logo
Международное право

§ 2. Сущность международного сотрудничества

в сфере уголовного судопроизводства

Взаимодействие между правоохранительными органами разных стран - важнейшая составная часть международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, представляющего собой регулируемую нормами международного и внутригосударственного права деятельность по защите интересов личности, общества, государства и мирового сообщества от международных, транснациональных и имеющих транснациональный характер преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок, которая осуществляется путем принятия согласованных между странами мер по установлению наказуемости в уголовном порядке определенных общественно-опасных деяний (криминализации) и унификации на этой основе уголовного законодательства; пресечению готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий; оказанию помощи в расследовании уголовных дел и осуществлении уголовного преследования; организации деятельности международных судебных органов, связанной с расследованием международных преступлений, осуществлением уголовного преследования и наказанием лиц, виновных в их совершении; обеспечению исполнения уголовных наказаний; постпенитенциарному воздействию, а также оказанию профессионально-технической помощи и предупреждению преступлений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 56.

Одним из направлений международного сотрудничества по борьбе с преступностью является международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства <1>.

--------------------------------

<1> В данном исследовании понятия "международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" и "международное сотрудничество по уголовным делам" тождественны.

Термин "международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" впервые появился в уголовно-процессуальном законодательстве России в виде названия самостоятельной части 5УПК РФ. Законодатель не раскрывает сущность этого понятия, а лишь определяет основные направления данного сотрудничества: взаимодействие в рамках запросов об оказании правовой помощи (ст. ст. 453-457УПК РФ); осуществление уголовного преследования (ст. ст. 458-459УПК РФ); выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. ст. 460-468УПК РФ); передача лиц для отбывания наказания (ст. ст. 469-472УПК РФ).

На сегодняшний день нет ни одного международного договора РФ, в название которого входила бы формулировка "международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства", и ни одного национального правового акта, раскрывающего данное понятие. В теории уголовного процесса этот вопрос также недостаточно изучен. Это связано, прежде всего, с тем, что среди ученых процессуалистов нет единого подхода относительно определения содержания международного сотрудничества по уголовным делам.

Одним из первых определение международного сотрудничества в сфере уголовного процесса дал А.Г. Волеводз. Он определил его как "деятельность, осуществляемую органом дознания, следователем, прокурором и судом в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство, согласованную с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также международными организациями по получению и оказанию помощи в досудебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел. Непосредственное содержание международного сотрудничества в сфере уголовного процесса составляет получение и оказание помощи в досудебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел" <1>.

--------------------------------

<1> Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 65.

Данное определение не в полной мере раскрывает содержание международного сотрудничества по уголовным делам, поскольку, с одной стороны, А.Г. Волеводз частично указывает его составляющие, говоря о получении и оказании помощи в досудебном разбирательстве, а с другой стороны, использует весьма расплывчатую формулировку, упоминая о "принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел". При этом автор умалчивает о том, что следует понимать под этими мерами.

Н.Н. Мазаева рассматривает международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как составную часть международного сотрудничества в борьбе с преступностью, ограниченного рамками уголовного процесса и представляющего собой взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в целях реализации назначения уголовного судопроизводства, осуществляемого на основе международного договора, принципа взаимности и национального уголовно-процессуального законодательства <1>. Однако, указанная трактовка представляется также недостаточно удачной, поскольку по большей части данное определение носит декларативный характер.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 65.

В научной литературе встречается мнение, что "международное сотрудничество при расследовании преступлений представляет собой деятельность, осуществляемую специально уполномоченными государственными органами (прокурором, следователем, органом дознания и судом) по согласованию с компетентными органами иностранных государств, направленную на оказание помощи правоохранительным органам в досудебном производстве" <1>. С данной трактовкой сложно согласиться. Автор сводит международное сотрудничество только к оказанию правовой помощи в досудебном производстве, не упоминая о других самостоятельных направлениях взаимодействия государств в рассматриваемой области.

--------------------------------

<1> См.: Перепелкина Ю.Г. Проблемы международного сотрудничества при расследовании преступлений // Теоретические и прикладные проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник трудов науч.-практ. конф. Саратов: СЮИ МВД России, 2009. С. 185 - 186.

Е.В. Карасева при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам выделяет следующие его направления: 1) взаимное соблюдение установленных международным правом правил об иммунитете; 2) разработка и соблюдение международных стандартов гарантий прав и свобод человека, который в том или ином качестве оказывается вовлеченным в производство по уголовным делам; 3) правовая помощь (выполнение оперативно-розыскных и процессуальных действий по взаимным просьбам и др.); 4) выдача лиц (экстрадиция); 5) передача лиц для отбывания наказания или принудительного лечения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 24.

Р.С. Тамаев дает характеристику международному сотрудничеству при производстве по уголовным делам в виде: 1) взаимного обмена информацией по правовым вопросам; 2) участия в решении вопросов о выдаче (экстрадиции); 3) подготовки материалов и их направления в зарубежные страны о выдаче (экстрадиции) лиц, совершивших преступления на территории России; 4) подготовки материалов и направления международных следственных поручений о производстве следственных действий на территории зарубежных стран; 5) выполнения международных следственных поручений о производстве следственных действий на территории РФ, поступающих от правоохранительных органов других государств; 6) проведения совместных следственных действий с правоохранительными органами зарубежных стран как на территории России, так и на территории стран ближнего и дальнего зарубежья; 7) осуществления уголовного преследования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тамаев Р.С. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью (политические проблемы законодательного регулирования правовой помощи): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 52 - 53.

В.И. Михайлов разграничивает международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства на правовую помощь, выдачу и сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб., 2002. С. 286.

