципов, содержащихся в международных договорах о правовой помощи.

К принципам международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам, вытекающим из международных договоров РФ, следует отнести: добровольность сотрудничества; соблюдение суверенитета и безопасности договаривающихся стран; непременная уступка части суверенитета (применение иностранного законодательства); соответствие просьбы запрашивающей страны законодательству исполняющего государства; обязанность выполнения условий договора; взаимодействие на основе права, предусмотренного международным договором; принцип законности и др. К их числу относится и такой основополагающий принцип, как взаимность.

Взаимный - значит, проявляющийся по отношению друг к другу; обоюдный <1>.

--------------------------------

<1> Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: НОРИНТ, 2003. С. 124.

Юридический словарь дает понятие принципа взаимности как одного из принципов международного права, вытекающего из общего принципа суверенного равенства государств. В соответствии с принципом взаимности международные договоры заключаются на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств <1>.

--------------------------------

<1> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 85.

Взаимодействующие государства выступают как равноправные, суверенные, независимые субъекты международных отношений, сотрудничество которых осуществляется на добровольной основе, т.е. вытекающие из договоров права и обязанности взаимны. Это правило содержится во всех международных договорах.

Взаимодействие по уголовным делам осуществляется только в отношении общеуголовных преступлений. В этой связи большое значение приобретает развитость уголовно-процессуального законодательства договаривающихся стран, каждая из которых способна выполнить только такие следственные действия по уголовному делу, которые предусмотрены ее законодательством. При этом нельзя требовать от другой стороны расширения их перечня до уровня собственного законодательства, ибо при заключении договора каждая исходит из имеющегося законодательства своего государства.

Объем сотрудничества предусматривает взаимное исполнение, но не принятие процессуальных решений по уголовным делам, поскольку полномочия принимать такие решения зависят от юрисдикции договаривающихся стран и определяются их внутренним законодательством. Нарушение этого правила может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела иностранного государства, что недопустимо, поскольку противоречит общим принципам межгосударственных отношений.

Принцип взаимности также неприменим в том случае, если ответные акции другой страны сопряжены с нарушением международно-правовых норм или общепринятых норм морали.

В данном случае государство может пойти на правоограничения, т.е. предпринять правомерные индивидуальные действия в ответ на недружественный акт другого государства с целью побудить правонарушителя сообразовывать действия со своими обязательствами по международному праву (реторсия).

В то же время в договорах о сотрудничестве может содержаться оговорка о взаимности. Последняя представляет собой положение, в соответствии с которым применение в России той или иной нормы обусловлено применением аналогичной нормы в иностранном государстве.

Данные действия являются эффективными мерами, позволяющими государству регулировать свою уголовно-правовую политику на международном уровне.

В УПКРФ содержание принципа взаимности полностью не раскрывается. Более того, он не упоминается и среди принципов уголовного судопроизводства вглаве 2УПК РФ.

В то же время следует отметить, что практически все мероприятия, связанные с направлением запросов о правовой помощи и их исполнением (ст. 453ист. 457УПК РФ), основаны на принципе взаимности.

В статье 453УПК РФ законодателем предпринята попытка закрепления системы отношений, согласно которой международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится не только на основе международных договоров, но и на основе принципа взаимности, когда двусторонние соглашения по различным вопросам уголовного судопроизводства и обязательства по ним принимаются от имени государства в пределах своей компетенции Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и Министерством внутренних дел РФ с таким расчетом, что соответствующее ведомство иностранного государства принимает на себя аналогичные обязательства и дает заверения от данного государства, что в сходной ситуации оно поступит таким же образом. С вышеперечисленными российскими ведомствами соответствующее ведомство вступает в непосредственные отношения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: ТК Велби, 2002. С. 280 - 281.

Среди ученых-процессуалистов были попытки дать определение принципу взаимности. Так, Н.Н. Мазаева предлагает следующее определение: "Принцип взаимности - это общепризнанный принцип международного права, на основе которого может осуществляться международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства при отсутствии в качестве основания такого сотрудничества международного договора Российской Федерации или международного соглашения" <1>. Однако такое определение не в полной мере раскрывает сущность исследуемого понятия.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 113.

Т.Н. Москалькова указывает на то, что оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения, но и на основе общих правил достижения межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам - в виде письменных обязательств Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Такое оказание правовой помощи по уголовным делам называется правовой помощью на основе принципа взаимности <1>. О взаимности действий следует говорить и при осуществлении других видов международного сотрудничества по уголовным делам: уголовное преследование, выдача (экстрадиция) лиц.

