72. Порядок отзыва депутата Палаты Представителей и члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей, не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 130.Право возбуждения вопроса об отзыве депутата принадлежит избирателям избирательного округа (далее – округ), от которого избран депутат.
Статья 131.Вопрос об отзыве депутата может быть возбужден на собрании избирателей округа, от которого избран депутат.Собрания избирателей могут проводиться как по месту их жительства, так и в организациях, расположенных в пределах округа. Инициировать созыв собрания имеет право группа избирателей, проживающих на территории округа, от которого избран депутат, в количестве не менее:150 избирателей – по вопросу об отзыве депутата Палаты представителей. Инициаторы созыва собрания избирателей обращаются к председателю местного Совета депутатов, на территории которого планируется провести собрание избирателей, с письменным заявлением о созыве такого собрания по месту их жительства, а о созыве собрания избирателей в организации – к ее администрации.
Статья 132.Собрание избирателей по месту жительства при возбуждении вопроса об отзыве депутата правомочно, если в нем принимают участие проживающие на территории округа избиратели в количестве не менее:300 избирателей – при возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей. Инициаторы созыва собрания не позднее 10 дней до проведения собрания избирателей обязаны письменно уведомить депутата, в отношении которого они намерены возбудить вопрос об отзыве, а также сообщить соответственно в Палату представителей. Перед началом собрания избирателей проводится регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства. Каждый участник собрания собственноручно расписывается в списке избирателей, принимающих участие в собрании.
На собрании избирателей избирается президиум в составе председателя, секретаря и членов и при необходимости – счетная комиссия. Инициативная группа образуется в количестве не менее пяти человек. На собрании избирается руководитель инициативной группы. Решение собрания принимается большинством голосов. Собрания должны проводиться в течение тридцатидневного срока со дня регистрации первой инициативной группы. О проведении собрания избирателей составляется протокол. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и с приложенными к нему списками участников собрания и состава инициативной группы не позднее чем в пятидневный срок представляется в: Центральную комиссию – при возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей.
Статья 133.В случае болезни депутата, что должно быть подтверждено соответствующим документом, собрание избирателей по письменному заявлению депутата переносится на другую дату, но не позднее 15 дней со дня его выздоровления. Собрание избирателей может быть проведено независимо от состояния здоровья депутата по истечении четырех месяцев со дня намеченной первой даты собрания. Собрание избирателей может быть перенесено по просьбе его инициаторов на любую другую дату, если на это имеется письменное согласие депутата.
Статья 134.Центральная комиссия, соответствующая территориальная избирательная комиссия в пятнадцатидневный срок после поступления необходимых документов регистрирует инициативную группу или может принять решение об отказе в ее регистрации, если при возбуждении вопроса об отзыве депутата не был соблюден порядок, установленный разделом VIII настоящего Кодекса. Отказ в регистрации инициативной группы по отзыву депутата Палаты представителей может быть обжалован в трехдневный срок со дня принятия решения об отказе руководителем инициативной группы в Верховный Суд Республики Беларусь. О регистрации инициативной группы Центральная комиссия в двухдневный срок сообщает в Палату представителей.
Статья 135.Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принятое на собрании избирателей, должны поддержать не менее 20 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующего округа.
Срок сбора подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата – 45 дней со дня получения свидетельства о регистрации инициативной группы. Протокол о результатах сбора подписей не позднее чем в трехдневный срок передается в: Центральную комиссию – при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП.
Статья 138.Центральная комиссия, в течение 15 дней со дня поступления необходимых документов (протоколов, подписных листов) вправе провести выборочную или полную проверку соблюдения требований раздела VIII настоящего Кодекса при возбуждении вопроса об отзыве депутата. Если установлено, что всё проведено в соответствии с требованиями раздела VIII настоящего Кодекса, Центральная комиссия принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата Палаты представителей. Голосование назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.
Статья 141. Порядок проведения голосования об отзыве депутата и подведения его итогов
Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании об отзыве депутата. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании. Отзыв депутата считается отклоненным, если за отзыв проголосовало менее половины избирателей округа, принявших участие в голосовании. Протокол окружной комиссии по проведению голосования об отзыве депутата Палаты представителей немедленно направляется в Центральную комиссию. Центральная комиссия, соответствующая территориальная комиссия по истечении пяти дней со дня голосования, если более половины избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовало за отзыв депутата и не имеется оснований для рассмотрения вопроса о признании результатов голосования недействительными, принимает решение о признании депутата отозванным избирателями.
Решение Центральной комиссии по результатам голосования об отзыве депутата Палаты представителей в трехдневный срок со дня принятия может быть обжаловано депутатом, руководителем инициативной группы в Верховный Суд Республики Беларусь.
Порядок отзыва члена СР
Статья 143.Член Совета Республики, не оправдавший оказанного ему доверия, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом обязанностей члена Совета Республики, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих члена Совета Республики, может быть отозван.