По мнению В.В. Щербакова, в международном сотрудничестве по уголовным делам возможно выделить такие самостоятельные направления деятельности как: правовая помощь, осуществление уголовного преследования и выдача (экстрадиция) лиц <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 54.

Помимо этого среди ученых-процессуалистов возобладал такой подход, согласно которому "правовая помощь по уголовным делам" охватывает все связанные с уголовным судопроизводством виды международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Изначально в юридической литературе и международных нормативных правовых актах понятие "правовая помощь по уголовным делам" трактовалось весьма неоднозначно.

Так, например, В.П. Шупилов относил к правовой помощи: выдачу разрешения на допрос свидетелей, находящихся под стражей; передачу вещей, приобретенных путем преступления (либо возмещение их стоимости), а также отдельно выделял выдачу преступников <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шупилов В.П. Международно-правовая помощь по уголовным делам // Советское государство и право. 1974. N 3. С. 85 - 86.

Аналогичной позиции придерживались Р.М. Валеев <1> и В.Г. Киселев <2>.

--------------------------------

<1> См.: Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (некоторые вопросы теории и практики). Казань, 1976.

<2> См.: Киселев В.Г. Правовая помощь по уголовным делам в договорах СССР с другими социалистическими странами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ленинград, 1978. С. 16.

Несколько расширенную трактовку понятия "правовой помощи" предложил А.Г. Волеводз. По его мнению, последняя включает в себя производство отдельных следственных и процессуальных действий, экстрадицию, осуществление уголовного преследования, передачу предметов, предоставление документов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М.: Юрлитинформ, 2000. С. 12.

Иной подход к освещению этой проблемы предложила Н.И. Марышева. По ее мнению, к правовой помощи относится: а) выполнение поручений о проведении отдельных процессуальных действий; б) предоставление информации о действующем законодательстве запрашиваемого государства; в) передача компетенции (т.е. передача уголовного преследования; г) выдача (экстрадиция); д) признание и исполнение приговоров <1>.

--------------------------------

<1> См.: Марышева Н.И. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам: Дис. ... д-ра юрид. наук в форме научного доклада. М., 1996. С. 29 - 40.

Похожую классификацию можно встретить и у В.М. Волженкиной. Она отнесла к правовой помощи: 1) производство процессуально-следственных действий (выполнение и направление отдельных поручений, вручение документов, обмен информацией, в том числе законодательной); 2) выдача преступников; 3) уголовное преследование; 4) передача предметов; 5) передача осужденных иностранными судами лиц в страну своего гражданства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 128.

Другая часть ученых-процессуалистов разделяет понятия "правовая помощь по уголовным делам" и "сотрудничество по уголовным делам".

Так, например, по мнению В.В. Милинчук, включение в понятие правовой помощи всех видов сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства (экстрадиции, передачи уголовного преследования) приводит к расширительному толкованию оснований для отказа в оказании правовой помощи, а также к пробелам при разработке самих договоров о взаимодействии по уголовным делам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Милинчук В.В. Институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 214 - 216.

Л. Гардоцкий сделал вывод, что "различие между определениями "взаимопомощь по уголовным делам" и "сотрудничество по уголовным делам" не является чисто терминологическим", поскольку сотрудничество, по его мнению, подразумевает под собой определенные действия, выражающиеся в участии в общей деятельности. Оказание же помощи "может быть только в случае, когда речь идет о деле, затрагивающем исключительно интересы государства, которое обращается за помощью" <1>.

--------------------------------

<1> Гардоцкий Л. Международное сотрудничество по уголовным делам // Социалистическая законность. 1979. N 6. С. 61.

По мнению А.И. Бастыркина, "правовая помощь предполагает выполнение отдельных действий... Сотрудничество же означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную по формам и направлениям деятельность, ...направленную на достижение единых целей в борьбе с преступностью". Исходя из этого делается вывод, что "правовое сотрудничество можно рассматривать как более высокую, по сравнению с правовой помощью, ступень совместной деятельности двух государств в сфере международной борьбы с преступностью" <1>.

--------------------------------

<1> Бастыркин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986. С. 25 - 26.

Наиболее удачной является позиция П.Н. Бирюкова, который считает, что понятия "правовая помощь по уголовным делам" и "сотрудничество по уголовным делам" нетождественны. По его мнению, "правовая помощь по уголовным делам" включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическим обоснованием правовой помощи являются поручения иностранных учреждений юстиции. Правовая помощь включает в себя целый комплекс элементов (порядок взаимодействия правоохранительных органов, реквизиты поручения, процедуру исполнения поручения и т.д.), регламентированных международными и внутригосударственными нормами. "Сотрудничество" охватывает оперативно-розыскные действия, а также процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бирюков П.Н. Международное уголовно-процессуальное право и правовая система Российской Федерации: теоретические проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2001. С. 129.

Таким образом, наиболее общей категорией международных отношений является "сотрудничество по уголовным делам", которое включает в себя "правовую помощь".

Правовая помощь, в отличие от международного сотрудничества по уголовным делам, носит эпизодический характер и основанием для ее реализации должна выступать просьба запрашивающего государства. Однако такая помощь не должна ограничиваться только процессуальными действиями. Она должна включать в себя и оперативно-розыскные мероприятия <1>. Аналогичной точки зрения придерживаются и В.В. Милинчук <2>, М.И. Смирнов <3>, Е.В. Карасева <4> и др.

--------------------------------

<1> Различные формы международного взаимодействия по линии оперативно-розыскной деятельности ни в УПКРФ, ни в законодательстве об ОРД вообще не конкретизированы. Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (ред. от 26 декабря 2008 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2010 г.) "Об оперативно-розыскной деятельности"(ст. 7)предусматривается, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правительственных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

<2> См.: Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития). Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 25.

