23. Государственный суверенитет Республики Беларусь: понятие, элементы и гарантии. Государственные символы Республики Беларусь
Государственный суверенитет – это верховенство гос власти, самостоятельность и независимость государства в ее осуществлении как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.
1)Верховенство гос. власти – гос власть распространяется на всю территорию страны. Государство имеет право на регламентацию деятельности всех общественных объединений, находящихся на территории страны, а также подчинять себе действия и поведение всех граждан и неграждан страны.
2) Самостоятельность или независимость – государство по своему усмотрению определяет внутреннюю и внешнюю политику.
Признаки суверенитета:
-
Территориальное верховенство и целостность территории – территория РБ является единой и неделимой и не может быть изменена или использована без согласия самой РБ. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между РБ и смежными суверенными государствами путем заключения договоров, подлежащих ратификации парламентом.
-
Верховенство законов РБ на территории страны – государство, все его органы и должностные лица могут осуществлять свою деятельность только в пределах Конституции принято в соответствии с ней законодательства.
-
Наличие собственной республиканской экономической базы – недра, воды, леса составляют исключительную собственность гос. назначения.
-
Политические гарантии – демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
-
Наличие собственной избирательной системы, права проводить республиканские и местные референдумы – в них могут участвовать только граждане РБ; финансирование выборов и референдумов со стороны иностранных организаций и отдельных ФЛ иностранного государства запрещается.
-
Наличие института гражданства – граждане РБ остаются гражданами РБ(по желанию) и за пределами страны; усыновленные(удочеренные) иностранными гражданами дети РБ в течение ряда лет остаются гражданами РБ.
-
Собственный спектр прав и обязанностей – определены Конституцией РБ и законодательными актами РБ.
-
Наличие возможности предоставления убежища лицам, преследуемых в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.
-
Дипломатические гарантии – наличие собственных дипломатических представительств, консульств; - республиканское представительство РБ в международных организациях; - право заключать международные соглашения с зарубежными странами.
-
Самостоятельность РБ – в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из них.
-
Самостоятельность РБ – в решении вопросов духовного развития бел. нации, других нац. общностей республики, в создании собственной системы информации, образования, воспитания.
-
Суверенное право РБ определять порядок и условия происхождения ее гражданскими воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории.
-
Наличие в РБ своих наград – орденов: «Честь Отечества» - 3 степеней, Фр. Скорины, «Воинской славы»(для военнослужащих); - медалей: «За отвагу»(для военнослужащих), «За безупречную службу»(для военнослужащих) – 3 степеней.
-
Наличие собственной символики – флаг, герб, гимн.
Гос. флаг - первоначально его стандарты были определены Законом от 19 сентября 1991г. ОН представлял собой полотнище, состоящее из 3-х горизонтально расположенных полос равной величины: красной-белой-красной. На республиканском референдуме в мае 1995г. более половины граждан РБ, принявших участие в голосовании, высказались за введение нового Гос. флага. Указом от 7 июня 1995г. Президент утвердил Положение о Гос. флаге РБ, в соответствии с которым, гос. флаг представляет собой то, что мы сейчас имеем
Гос. герб – первоначально был признан герб «Погоня». На основании майского(1995г.) референдума 7 июня 1995г. был издан Указ Президента – герб, который сейчас имеем.
Гос. гимн – исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых гос. органами. При публичном исполнении гос. гимна его выслушивают стоя, мужчины – без головных уборов.
-
Наличие Государственного языка – первоначальным гос. языком был признан только бел. язык, на котором должны были публиковаться все НПА и т.д. В результате проведенного в мае 1995г республиканского референдума решением большинства граждан РБ, принимавших участие в голосовании, русский язык был приравнен к белорусскому.
-
Правовые гарантии суверенитета РБ – Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац. безопасности и территориальной целостности, обязан обеспечивать политическую и экономическую стабильность, преемственность, взаимодействие органов гос. власти; - наличие Парламента, Совета Министров, местных органов управления и самоуправления и др. гос. органов; - наличие в республике системы судов, призванных гарантировать истину, в том числе сохранять суверенитет РБ.
. 24. Декларация о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г.: значение, содержание, юридическая сила.
27 июля 1990 года Верховным Советом БССР была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории республики Конституции БССР и её законов[2].
белорусская декларация была данью времени, логичным продолжение процессов, которые уже вовсю шли на советских просторах. Ведь Россия провозгласила свою независимость еще 12 июня 1990 года, объявили о суверенитете Литва, Латвия. Эстония, Украина, Грузия, Армения…
25 августа 1991 года декларация получила статус конституционного закона, 19 сентября страна стала называться Республикой Беларусь, официально утвердили бело-красно-белый флаг и герб "Погоня". А почти через полгода, 8 декабря 1991-го, в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины официально объявили о распаде СССР. Кстати, в 1991 - 96 годах День Независимости отмечался именно 27 июля.