Статья 144.Инициировать возбуждение вопроса об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, города Минска, могут:
1.президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и районный, городской исполнительный комитет, выдвигавшие кандидата в члены Совета Республики, – перед президиумом областного Совета депутатов и областным исполнительным комитетом;
2.не менее 10 депутатов Минского городского Совета депутатов – перед президиумом Минского городского Совета депутатов и Минским городским исполнительным комитетом.
Материалы по инициированию возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики направляются: по отзыву члена Совета Республики, избранного от области, – в президиум областного Совета депутатов и областной исполнительный комитет; по отзыву члена Совета Республики, избранного от города Минска, – в президиум Минского городского Совета депутатов и Минский городской исполнительный комитет.
Статья 145. О дате, времени и месте рассмотрения письменно сообщается члену Совета Республики не позднее чем за 15 дней до проведения заседания.
Совместное заседание президиума областного, Минского городского Совета депутатов и областного, Минского городского исполнительного комитета считается правомочным, если в нем приняло участие не менее двух третей соответственно от состава президиума и исполнительного комитета. Решение совместного заседания, содержащее мнение этих органов об инициативе о возбуждении вопроса об отзыве члена Совета Республики, принимается большинством голосов от их состава. Протокол заседания со всеми имеющимися материалами направляется в Центральную комиссию для заключения о соблюдении требований раздела IX настоящего Кодекса при инициировании возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.
Статья 146. Центральная комиссия в десятидневный срок после поступления протокола рассматривает этот вопрос на своем заседании, утверждает заключение и немедленно направляет его в президиум областного, Минского городского Совета депутатов и областной, Минский городской исполнительный комитет.
Статья 147. О дате, времени и месте проведения заседания не позднее чем за 15 дней до заседания письменно уведомляется член Совета Республики, который вправе присутствовать на этом заседании или направить для участия в нем уполномоченное им лицо (лиц). На собрании они принимают решение о возбуждении вопроса об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, города Минска, и о назначении дня голосования о его отзыве.
Статья 148.Голосование об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, города Минска, назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.
Статья 150.Заседание депутатов считается правомочным, если в нем принимает участие более половины от общего числа депутатов, избранных в местные Советы депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов. При этом в заседании депутатов должны принять участие не менее одной четверти депутатов от каждого местного Совета депутатов базового уровня области. Для обеспечения работы заседания депутатов избираются президиум, секретариат и счетная комиссия.
Статья 151. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются ее председателем. По результатам голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всем составом счетной комиссии.
Отзыв члена Совета Республики считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины от общего числа депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов и за отзыв проголосовало более половины депутатов, принявших участие в голосовании. В случае равенства голосов, поданных за и против отзыва члена Совета Республики, он сохраняет свои полномочия. Протокол счетной комиссии и другие материалы по отзыву члена Совета Республики в двухдневный срок передаются в Центральную комиссию.
Статья 152.Центральная комиссия по истечении 10 дней со дня голосования принимает решение о признании члена Совета Республики отозванным и сообщает об этом в Совет Республики. Решение Центральной комиссии в трехдневный срок может быть обжаловано членом Совета Республики в Верховный Суд Республики Беларусь.
- 1.Понятие, предмет и основные тенденции развития конституционного права как отрасли права в Республике Беларусь.
- 2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь и его соотношение с другими отраслями права.
- 3. Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности. Конституционно-правовые институты.
- 4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, содержание.
- 5. Источники конституционного права Республики Беларусь, их общая характеристика.
- 6. Конституционное право как наука: предмет, методы, этапы развития. Конституционное право как учебная дисциплина
- 8. Конституция в правовой системе Республики Беларусь: сущность, значение, юридические свойства и функции.
- 2.2 Место Конституции в правовой системе Республики Беларусь
- 9. Конституционное развитие Беларуси (характеристика Конституций бсср 1919, 1927, 1937, 1978 годов и Конституции Республики Беларусь 1994 г.).
- 11. Понятия общественного, конституционного и государственного строя, их соотношение.
- 13. Конституционные основы политической системы общества как элемента конституционного строя Республики. Государство – важнейший элемент политической системы.
- 14. Понятие, виды и правовое положение политических партий в Республике Беларусь
- 16. Конституционные основы полновластия народа, формы демократии в Республике Беларусь.
- 4. Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются:
- 17. Республика Беларусь - правовое государство
- 19. Республика Беларусь - светское государство.
- 20. Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Характеристика конституционных форм собственности.
- 21. Конституционные основы социальной системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь.
- 22. Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Суверенитет народа, нации.
- 23. Государственный суверенитет Республики Беларусь: понятие, элементы и гарантии. Государственные символы Республики Беларусь
- 27. Гражданство Республики Беларусь: понятие, социально-политическое значение и принципы.
- 28. Способы, условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Восстановление в гражданстве.
- 29. Способы, условия и порядок прекращения гражданства Республики Беларусь.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация (по Закону):
- 30. Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
- 31. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Особенности правового положения беженцев в Республике Беларусь.
- 33. Классификация основных прав и свобод.
- 34. Личные права и свободы: их содержание и гарантии. Конституционные основы права на жизнь.