<3> См.: Смирнов М.И. Понятие и современное состояние института взаимной правовой помощи по уголовным делам // Правоведение. 2004. N 5. С. 164.

<4> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 24.

Следует отметить, что в соответствии с УПК РФ, правовая помощь по уголовным делам осуществляется путем направления, исполнения запроса о проведении: допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий (ч. 1 ст. 453).Статья 456УПК РФ предусматривает вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории России для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации.

Международными договорами в совокупности предусмотрены следующие виды взаимной правовой помощи:

1) получение показаний и заявлений от отдельных лиц (включая обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и др.);

2) содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований <1>;

--------------------------------

<1> В данном случае речь идет о так называемой "выдаче на время". Следует отличать "выдачу на время" от "экстрадиции", так как лицо при выдаче (экстрадиции) уже привлечено к уголовной ответственности и содержится под стражей в другом государстве. Государство, которое принимает такое лицо, для оказания правовой помощи, не привлекает его к уголовной ответственности. Обязательным условием выдачи на время является возвращение лица выдавшему государству.

3) вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток;

4) производство обысков и выемок;

5) производство осмотров, в том числе судебных;

6) предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые;

7) установление личности и местонахождения лиц;

8) производство экспертиз;

9) определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов;

10) оказание любой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства;

11) использование технологий видеоконференцсвязи при расследовании и рассмотрении уголовных дел;

12) проведение трансграничных обысков и изъятия информации, передаваемой по телекоммуникационным сетям;

13) принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма и др.

Как видно, не все вышеперечисленные виды правовой помощи по уголовным делам входят в круг следственных и иных процессуальных действий, определяемых УПКРФ, хотя большинство из них признается законодательством значительного числа стран мира. В этой связи некоторое ограничение в УПК РФ пределов правового регулирования международного сотрудничества по уголовным делам не соответствует общемировым тенденциям.

В связи с вышеизложенным предлагается следующая формулировка международного сотрудничества по уголовным делам:этоосуществляемая на основе действующих норм международного и внутригосударственного законодательства или в соответствии с принципом взаимности согласованная деятельность двух или более государств в лице своих компетентных органов и должностных лиц, а также международных организаций, реализуемая путем получения и оказания правовой помощи, осуществления уголовного преследования, выдачи (экстрадиции) лиц, а также путем передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в целях раскрытия и расследования преступлений и достижения назначения уголовного судопроизводства.

Из данного определения следует, что международная правовая помощь, осуществление уголовного преследования, выдача лиц (экстрадиция), передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания есть явления одного порядка, входящие в сотрудничество по уголовным делам. Их объединяет то, что по сути это отношения между государствами, в ходе которых они разграничивают сферы действия национального права каждого из договаривающихся государств, "распределяют" между собой юрисдикцию по вопросам, возникающим в ходе производства по уголовным делам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 63.

Рассмотрим более подробно основные направления международного сотрудничества по уголовным делам.

С учетом анализа международно-правовых норм можно сделать вывод о том, что взаимодействие государств по вопросам оказания правовой помощипроисходит:

путем частичной передачи компетенции;

при совместном расследовании по уголовным делам (участие представителя иностранного государства при исполнении запроса, либо создание совместных следственно-оперативных групп).

Передача компетенциихарактерна для оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, что и отличает ее от других видов международного сотрудничества: уголовного преследования на территории другого государства и выдачи лица для уголовного преследования.

Осуществление органами предварительного расследования уголовно-процессуальной деятельности по вопросам получения доказательств, находящихся на территории иностранного государства, имеет существенные особенности, связанные не только с требованиями соблюдения законодательства и международных договоров Российской Федерации, но и с необходимостью уважения суверенитета иностранного государства, признания верховенства его юрисдикции, что значительно ограничивает самостоятельную деятельность этих органов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Латыпов У.А. Межгосударственное сотрудничествопо расследованию преступлений и сбору доказательств по уголовным делам // Российская юстиция. 2009. N 9. С. 56.

Так, например, при необходимости производства следственных действий за рубежом, собирания доказательств и т.п. по российскому запросу о правовой помощи данные действия осуществляются компетентными органами иностранного государства в соответствии со своим внутренним законодательством <1>. Такая деятельность прямо не является составной частью уголовного судопроизводства на территории РФ. Однако она входит в область регулируемых им отношений, так как осуществляется путем частичной передачи компетенции другому государству по получению доказательств, выполнению процессуальных действий и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий по собственному уголовному делу.

--------------------------------

<1> Роль и значение уголовно-процессуального законодательства с точки зрения влияния на исполнение российских поручений за границей минимальны. Единственная возможность воздействия российского уголовно-процессуального закона на исполнение поручения за рубежом - это случаи, когда иностранное государство по конкретному запросу о содействии по уголовному делу сочтет возможным применить положения российского законодательства.

Исполнение запросов о правовой помощи, поступивших от иностранных государств, также выходит за пределы уголовного судопроизводства, ограниченного в РФ досудебным и судебным производством по уголовному делу. В этом случае иностранное государство также передает часть компетенции по своему уголовному делу, поскольку исполнение запроса касается уголовного дела, расследуемого в пределах иностранного процесса <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 63.

Передача компетенции заключается в допущении государством возможности получения доказательств по собственному уголовному делу компетентными органами иностранного государства. Ими же принимается решение о наиболее целесообразном плане действий для установления необходимых другой стороне фактов и получения требуемых ею доказательств. Доказательства, полученные на основании зарубежного уголовно-процессуального законодательства признаются допустимыми и отвечающими требованиям национального законодательства запрашивающего государства <1>, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами.

