logo
Международное право

§ 3. Классификация субъектов международного сотрудничества

по уголовным делам

Вопрос о субъектах уголовного процесса имеет большое значение для правильной организации борьбы с преступностью и для правильного ведения уголовного судопроизводства, которое обеспечило бы быстрое и полное раскрытие преступлений, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Максимальное достижение назначения уголовного судопроизводства в настоящее время объективно вызывает необходимость в международном сотрудничестве по уголовным делам, непосредственным содержанием которого является получение и оказание правовой помощи по уголовным делам, осуществление уголовного преследования, выдача (экстрадиция) лиц, совершивших преступление.

В качестве субъектов международного сотрудничества по уголовным делам как на национальном, так и на международном уровне выступают не только субъекты уголовного судопроизводства, но и уполномоченные на то различные органы государства, межгосударственные организации и их должностные лица, другие участники.

Среди ученых процессуалистов нет единого мнения относительно понятия и круга субъектов, осуществляющих международное сотрудничество по уголовным делам.

Так, по мнению В.В. Щербакова, субъектом международного сотрудничества по уголовным делам являются сами государства. "Именно Российская Федерация обладает правами и обязанностями, которые установлены межгосударственными договорами" <1>. Данное утверждение он обосновывает следующим образом: "Полномочия Российской Федерации в сфере сотрудничества не следует отождествлять с полномочиями отдельного ведомства из системы правоохранительных органов, а также с полномочиями отдельного органа предварительного расследования. Это означает, что правоохранительные органы не могут заключать международных договоров межведомственного характера, затрагивающих международную правовую помощь, выдачу (экстрадицию), передачу уголовного судопроизводства.

--------------------------------

<1> Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 80.

Международные договоры, определяющие международное сотрудничество по уголовным делам, не устанавливают правил производства уголовно-процессуальных действий на территории России, не обращены непосредственно к российским органам предварительного расследования. Органы предварительного расследования каждой страны, взаимодействуя друг с другом, непосредственно не осуществляют международное сотрудничество. Поэтому органы предварительного расследования непосредственно не применяют международные договоры. Они применяют процессуальный закон, определяющий их компетенцию и порядок деятельности, тем самым обеспечиваются международные обязательства России в сотрудничестве по уголовным делам" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 11 - 12.

Однако такое утверждение носит противоречивый характер. Как, например, органы предварительного расследования разных стран могут взаимодействовать друг с другом и при этом не сотрудничать или не применять международные договоры, если в ч. 3 ст. 1УПК РФ прямо закреплено, что "...международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство..."? Именно в лице своих компетентных органов государство реализует взятые на себя обязательства по международным договорам. От взаимной, основанной на международном и внутригосударственном законодательстве, деятельности соответствующих компетентных органов договаривающихся государств зависит конечный результат такого сотрудничества.

В результате международного сотрудничества у государств возникают обязанности, выполнение которых невозможно без адекватных уголовно-процессуальных отношений.

В.Ш. Табалдиева под субъектом правовой помощи <1> по уголовным делам понимает "носителя (индивида или организацию) юридических прав и обязанностей, фактически реализуя которые, он способен вступать в общественные отношения, урегулированные нормами международного и уголовно-процессуального права, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере международной правовой помощи по уголовным делам" <2>. Однако данное определение не в полной мере отражает сущность рассматриваемого понятия.

--------------------------------

<1> Следует отметить, что ученые процессуалисты, рассматривая указанный вопрос, употребляют словосочетание "субъект правовой помощи", при этом имея в виду и другие виды международного сотрудничества по уголовным делам: уголовное преследование и выдачу (экстрадицию) лиц.

<2> Табалдиева В.Ш. Понятие уголовно-процессуального статуса субъектов международной правовой помощи по уголовным делам // Российский следователь. N 9. 2004. С. 12.

В связи с этим наиболее удачным представляется определение, данное О.А. Зайцевым и П.В. Фадеевым, согласно которому "субъектами правовой помощи в уголовном процессе являются предусмотренные национальными и международными нормами права государственные и межгосударственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, а также принимающие в нем участие физические и юридические лица, уполномоченные выполнять определенные уголовно-процессуальные функции или участвовать в их реализации, наделенные соответствующими правами и обязанностями, вступающие в уголовно-процессуальные отношения друг с другом в целях обеспечения защиты прав и свобод личности при выявлении преступлений, их расследовании и судебном разбирательстве, а также реализации приговоров и иных решений" <1>.