--------------------------------

<1> Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. С. 657.

Принцип взаимностипри осуществлении международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства выражается письменным обязательством уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации, соответствующих компетентных органов или должностных лиц иностранного государства взаимно оказывать на добровольной основе аналогичную по юридической силе, основаниям, форме и содержанию правовую помощь в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий.

Вместе с тем во избежание пробелов и ошибок в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов РФ целесообразным было бы закрепить принцип взаимности в отдельной статье Уголовно-процессуального кодекса, поскольку он отражает общие начала обеспечения взаимодействия уполномоченных государственных органов РФ с компетентными органами иностранных государств и международными организациями, устанавливает основания, условия и порядок обращения к международному сотрудничеству по уголовным делам, на его основе происходит оказание всех видов международной правовой помощи.

Международное сотрудничество по уголовным делам без национального законодательства осуществляться не может, поскольку реализация международных договоров по условиям самих же договоров возложена на уголовно-процессуальное законодательство государства. В силу этого национальное законодательство является основой для создания и движущей силой для применения международного законодательства <1>.

--------------------------------

<1> Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 93.

Внутригосударственное правоустанавливает необходимую процедуру реализации положений международно-правовых актов, определяет обязательства для компетентных органов, ответственных за осуществление этих положений.

В Российской Федерации нормы международных правовых актов реализуются в двух формах: с помощью издаваемых правовых актов, регулирующих те же вопросы, что и международные, и путем прямого их применения. Издание внутригосударственного акта во исполнение международных норм является обязательным, когда в них имеются указания на необходимость внутригосударственной правотворческой деятельности. Положения официально опубликованных международных договоров РФ в сфере уголовного процесса, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно.

В ходе международного сотрудничества по уголовным делам основным правовым документом является Конституция Российской Федерации <1>, согласно которой "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15).

--------------------------------

<1> Российская газета. 1993. N 237.

Положения ст. 15Конституции РФ послужили правовой основой для принятия Федеральногозаконаот 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".Законуказал, что в соответствии сКонституциейРФ международные договоры наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР <1>.

--------------------------------

<1> ПостановлениеПленума Верховного Суда от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Российская газета. 2003. N 244.

Положения КонституцииРФ получили свое отражение и развитие вч. 3 ст. 1УПК РФ. Однако, несмотря на текстуальное тождествоч. 4 ст. 15Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ, массив норм международного права, подпадающих под данную норму Конституции РФ и являющихся составной частью национальной правовой системы объемнее, чем нормы, которые входят в уголовно-процессуальное законодательство.

Исходя из требований ч. 4 ст. 15Конституции РФ,ч. 3 ст. 1УПК РФ, а такжест. 5Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" "установка на приоритетное применение норм международного права лишь в коллизионных ситуациях должна быть дополнена установками на повседневное совместное согласованное и взаимодополняющее применение норм международного права и нормУПКРФ, а также иных законов по вопросам уголовного судопроизводства" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Малиновский О.Н. Нормы международного права о правах человека как источник российского уголовно-процессуального права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С. 8.

В УПК РФ вопросам международного сотрудничества посвящена часть пятая, в которой содержатся нормы, регулирующие основания, форму и порядок направления и исполнения запросов о правовой помощи; осуществления уголовного преследования, выдачи (экстрадиции) лиц, передачи лица, осужденного судом к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Нормы уголовно-процессуального законодательства нашей страны повторяют, но не заменяют положений международных договоров. Они нацелены в первую очередь на обеспечение выполнения международных обязательств, вытекающих из этих договоров <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник"Уголовный процесс" (под ред. В.И. Радченко) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное).

<1> Уголовный процесс: Учебник для юридических высших учебных заведений / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2003. С. 639.

Серьезное влияние на правовое регулирование международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства оказывает действующее уголовное законодательство РФ <1>. Так, УКРФ прямо предусмотрена ответственность за преступления, начальный или конечный момент совершения которых может иметь место за пределами территории России. УК РФ определил, что граждане РФ и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, могут нести уголовную ответственность по российскому закону за деяние, совершенное ими на территории другого государства, лишь в случае, если данное деяние признано преступлением в данном государстве и если они там не были осуждены. ОдновременноУКРФ закрепляет возможность наступления уголовной ответственности по российскому законодательству иностранцев и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов страны, в случаях, если преступление направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международными договорами. УК РФ(ч. 2 ст. 13)также предусмотрены общие основания выдачи (экстрадиции) лиц для привлечения к уголовной ответственности или передачи для отбывания наказания, что предполагает оказание правовой помощи, осуществляемой в соответствии с нормамиУПКРФ.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 10.