--------------------------------

<1> См.: Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 24 - 25.

При этом можно согласиться с М.И. Смирновым, по мнению которого реальной передачи компетенции при оказании правовой помощи не происходит. "Поскольку "передача полномочий" одним государством предполагает обязательное "принятие полномочий" другим. В международном сотрудничестве такой безусловной передачи не происходит. Запрашиваемое государство, отвечая на просьбу о помощи, прежде дает согласие на оказание помощи, а затем обеспечивает ее в рамках своего законодательства. Запрашивающее государство может и не воспользоваться плодами этой помощи (например, полученные доказательства противоречат собственному законодательству)" <1>.

--------------------------------

<1> Смирнов М.И. Понятие и современное состояние института взаимной правовой помощи по уголовным делам // Правоведение. 2004. N 5. С. 163 - 164.

В случаях же уголовного преследования на территории другого государства или выдачи лица для уголовного преследования никакой передачи компетенции по уголовному делу не происходит. Так, при возбуждении уголовного преследования на территории другого государства все процессуальные действия и решения зависят исключительно от усмотрения государства, непосредственно осуществляющего данное преследование. При выдаче лица для уголовного преследования запрашиваемое государство лишь принимает решение о возможности или невозможности выдачи конкретного лица, сам факт которого по существу не влияет на позицию органов расследования относительно обстоятельств совершенного преступления.

В последнее время совершается все больше преступлений, которые затрагивают интересы нескольких государств. Они требуют нового уровня сотрудничества - не просто на основе передачи компетенции запрашиваемому государству, а при совместном ее осуществлении.

Так, при исполнении запроса иностранного государства, если это предусмотрено международным договором или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности, могут присутствовать представители этого государства.

Просьбы о присутствии таких должностных или заинтересованных лиц не должны отклоняться, если есть вероятность, что такое присутствие послужит нуждам запрашивающего государства в качестве выполнения запросов о правовой помощи и тем самым поможет избежать дополнительных обращений за помощью.

По просьбе учреждения юстиции запрашивающего государства учреждение юстиции запрашиваемого государства своевременно сообщает ему о времени и месте исполнения запроса с тем, чтобы уполномоченные им представители могли с согласия учреждения юстиции запрашиваемого государства и в соответствии с его законодательством присутствовать при исполнении запроса, а также, если это не противоречит законодательству запрашиваемого государства, принимать участие при производстве процессуальных действий и розыскных мероприятий. В этом случае сведения о представителе иностранного государства, присутствующем при производстве процессуального действия, вносятся в протокол.

В российском законодательстве положение об участии при исполнении запроса представителей иностранного государства закреплено в ч. 3 ст. 457УПК РФ. Однако не указан порядок оформления их участия в совершении процессуальных действий. Отсутствует регламентация прав и обязанностей указанных лиц. В связи с чем, на наш взгляд, представляется необходимым изложить статус представителей иностранных государств более детально, с тем чтобы максимально гарантировать их права <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в параграфе 3 данной главы.

Для обеспечения присутствия представителей иностранных государств и в целях повышения оперативности при производстве следственных и иных процессуальных действий по материалам и уголовным делам, поступившим из другого государства, целесообразно упростить порядок пересечения границ государств - участников СНГ работниками компетентных органов в служебных целях, участниками уголовного судопроизводства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Табалдиева Ч.С. Досудебное производство по материалам и уголовным делам, поступившим из других государств (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 21.

Одной из новых форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью является проведение расследований совместными (международными) следственными или следственно-оперативными группами.

По нашему мнению, при наличии оснований для совместного расследования компетентными органами одного государства выносится предложение <1> о создании совместной следственно-оперативной группыкомпетентным органам другого государства. Основание создания следственно-оперативных групп - быстрое и всестороннее расследование преступлений, совершенных одним или несколькими лицами на территориях двух и более договаривающихся государств либо затрагивающих их интересы.

--------------------------------

<1> По сути и по форме первоначальный запрос, содержащий предложение о создании совместной группы, является разновидностью запроса о правовой помощи.

Мы полностью разделяем точку зрения П.А. Литошко, согласно которой назначение самого института совместной группы составляют:

оптимизация собирания доказательств по уголовному делу на территории двух и более государств;

выведение собирания доказательств за рамки длительной и усложненной процедуры обращения с запросами о правовой помощи;

обеспечение допустимости добытых в таком режиме доказательств.

То есть узаконенный совместный сбор доказательств, оперативный обмен доказательствами и материалами (а не только информацией) в режиме текущего времени. Все это будет служить соблюдению ограниченных законом сроков предварительного расследования по уголовным делам, сроков давности уголовного преследования, а также реализации права обвиняемого, подсудимого на рассмотрение его дела в разумный срок <1>.

--------------------------------

<1> См.: Литвишко П.А. Создание и деятельностьсовместных следственно-оперативных групп в СНГ: текущий этап нормотворчества // Российский следователь. 2010. N 4. С. 36.

Совместные следственно-оперативные группы создаются на ограниченный период, который может быть увеличен по взаимному согласию участвующих сторон.

Случаи создания совместных следственно-оперативных групп могут быть следующими:

в производстве одного государства находится уголовное дело, расследование по которому требует сложных и встречных расследований, требующих взаимодействия с другими государствами;

в производстве нескольких государств находятся уголовные дела, расследование обстоятельств которых неизбежно влечет за собой координированные действия вовлеченных государств.