--------------------------------

<1> Зайцев О.А., Фадеев П.В. О понятии и отличительных признаках субъекта правовой помощи в уголовном процессе // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 13.

Аналогичное мнение было высказано Р.С. Тамаевым, который указал, что "субъектами международной правовой помощи в сфере уголовного процесса являются предусмотренные законом государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, а также принимающие в нем участие физические и юридические лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями, вступающие в уголовно-процессуальные отношения" <1>.

--------------------------------

<1> Тамаев Р.С. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью (политические проблемы законодательного регулирования правовой помощи): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 51.

Процессуальное положение, компетенция, права и обязанности различных субъектов международного сотрудничества по уголовным делам неравнозначны. Одни осуществляют уголовное судопроизводство по делу, другие участвуют в нем на протяжении всего процесса или в отдельной стадии или лишь в некоторых следственных и/или иных процессуальных действиях. Далеко не все участники имеют свой личный или представляемый интерес в деле. Субъектами международного сотрудничества по уголовным делам выступают и лица, только содействующие соответствующим органам в осуществлении уголовно-процессуальных действий. Таким образом, степень, цель участия, особенности в характере и направлении деятельности каждого из участников процесса служат основанием для их соответствующей классификации.

В юридической литературе рассматриваются различные основания классификации субъектов международного сотрудничества по уголовным делам и в связи с этим предлагаются различные системы их классификации. Например, Р.С. Тамаев разделяет всех субъектов международного сотрудничества по уголовным делам на 3 группы в зависимости от цели участия в процессе, направления деятельности, отношения к результатам производства по делу.

Первую группу составляют государственные органы и должностные лица, уполномоченные на производство уголовно-процессуальной деятельности и, соответственно, на оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам в случае нарушения их прав и свобод. К ним относятся: суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, консул.

Вторая группа субъектов включает лиц, заинтересованных в исходе дела и отстаивающих охраняемые законом собственные, защищаемые или представляемые интересы (обвиняемый, подозреваемый, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и защитник).

К третьей группе субъектов международной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства относятся лица, привлекаемые к участию в следственных и судебных действиях в связи с процессом доказывания или выполнением различных вспомогательных задач (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тамаев Р.С. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью (политические проблемы законодательного регулирования правовой помощи): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 51.

Данная классификация применима к субъектам международного сотрудничества по уголовным делам лишь со стороны Российской Федерации. В этой связи более удачной представляется классификация, данная А.Г. Волеводз, согласно которой деятельность по получению и оказанию помощи в досудебном производстве и судебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел осуществляют: 1) орган дознания, следователь, прокурор, суд; 2) компетентные органы и должностные лица иностранных государств с аналогичным процессуальным статусом или определенные для международного сотрудничества внутригосударственным законодательством; 3) международные организации, среди которых полномочиями в уголовно-процессуальной сфере обладают только международные суды <1>.

--------------------------------

<1> Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 64.

Вместе с тем предложенные классификации субъектов не являются достаточно полными. Анализ национального процессуального законодательства, норм международного права позволяет выделить и ряд других участников, обладающих признаками субъекта международного сотрудничества по уголовным делам.

В связи с этим предлагается следующая классификация субъектов международного сотрудничества по уголовным делам <1>.

--------------------------------

<1> Данная классификация отражает круг субъектов, участвующих только в ходе предварительного расследования.

1. Субъекты, уполномоченные на осуществление международного сотрудничества по уголовным делам:

а) субъекты, осуществляющие международное сотрудничество по уголовным делам.

В данную группу входят государственные органы и должностные лица, которые осуществляют производство по делу. Это относится и к компетентным органам и должностным лицам иностранного государства, которые обладают соответствующими полномочиями. Они участвуют в уголовном процессе от имени государства и принимают решения о начале, направлении и судьбе уголовного дела. Уголовно-процессуальное законодательство наделяет эти органы широкими властными полномочиями, возлагает на них выполнение соответствующих процессуальных функций, всю полноту ответственности за ход и исход уголовного дела (суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, начальник подразделения дознания, орган дознания, дознаватель).