Следует согласиться с В.М. Волженкиной, которая указывает на то, что эффективность международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве зависит от развитости не только уголовного и уголовно-процессуального права, но и конституционного, гражданского и других отраслей национального права. В процессе оказания правовой помощи в уголовном судопроизводстве России помимо КонституцииРФ,УПКРФ,УКРФ применяются законы, регулирующие вопросы гражданства, государственной границы, положение иностранцев и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. С. 94.

Право на сотрудничество правоохранительных органов России с соответствующими компетентными органами зарубежных стран устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ. Так, например, Федеральный законот 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 28 ноября 2009 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" <1> иЗаконРФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 (ред. от 29 декабря 2009 г.) "О милиции" прямо устанавливают, что правовой основой деятельности указанных правоохранительных органов являются международные договоры РФ.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2009. 2 дек.

В сферу международного сотрудничества по уголовным делам также структурно входят и подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ <1>, постановления Правительства РФ <2>, указания, распоряжения, инструкции, приказы министерств и ведомств <3>, в компетенцию которых входит разрешение вопросов о взаимодействии между компетентными органами России и зарубежных стран.

--------------------------------

<1> См., напр.: УказПрезидента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 32. Ст. 3895;УказПрезидента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 (ред. от 25 ноября 2003 г.) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1958.

<2> См.: ПостановлениеПравительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 43. Ст. 4916.

<3> См., напр.: УказаниеГенеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2002 г. N 32/35 "О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации",ПриказГенеральной прокуратуры РФ от 3 августа 1998 г. N 50 "Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации".

Указанные законы и подзаконные нормативные правовые акты устанавливают право компетентных правоохранительных органов на международные сношения. Порядок осуществления таких сношений по правовым вопросам в них не установлен, а содержатся только общие ссылки, согласно которым сотрудничество по уголовным делам осуществляется в соответствии с УПКРФ, договорами о правовой помощи.

Анализируя законодательный массив, регулирующий международное сотрудничество, а также практику его применения, можно выделить некоторые негативные факторы, влияющие на отказ от применения или нарушения в применении сотрудниками правоохранительных органов закрепленных в них положений. К таким факторам относятся:

отсутствие систематизации всех нормативно-правовых актов, регламентирующих данную область правоотношений и единой концепции при заключении подобных соглашений;

излишне сложные процедуры оказания международной правовой помощи, закрепленные во множестве разрозненных нормативно-правовых актов;

отсутствие разработанных рекомендаций и методических указаний о порядке использования возможностей международного сотрудничества и международной правовой помощи.

Названное влечет нежелание использовать процедуры, связанные с особыми сложностями собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств, полученных в результате оказания международной правовой помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шабалина Ю.В. Правовая регламентация международного сотрудничествав противодействии транснациональной организованной преступности // Российский следователь. 2009. N 21. С. 39.

В практической деятельности при осуществлении международного сотрудничества часто возникают трудности в связи с неподготовленностью сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации к использованию правил международных договоров в своей повседневной практической деятельности, что обусловлено недостаточной информированностью о наличии международных правовых документов, отсутствием знаний их содержания.

Договоры о правовой помощи наиболее тесно связаны с уголовным судопроизводством, хотя и не являются единственной группой международных договоров. Вместе с тем именно к этим договорам чаще всего обращаются органы предварительного расследования при производстве по уголовным делам.

В результате проведенного исследования видно, что из числа опрошенных 48% сотрудников правоохранительных органов ссылаются при оказании правовой помощи на Минскую конвенцию1993 г., 35% - на двусторонние соглашения, 21% - на европейские конвенции и лишь 11% опрошенных используют дополнительные протоколы, разъяснения и иные приложения к договорам. Как показывает практика, большинство анкетированных ориентируется на уголовно-процессуальное законодательство РФ. О существовании дополнительных правил договоров, не закрепленных в законах РФ, известно небольшому числу лиц <1>.

--------------------------------

<1> Данное исследование проводились в 2009 году в г. Москве, Московской области, Хабаровском крае.

Разрешение вопросов, связанных с надлежащим применением международных норм в процессе оказания правовой помощи по уголовным делам, может быть достигнуто только путем реализации комплекса мероприятий, методов и средств, направленных на включение положений международно-правовых актов, необходимых и соответствующих системе права РФ, в отечественное законодательство.