Просьба об организации группы совместного расследования может быть сделана любым заинтересованным государством. Получив такое предложение, компетентные органы запрашиваемого государства должны в течение 15 дней уведомить о принятом решении соответствующие органы запрашивающей стороны и в случае согласия одновременно предоставить им список должностных лиц, включенных в такую группу.

Между государствами заключается Соглашение о создании совместной следственно-оперативной группы, в котором помимо основных реквизитов, целей, задач создания такой группы, указываются: руководитель, конкретные исполнители, их число и функциональные обязанности, материально-техническое и финансовое обеспечение. Следственно-оперативная группа комплектуется из опытных, наиболее квалифицированных сотрудников правоохранительных органов участвующих государств.

Координацию деятельности совместной следственно-оперативной группы осуществляет представитель компетентного органа того государства, в котором группа действует. Руководитель группы действует в рамках его компетенции согласно национальному законодательству.

При наличии нескольких возбужденных уголовных дел на территориях различных государств (по взаимному согласию компетентных органов всех участвующих государств) руководство совместной СОГ осуществляет представитель компетентного учреждения юстиции, в производстве которого находится дело о наиболее тяжком преступлении, либо которым предполагается окончание расследование по объединенному делу.

Образованная следственно-оперативная группа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством того государства, на территории которого она действует. Сроки расследования также исчисляются в соответствии с законодательством этого государства.

Участники следственно-оперативной группы могут непосредственно взаимодействовать между собой, согласовывать основные направления расследования, проводить следственные действия, розыскные или оперативно-розыскные мероприятия, обмениваться полученной информацией, однако данные действия выполняются под контролем руководителя данной группы

При этом следует отметить, что полномочия участников совместной следственно-оперативной группы того государства, на территории которого она действует, значительно шире, чем действия участников из других государств-сторон.

Так, проведение следственных действий, розыскных или оперативно-розыскных мероприятий осуществляются теми членами совместной следственно-оперативной группы, которые являются компетентными органами этого государства.

Участники группы совместного расследования из других государств-сторон вправе присутствовать при осуществлении следственных мер Стороной проведения операций. При этом руководитель группы может по определенным причинам в соответствии с законодательством государства, на территории которой действует группа, принять иное решение. Вместе с тем указанным участникам группы совместного расследования в соответствии с законодательством государства, на территории которого проводятся операции, могут быть поручены руководителем группы задания по осуществлению некоторых следственных мер, если это одобрено компетентными органами государства проведения операции и второго государства.

Следует отметить, что, несмотря на ограничения в полномочиях, участники группы совместного расследования из других государств-сторон считаются должностными лицами стороны проведения операций в отношении преступлений, совершенных против них или ими.

При расследовании, проводимом совместной следственно-оперативной группой на территории одного государства, может возникнуть необходимость в проведении следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий на территории одного из государств, создавших такую группу. В этом случае участники группы совместного расследования из других государств-сторон могут запросить свои компетентные органы о принятии таких мер. Эти меры считаются в этом государстве подверженными условиям, которые применялись бы, если бы их принятие было затребовано в рамках внутреннего расследования.

Если группе совместного расследования требуется помощь не участвующего в ее создании или третьего государства, то компетентным органом выносится просьба о помощи в соответствии с действующим законодательством или договоренностями между этими государствами.

Решение о расформировании совместной следственно-оперативной группы, замене сотрудников, сроках их пребывания в составе группы принимается по взаимному согласию компетентных органов всех участвующих государств.

В настоящее время создание совместных межгосударственных следственно-оперативных групп регулируется ст. 63 Кишиневской конвенции <1>, ст. 20 Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 ноября 2001 г., Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. <2>, Конвенцией ООН против коррупции 2002 г., Международной конвенцией для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.

--------------------------------

<1> Для России по состоянию на апрель 2010 г. данная Конвенция находится в стадии ратификации.

<2> Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

Сегодня в рамках СНГ начата детализация международно-правового регулирования деятельности совместных следственно-оперативных групп.

В Исполкоме СНГ в г. Минске в ноябре 2009 г. состоялось очередное заседание экспертной группы по согласованию проекта Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников СНГ.

В данном Соглашении дается определение совместной следственно-оперативной группы, согласно которому это группа, состоящая из двух и более национальных следственных, следственно-оперативных групп компетентных органов Сторон.

Таким образом, обязательными предпосылками создания совместной группы являются:

наличие собственного уголовного дела у каждой стороны, создающей совместную группу;

взаимосвязь уголовных дел сторон;

наличие собственной национальной группы и ее руководителя у каждой стороны <1>.

--------------------------------

<1> См.: Литвишко П.А. Создание и деятельностьсовместных следственно-оперативных групп в СНГ: текущий этап нормотворчества // Российский следователь. 2010. N 4. С. 34 - 35.

В ст. 4 указанного проекта Соглашения предусмотрен перечень форм деятельности совместных следственно-оперативных групп, который включает:

непосредственное взаимодействие между собой;

согласование основных направлений расследования, проведения следственных или оперативно-розыскных мероприятий;

обмен полученной информацией;

организация проведения исследований и экспертиз;

решение вопросов, связанных с хранением и передачей вещественных доказательств;

выполнение поручений о проведении процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных национальным законодательством, и др.

Кроме того, в проекте Соглашения предусматриваются порядок создания и прекращения деятельности совместных групп, регламентированы функции руководителя и т.п.

Следует отметить, что рассматриваемая нами форма сотрудничества не предусмотрена в нормах российского законодательства, поэтому налицо необходимость приведения национального законодательства в соответствие с международным.

Следующей составляющей международного сотрудничества по уголовным делам является уголовное преследование.