В качестве субъектов, осуществляющих международно-правовую помощь, можно назвать глав консульских представительств и дипломатических учреждений, а также их должностных лиц. Они призваны оказывать содействие своим согражданам в защите их прав, свобод и интересов, наделены процессуальными полномочиями при расследовании преступлений, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений;

б) субъекты, содействующие в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.

В части 5УПК РФ, посвященной международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, названы участники, целью которых является содействие в оказании международной правовой помощи и обеспечение международного сотрудничества между компетентными органами и должностными лицами иностранных государств. К ним относятся: Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ и др. Особенностью этих участников является отсутствие в их компетенции полномочий по расследованию и разрешению уголовных дел.

Субъектами международного сотрудничества по уголовным делам также являются Президент РФ, Правительство РФ, Интерпол, межгосударственные и международные организации и др. Их деятельность регламентируется национальным законодательством, нормами международного права, международными договорами. Данные субъекты не являются участниками уголовного процесса, но в связи с возложенными на них полномочиями оказывают содействие в выполнении процессуальных действий, обеспечивают сотрудничество между компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.

2. Субъекты, участвующие в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам:

а) субъекты, наделенные правом участия в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.

Данную группу составляют субъекты, которые привлекаются или допускаются к участию в уголовно-процессуальной деятельности с целью защиты своих или представляемых ими прав и законных интересов. К ним относятся: осужденный, подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители и законные представители. Законодатель наделяет этих лиц такими процессуальными правами, совокупность которых создает для них возможность активного участия в судопроизводстве, закрепляет такую разветвленную систему гарантий, которая обеспечивает реальную защиту их прав и законных интересов;

б) субъекты, привлекаемые к участию в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.

Сюда относятся субъекты, которые обладают значительно меньшим объемом прав, не имеют своего или представляемого интереса в деле и привлекаются к участию в процессе или для сообщения сведений об обстоятельствах, имеющих значение по уголовному делу (свидетели), или для применения специальных познаний (эксперт, специалист), или для оказания содействия компетентным органам в какой-либо иной форме (понятой, переводчик, статист и др.).

Следует сказать, что указанные участники процесса привлекаются при производстве по уголовным делам эпизодически, но тем не менее они участвуют в процессуальных действиях, могут нести процессуальную ответственность, подписывают процессуальные документы, имеют право делать заявления, имеющие процессуальное значение, обжаловать касающиеся их действия и решения органов, ответственных за ведение и разрешение уголовных дел, т.е. вступают в уголовно-процессуальные отношения.

Уголовно-процессуальное законодательство России недостаточно полно регламентирует деятельность некоторых субъектов международного сотрудничества по уголовным делам.

Так, во многих международных договорах РФ содержатся нормы о возможном участии представителей иностранного государства при производстве процессуальных действий на территории России. Анализируя указанные нормы, можно выделить следующие формы такого участия.

1. Участие сотрудников иностранных учреждений юстиции в качестве свидетелей и экспертов при производстве процессуальных действий.

Деятельность указанных лиц в действующем УПКРФ специально не регламентирована; правовое положение сотрудников иностранных учреждений юстиции определяется общими правилами УПК РФ о статусе свидетелей и экспертов. Дополнительные гарантии этим участникам процесса установлены нормами международного права.

2. Присутствие сотрудников зарубежных правоохранительных органов при производстве отдельных процессуальных действий в порядке правовой помощи.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству России предусмотрена лишь сама возможность участия указанных лиц при исполнении запроса о правовой помощи (ч. 3 ст. 457УПК РФ "при исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства..."). При этом не указан порядок оформления их участия в совершении процессуальных действий. Права и обязанности, объем их полномочий определяются в соответствии с международным договором РФ с тем иностранным государством, чей запрос исполняется, или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.

А между тем сотрудники зарубежных правоохранительных органов выполняют в уголовном процессе определенные задачи (содействуют осуществлению правосудия, оказывают помощь в сборе и оформлении доказательств и т.д.); участвуют в реализации функций иных субъектов процесса (следователя, прокурора и др.); наделены правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм. То есть представитель иностранного государства обладает признаками, которые позволяют считать его субъектом, участвующим в международном сотрудничестве по уголовным делам.