Согласно этой декларации:
Республика Беларусь — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.
Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа. Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.
Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемой частью ее суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь. Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства.
ерритория Республики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь.
Республика Беларусь самостоятельно устанавливает порядок организации на территории республики охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу республики экологическую безопасность. 25. Республика Беларусь - субъект СНГ. Органы СНГ.
РБ является субъектом СНГ.Правовой основой для обретения такого статуса являлось Соглашение»о создании СНГ».,подписанное 8.12.1991 рнно.уководителями Беларуси,россии , Украины. 10.12.1991 это Соглашение было ратифицировано Внрховным советом РБ.
В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР:Азербайджан,Армения,Беларусь,Грузия,Казахстан,кыргыстан,Молдова,россия,таджикистан,туркменистан,узбекистан,украина.
Цель СНГ:развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики,экономики,к-ры, образования,здравоохранения,торговли,гуманитарии и в др областях;содействие широкому информационному обмену;стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений.
Органы СНГ:
-Совет глав государств
-Межпарламентская Ассамблея
-Совет глав правительств
-Координационный- консультативный комитет
-Межгосударственный экономический комитет Экономического Союза
-Экономический Суд
-Комиссия по правам человет
26. Правовые основы Союза Беларуси и России.
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного Государства» (далее – Договор) закрепил, что Российская Федерация и Республика Беларусь (далее – государства – участники) создают Союзное государство (далее по тексту – Союз, Содружество), которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.
Согласно ст. 2 Договора целями Союзного государства являются:
– обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств – участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
– создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств – участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
– неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
– проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
– формирование единой правовой системы демократического государства;
– проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
– обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
– укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств – участников. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции.
«Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств – участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами – участниками».1Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.
Каждое государство – участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Государства – участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами – участниками по взаимной договоренности.
Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств – участников. Государства – участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства. Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности. Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и подлежит утверждению Высшим Государственным Советом.
Официальными языками Союзного государства являются государственные языки государств – участников без ущерба для конституционного статуса их государственных языков. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык. Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
– создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств - участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
– единая денежно – кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
– единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
– объединенные транспортная и энергетическая системы;
– разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств – участников;
– единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
– единое законодательство об иностранных инвестициях;
– разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
– управление собственностью Союзного государства;
– международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
– функционирование региональной группировки войск;
– пограничная политика Союзного государства;
– стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
– статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
– установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
К совместному ведению Союзного государства и государств – участников относятся:
– принятие в состав Союзного государства других государств;
– координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;
– проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;
– совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств – участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;
– взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами - участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
– взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;
– гармонизация и унификация законодательства государств – участников;
– осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;
– охрана окружающей среды;
– совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
– развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;
– формирование общего научного, технологического и информационного пространства;
– согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
– обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
– борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.
«Вне пределов исключительного ведения Союзного государства и предметов совместного ведения Союзного государства и государств – участников последние сохраняют всю полноту государственной власти».2
Из «договора о союзе рф и рб» сюда можн все отнести ….<---читайте этот договор!!!
- 1.Понятие, предмет и основные тенденции развития конституционного права как отрасли права в Республике Беларусь.
- 2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь и его соотношение с другими отраслями права.
- 3. Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности. Конституционно-правовые институты.
- 4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, содержание.
- 5. Источники конституционного права Республики Беларусь, их общая характеристика.
- 6. Конституционное право как наука: предмет, методы, этапы развития. Конституционное право как учебная дисциплина
- 8. Конституция в правовой системе Республики Беларусь: сущность, значение, юридические свойства и функции.
- 2.2 Место Конституции в правовой системе Республики Беларусь
- 9. Конституционное развитие Беларуси (характеристика Конституций бсср 1919, 1927, 1937, 1978 годов и Конституции Республики Беларусь 1994 г.).
- 11. Понятия общественного, конституционного и государственного строя, их соотношение.
- 13. Конституционные основы политической системы общества как элемента конституционного строя Республики. Государство – важнейший элемент политической системы.
- 14. Понятие, виды и правовое положение политических партий в Республике Беларусь
- 16. Конституционные основы полновластия народа, формы демократии в Республике Беларусь.
- 4. Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются:
- 17. Республика Беларусь - правовое государство
- 19. Республика Беларусь - светское государство.
- 20. Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Характеристика конституционных форм собственности.