Значение данного вида сотрудничества по уголовным делам трудно переоценить, поскольку уголовное преследование является деятельностью, в ходе которой происходит ограничение конституционных прав граждан, а ее результаты, как правило, влекут достаточно серьезные последствия для конкретных лиц.

Договоры о правовой помощи содержат положение о том, что каждое договаривающееся государство по просьбе другого договаривающегося государства возбуждает в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории другого договаривающегося государства. При этом уголовное преследование в запрашиваемом государстве может осуществляться при условии, что деяние является уголовно наказуемым и в этом государстве.

Основанием запроса является невозможность проведения расследования в полном объеме на территории иностранного государства в связи с отсутствием лица, в отношении которого возбуждено или должно быть возбуждено уголовное дело на территории данного иностранного государства.

Необходимость решения вопросов, связанных с уголовным преследованием, возникает также в случаях, когда обвиняемый после совершения преступления скрывается в другом государстве и требуется его выдача, а также при отказе в выдаче.

Так, в случае отклонения государством требования о выдаче лица оно должно осуществить, в соответствии со своим законодательством, уголовное преследование собственных граждан, совершивших преступление на территории другого государства. Инициатором осуществления уголовного преследования при этом выступает страна гражданства такого лица. Но без письменного согласия иностранного государства, под юрисдикцию которого подпадает гражданин, страна его гражданства самостоятельно осуществить уголовное преследование невыданного лица неправомочна. Таким образом, происходит частичная уступка суверенитета иностранному государству с правом этой страны применять свое национальное законодательство при осуществлении уголовного преследования за совершенное преступление вне ее пределов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 139.

Кроме того, к основаниям для уголовного преследования относятся:

наличие в отношении подозреваемого лица первичных материалов или возбужденного уголовного дела;

наличие в собранных материалах убедительных доказательств о совершении гражданином другого государства преступления на территории того государства, которое он покинул;

обладание информацией о нахождении подозреваемого, обвиняемого в стране своего гражданства, а равно достаточное документальное подтверждение гражданства подозреваемого, обвиняемого <1>.

--------------------------------

<1> См.: Табалдиева Ч.С. Досудебное производство по материалам и уголовным делам, поступившим из других государств (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 18.

Следует отметить, что передача уголовного преследования отличается от международной правовой помощи, а также от выдачи лиц и по целям, и по правовым последствиям передачи, и по самой процедуре данной передачи.

Так, при оказании международной правовой помощи уголовное дело возбуждается, расследуется и разбирается по существу в одном государстве - том, которому требуется помощь. Окончательное решение выносится от имени того же государства. Результаты международной правовой помощи не имеют самостоятельного значения вне связи с уголовным делом.

Все сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются через центральные органы договаривающихся государств, которые указаны в соответствующих международных договорах и нормах внутреннего законодательства. На территории Российской Федерации таким центральным органом является Генеральная прокуратура.

Так, в порядке ст. 453УПК РФ Генеральной прокуратурой РФ в 2007 году рассмотрено 165 ходатайств об осуществлении уголовного преследования российских граждан, совершивших преступления за пределами России, а в 2008 г. - 186 таких ходатайств <1>.

--------------------------------

<1> http://genproc.gov.ru/ms

В соответствии с договорами о правовой помощи для осуществления уголовного преследования в центральные органы договаривающихся государств могут поступить как возбужденное уголовное дело, так и материалы уголовного преследования.

При направлении запрашивающим государством возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается запрашиваемым государством в соответствии с его внутренним законодательством. До направления поручения об осуществлении уголовного преследования запрашивающее государство обязано выполнить соответствующий объем следственных действий, который подтверждает законность уголовного преследования этой страной и возможность его продолжения в стране гражданства обвиняемого <1>, а также решить вопрос о продлении сроков следствия, содержания обвиняемых под стражей и возобновлении производства по делу.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 238.

С момента принятия к производству уголовного дела запрашиваемым государством запрашивающее государство не может привлекать подозреваемое, обвиняемое лицо к ответственности за деяние, в связи с которым поставлен вопрос об уголовном преследовании.

Если же в центральные органы договаривающихся государств поступают материалы уголовного преследования, приложенные к запросу об осуществлении уголовного преследования, то они не имеют для правоохранительных органов запрашиваемого государства обязательного процессуального значения, а играют роль носителя информации о совершенном деянии криминального характера, которую надлежит оценивать в соответствии со своим законодательством самостоятельно.

По этому поводу в научной литературе встречается достаточно дискуссионное мнение. Так, Т.Н. Москалькова считает, что просьба компетентных органов зарубежных государств об осуществлении уголовного преследования на территории Российской Федерации должна рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела.

Интерпретируя указанную позицию, Т.Н. Петросян предлагает дополнить ч. 1 ст. 140УПК РФ новым поводом для возбуждения уголовного дела, таким как "запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию" <1>. Такой же точки зрения придерживается и Ч.С. Табалдиева, предлагая включить ходатайство об осуществлении уголовного преследования, поступившего из другого государства, в качестве самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела <2>.

--------------------------------

<1> Бакуновский П.В. Некоторые вопросы уголовного преследования как вида международной правовой помощи по уголовным делам // О состоянии и перспективах научно-практической деятельности органов и подразделений внутренних дел Кировской области: Материалы Второй научно-практической конференции. Киров, 2009. С. 64 - 65.

<2> См.: Табалдиева Ч.С. Досудебное производство по материалам и уголовным делам, поступившим из других государств (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 21.

Мы разделяем позицию П.В. Бакуновского в том, что данная точка зрения является спорной. По своему правовому смыслу просьба (запрос, поручение) иностранного государства о возбуждении уголовного преследования охватывается содержанием п. 3 ч. 1 ст. 140УПК РФ - "сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников". Под иным источником и понимается обращение иностранного государства <1>.