- 35. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
- 2. Право избирать и быть избранным
- 3. Право на обращение в государственные органы
- 4. Свобода объединений
- 5. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
- 6. Свобода печати и информации
- 7. Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах
- 36. Социально-экономические и культурные права личности: их содержание и гарантии.
- 37. Механизм и пределы реализации основных прав и свобод личности в Республике Беларусь.
- 38. Понятие, значение и классификация гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
- 39. Административно-территориальное деление Республики Беларусь: понятие, принципы, виды административно-территориальных и территориальных единиц.
- 40. Населенные пункты в Республике Беларусь: понятие, критерии, виды. Статус столицы Республики Беларусь.
- 41. Понятие, признаки, виды органов государственной власти, принципы организации и деятельности государственного аппарата в Республике Беларусь.
- 42. Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь.
- 43. Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь.
- 44. Принципы избирательного права в Республике Беларусь. Избирательные цензы.
- 45. Избирательный процесс и его стадии в Республике Беларусь. Понятие и виды выборов.
- 46. Избирательные комиссии в Республике Беларусь: система, полномочия, организация работы.
- 47. Порядок образования избирательных округов и избирательных участков в Республике Беларусь. Списки избирателей, их значение и порядок составления.
- 48. Выдвижение кандидатов в депутаты и предвыборная агитация в Республике Беларусь.
- 49. Порядок голосования и подведения итогов выборов в Республике Беларусь. Повторные выборы. Дополнительные выборы.
- 50. Ответственность за нарушение законодательства о выборах в Республике Беларусь.
- 51. Референдум в Республике Беларусь: понятие, правовые основы, виды.
- 52. Порядок подготовки, назначения и проведения референдума в Республике Беларусь. Юридическая сила решений, принятых референдумом.
- 53. Республиканские референдумы 1995, 1996, 2004 годов в Республике Беларусь.
- 54. Понятие главы государства. Природа и развитие конституционно-правового института президентуры в Республике Беларусь.
- 55. Порядок избрания Президента Республики Беларусь и вступления его в должность.
- 56. Срок полномочий Президента Республики Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.
- 57. Правомочия Президента Республики Беларусь. Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь.
- 58. Компетенция Президента в законодательном процессе.
- 59. Акты Президента Республики Беларусь (виды, порядок издания и вступления в силу, соотношение с другими законодательными актами по юридической силе).
- 61. Правовое положение Администрации Президента Республики Беларусь.
- 62. Национальное собрание – представительный и законодательный орган Республики Беларусь: конституционно-правовой статус, функции, срок полномочий, структура, порядок формирования.
- 63. Организационно-правовые формы работы Национального собрания Республики Беларусь, его палат. Сессии Парламента. Взаимодействие палат Национального собрания.
- 64. Органы палат Парламента: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 65. Компетенция Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 66. Контрольные полномочия Парламента Республики Беларусь.
- 67. Взаимодействие Президента и Парламента в Республике Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий палат Парламента Республики Беларусь.
- 68. Акты Парламента Республики Беларусь: понятие, виды, порядок принятия и вступления в силу. Классификация законов.
- 69. Законодательный процесс и его стадии в Республике Беларусь.
- 70. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Основные гарантии депутатской деятельности.
- 71. Формы деятельности депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 72. Порядок отзыва депутата Палаты Представителей и члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 73. Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти Республики Беларусь.
- 74. Порядок формирования, структура, состав, основания и порядок отставки, ответственность Совета Министров Республики Беларусь.
- 75. Организация деятельности и формы работы Совета Министров Республики Беларусь.
- 76. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь.
- 77. Акты Правительства Республики Беларусь: понятие, характерные черты, виды, порядок принятия и вступления в силу.
- 78. Взаимодействие Правительства и Президента, Правительства и Парламента в Республике Беларусь.
- 79. Понятие, особенности и формы проявления судебной власти. Конституционные принципы правосудия в Республике Беларусь.
- 80. Конституционные основы системы судоустройства в Республике Беларусь. Правовой статус судьи и гарантии его деятельности в Республике Беларусь.
- 82. Конституционный Суд Республики Беларусь: понятие, место и роль в судебной системе государства; порядок формирования, состав. Правовой статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 83. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 84. Конституционное производство в Конституционном Суде Республики Беларусь.
- 85. Решения Конституционного Суда: понятие, виды, реализация и контроль за их исполнением.
- 86. Конституционно-правовые основы местного управления в Республике Беларусь.
- 87. Понятие, теории сущности и модели организации местного управления и самоуправления.
- 88. Система органов местного управления в Республике Беларусь: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 89. Понятие, основы и принципы местного самоуправления в Республике Беларусь. Основные исторические этапы развития местного самоуправления на белорусских землях.
- 91. Органы территориального общественного самоуправления и иные формы местного самоуправления в Республике Беларусь (собрания граждан, местные референдумы).
- 92. Конституционные основы органов прокурорского надзора в Республике Беларусь.
- 93. Порядок образования, подчиненность и компетенция Комитета государственного контроля.