--------------------------------

<1> Бакуновский П.В. Некоторые вопросы уголовного преследования как вида международной правовой помощи по уголовным делам // О состоянии и перспективах научно-практической деятельности органов и подразделений внутренних дел Кировской области: Материалы Второй научно-практической конференции. Киров, 2009. С. 65.

Следует отметить, что при осуществлении уголовного преследования возможен выход за пределы установления обстоятельств, указанных в запросе. В данном случае, на наш взгляд, эта ситуация должна разрешаться на основании положений международных договоров о том, что осуществление уголовного преследования и расследование уголовного дела производится, как правило, в соответствии с внутренним законодательством договаривающихся государств. На территории Российской Федерации это означает, что органы предварительного расследования России не должны быть связаны рамками требований о привлечении к уголовной ответственности конкретных лиц за определенные деяния. Следователи или органы дознания вправе предъявить обвинение большему числу лиц, чем это содержится в запросе об осуществлении уголовного преследования, а также выдвинуть обвинение в отношении иных граждан РФ, находящихся за рубежом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 68 - 69.

Таким образом, основаниями направления запроса об уголовном преследовании являются наличие следующих условий: совершившее преступление лицо должно иметь гражданство Российской Федерации; преступление должно быть им совершено на территории иностранного государства; лицо, совершившее преступление, должно возвратиться на территорию Российской Федерации. Только при наличии этих условий российская сторона будет рассматривать вопрос об осуществлении уголовного преследования.

В международно-правовых актах и УПКРФ недостаточно четко урегулирован порядок направления материалов дела для осуществления уголовного преследования. Не указан перечень оснований для передачи дел, не определен порядок исчисления и продления срока предварительного расследования по делам, по которым необходимо осуществление уголовного преследования в другом государстве. Кроме того, не отражена техническая сторона направления уголовных дел для осуществления уголовного преследования. Данные пробелы в законодательстве, несомненно, отрицательно отражаются на качестве расследования уголовных дел.

Сохраняются определенные неясности и в вопросах о правовых последствиях направления уголовного дела для досудебного производства в другое государство.

Так, после принятия просьбы об осуществлении уголовного преследования компетентные органы запрашивающего государства не могут вести производство в отношении того же лица за одно и то же деяние, если только в запросе не оговорено, что запрашивающее государство может возобновить производство в случае уведомления его запрашиваемой Стороной об отказе в возбуждении или прекращении производства <1>.

--------------------------------

<1> Данное положение нашло свое отражение практически во всех Международных договорах и Конвенциях и является реализацией международного принципа nebis in idem (дважды за одно и то же не наказывать (лат.)). Указанный принцип подтверждается и реализуется посредством ч. 2 ст. 6ист. 12УК РФ.

В этой связи представляется интересным, хотя и не бесспорным, предложение Ч.С. Табалдиевой о включении в перечень оснований для прекращения уголовного дела, предусмотренных ч. 1 ст. 24УПК РФ, передачу уголовного дела в другое государство <1>.

--------------------------------

<1> См.: Табалдиева Ч.С. Досудебное производство по материалам и уголовным делам, поступившим из других государств (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 19 - 20.

Одной из важнейших составляющих международного сотрудничества по уголовным делам является выдача (экстрадиция)лиц.

Под выдачей лица (или экстрадицией) понимается процедура "передачи для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится данное лицо, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является данное лицо" <1>. Выдача связана с заключением под стражу выдаваемого лица. Вследствие этого она всегда затрагивает не только суверенитет, интересы государства, но и существенные права и свободы человека. В связи с этим экстрадиция является одним из основных видов международного сотрудничества по уголовным делам и наиболее сложным по исполнению мероприятием.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарийк Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (7-е издание, переработанное и дополненное).

<1> См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2001. С. 27.

Взаимоотношения государств по вопросам выдачи (экстрадиции) регулируются:

международными конвенциями и договорами о правовой помощи (Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с двумя Дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг., Минская конвенция1993 г., Кишиневская конвенция 2001 г.), которые предусматривают возможность выдачи лиц, совершивших преступления, в соответствии с порядком и на условиях, определенных договаривающимися сторонами;

национальным законодательством договаривающихся государств. В Российском законодательстве ст. ст. 460-468УПК РФ, которые в одностороннем порядке определяют общие правила экстрадиции, а также полномочное учреждение или должностное лицо, которые решают связанные с выдачей вопросы.

Наряду с этим фактически применяется международная вежливость, согласно которой удовлетворение запроса о выдаче является актом добровольного решения одного государства по отношению к другому, в том числе в расчете на взаимное оказание такого рода правовой помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 137.

Сегодня Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регулирующие вопросы выдачи с 64 государствами <1>.

--------------------------------

<1> http://genproc.gov.ru/ms (по состоянию на 23 апреля 2010 г.).

Вопрос о выдаче может быть поставлен только при наличии следующих условий:

запрашивающее государство в соответствии со своим внутренним законодательством полномочно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении лица, выдача которого требуется;

совершенное преступление должно быть наказуемо лишением свободы по закону как запрашиваемого, так и запрашивающего государства;

совершенное деяние должно предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание, когда выдача запрошена для привлечения к уголовной ответственности, и не менее шести месяцев лишения свободы или более тяжкое наказание, если требуется выдача для исполнения приговора суда, вступившего в законную силу.

В случае поступления запроса от нескольких договаривающихся государств о выдаче одного и того же лица запрашиваемое государство самостоятельно решает вопрос о том, какое из этих запросов подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 17 Европейской конвенции о выдаче, при принятии решения должны учитываться все обстоятельства: тяжесть преступления, место его совершения, дата поступления запросов, гражданство лица, возможность его последующей выдачи другому государству.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В частности, Указами Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 1799иN 1800Генеральная прокуратура была назначена центральным органом, ответственным за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи, и положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.), касающихся международного сотрудничества.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках СНГ Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.)

Генеральная прокуратура направляет в иностранные государства запросы о выдаче (экстрадиции) лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решение о выдаче лиц из Российской Федерации по запросам иностранных государств и международных уголовных трибуналов (судов).

Органы расследования непосредственно решений о выдаче не принимают. Их функции при исполнении запроса о выдаче ограничиваются совершением действий, связанных с арестом (если он поручается следственным органам), решением вопросов о продлении сроков содержания под стражей, проведением попутных следственных мероприятий (например, судебно-психиатрических экспертиз выдаваемых, ареста имущества), обеспечением лица защитником.

Сотрудничество Генпрокуратуры России с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи за последние годы заметно активизировалось.

Так, в 2006 г. Генпрокуратурой России в компетентные органы иностранных государств было направлено 423 запроса о выдаче лиц, в 2007 г. - 463, а в 2008 г. - 517.

В 2006 г. удовлетворено 225 российских запросов о выдаче лиц, в 2007 г. - 283, в 2008 г. - 284, при этом более чем в два раза выросло число удовлетворенных запросов из государств, не входящих в СНГ.

Генпрокуратурой России приняты решения о выдаче компетентным органам иностранных государств: в 2006 г. - в отношении 1064 лиц, в 2007 г. - 1101 лица, а в 2008 г. - 1173 лиц (большинство запросов поступают из Украины, Республики Узбекистан, Республики Беларусь) <1>.

--------------------------------

<1> http://genproc.gov.ru/ms (по состоянию на 23 апреля 2010 г.).

В соответствии с международным законодательством и УПКРФ для направления за рубеж запроса о выдаче органами расследования должны быть установлены событие преступления, время и место его совершения, лицо, совершившее уголовно наказуемое лишением свободы деяние; собраны достаточные доказательства, изобличающие лицо, подлежащее выдаче, в совершении преступления; вынесено постановление о привлечении подлежащего выдаче лица в качестве обвиняемого.

Одним из основных вопросов, подлежащих тщательному выяснению при рассмотрении полученного запроса о выдаче или при направлении аналогичного запроса, является установление гражданской принадлежности запрошенного к выдаче лица.

Еще одной составляющей международного сотрудничества по уголовным делам является передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Под передачей лица, осужденного к лишению свободы, следует понимать передачу осужденного, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является (ст. 469УПК РФ).

Основанием для сотрудничества РФ с иностранными государствами по вопросам передачи лица, осужденного судом к лишению свобода, для отбытия наказания в государстве, гражданином которого оно является, служит международный договор РФ.

На сегодняшний день Россия имеет всего несколько международных договоров о передаче осужденных для отбывания наказания, заключенных с Азербайджанской Республикой, Туркменистаном, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Финляндской Республикой и Королевством Испания.

Российская Федерация является участницей Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г., а также Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г. с Дополнительным протоколом от 18 декабря 1997 г.

Основания и порядок рассмотрения судами вопросов, связанных с передачей лиц осужденных к лишению свободы, а также признанием и исполнением приговоров судов иностранных государств в Российской Федерации, регламентированы главой 55УПК РФ.

Если договорных обязательств не имеется, то передача осуществляется на основании письменного соглашения Генерального прокурора РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства на основе принципа взаимности.

Таким образом, передача осужденного лица для отбытия наказания в государство гражданства - это, с одной стороны, добровольный акт передающего государства, основанный на принципе гражданства и вступившем в законную силу судебном решении, принятом в соответствии с международным договором, а с другой - добровольное признание и исполнение принимающим осужденное лицо государством приговора иностранного уголовного суда в максимальном соответствии в части, касающейся вида, меры, порядка и условий отбытия наказания, определенного передаваемому лицу.

Передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в страну их гражданства способствует интересам правосудия и возвращения лиц, отбывающих наказание, к нормальной жизни в обществе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Калугин А.Г., Шинкевич Д.В. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: вопросы теории и практики: Учебное пособие. Красноярск: СЮИ МВД России, 2008. С. 168 - 170.

Рассмотрение данного направления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства выходит за рамки проводимых нами изысканий и является объектом самостоятельного исследования.

Международное сотрудничество по уголовным делам как деятельность является важной сферой международных отношений, обеспечивает международно-правовой и внутригосударственный порядок, способствует достижению назначения уголовного судопроизводства договаривающихся государств. Такое сотрудничество представляет собой специфическую деятельность государств в лице своих правоохранительных органов, осуществляющих расследование преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств. Объем, основные направления и формы такого сотрудничества определяются содержанием и особенностями международной и внутригосударственной преступности, а также политикой различных государств при оказании правовой помощи по уголовным делам, развитостью правовой системы этих государств, степенью их включенности в международные отношения.

При этом следует отметить, что международное сотрудничество по уголовным делам должно осуществляться при взаимодействии достаточно противоречивых факторов <1>:

--------------------------------

<1> См.: Цепелев В.Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: уголовно-правовые, криминологические и организационно-правовые аспекты: Монография. М., 2001. С. 22.

а) при сохранении государственного суверенитета, недопустимости вмешательства во внутренние дела государств;

б) при компромиссных договоренностях и соглашениях, неизбежно ведущих к самоограничению, ущемлению суверенитета государств;

в) при неизменном соблюдении основных прав и свобод граждан, гарантированных международно-правовыми актами и внутригосударственным законодательством.