- 21. Конституционные основы социальной системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь.
- 22. Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Суверенитет народа, нации.
- 23. Государственный суверенитет Республики Беларусь: понятие, элементы и гарантии. Государственные символы Республики Беларусь
- 27. Гражданство Республики Беларусь: понятие, социально-политическое значение и принципы.
- 28. Способы, условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Восстановление в гражданстве.
- 29. Способы, условия и порядок прекращения гражданства Республики Беларусь.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация (по Закону):
- 30. Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
- 31. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Особенности правового положения беженцев в Республике Беларусь.
- 33. Классификация основных прав и свобод.
- 34. Личные права и свободы: их содержание и гарантии. Конституционные основы права на жизнь.
- 35. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
- 2. Право избирать и быть избранным
- 3. Право на обращение в государственные органы
- 4. Свобода объединений
- 5. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
- 6. Свобода печати и информации
- 7. Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах
- 36. Социально-экономические и культурные права личности: их содержание и гарантии.
- 37. Механизм и пределы реализации основных прав и свобод личности в Республике Беларусь.
- 38. Понятие, значение и классификация гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
- 39. Административно-территориальное деление Республики Беларусь: понятие, принципы, виды административно-территориальных и территориальных единиц.
- 40. Населенные пункты в Республике Беларусь: понятие, критерии, виды. Статус столицы Республики Беларусь.
- 41. Понятие, признаки, виды органов государственной власти, принципы организации и деятельности государственного аппарата в Республике Беларусь.
- 42. Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь.
- 43. Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь.
- 44. Принципы избирательного права в Республике Беларусь. Избирательные цензы.
- 45. Избирательный процесс и его стадии в Республике Беларусь. Понятие и виды выборов.
- 46. Избирательные комиссии в Республике Беларусь: система, полномочия, организация работы.
- 47. Порядок образования избирательных округов и избирательных участков в Республике Беларусь. Списки избирателей, их значение и порядок составления.
- 48. Выдвижение кандидатов в депутаты и предвыборная агитация в Республике Беларусь.
- 49. Порядок голосования и подведения итогов выборов в Республике Беларусь. Повторные выборы. Дополнительные выборы.
- 50. Ответственность за нарушение законодательства о выборах в Республике Беларусь.
- 51. Референдум в Республике Беларусь: понятие, правовые основы, виды.
- 52. Порядок подготовки, назначения и проведения референдума в Республике Беларусь. Юридическая сила решений, принятых референдумом.
- 53. Республиканские референдумы 1995, 1996, 2004 годов в Республике Беларусь.
- 54. Понятие главы государства. Природа и развитие конституционно-правового института президентуры в Республике Беларусь.
- 55. Порядок избрания Президента Республики Беларусь и вступления его в должность.
- 56. Срок полномочий Президента Республики Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.
- 57. Правомочия Президента Республики Беларусь. Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь.
- 58. Компетенция Президента в законодательном процессе.
- 59. Акты Президента Республики Беларусь (виды, порядок издания и вступления в силу, соотношение с другими законодательными актами по юридической силе).
- 61. Правовое положение Администрации Президента Республики Беларусь.
- 62. Национальное собрание – представительный и законодательный орган Республики Беларусь: конституционно-правовой статус, функции, срок полномочий, структура, порядок формирования.
- 63. Организационно-правовые формы работы Национального собрания Республики Беларусь, его палат. Сессии Парламента. Взаимодействие палат Национального собрания.
- 64. Органы палат Парламента: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 65. Компетенция Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 66. Контрольные полномочия Парламента Республики Беларусь.
- 67. Взаимодействие Президента и Парламента в Республике Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий палат Парламента Республики Беларусь.
- 68. Акты Парламента Республики Беларусь: понятие, виды, порядок принятия и вступления в силу. Классификация законов.
- 69. Законодательный процесс и его стадии в Республике Беларусь.
- 70. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Основные гарантии депутатской деятельности.
- 71. Формы деятельности депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 72. Порядок отзыва депутата Палаты Представителей и члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 73. Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти Республики Беларусь.
- 74. Порядок формирования, структура, состав, основания и порядок отставки, ответственность Совета Министров Республики Беларусь.
- 75. Организация деятельности и формы работы Совета Министров Республики Беларусь.
- 76. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь.
- 77. Акты Правительства Республики Беларусь: понятие, характерные черты, виды, порядок принятия и вступления в силу.
- 78. Взаимодействие Правительства и Президента, Правительства и Парламента в Республике Беларусь.
- 79. Понятие, особенности и формы проявления судебной власти. Конституционные принципы правосудия в Республике Беларусь.
- 80. Конституционные основы системы судоустройства в Республике Беларусь. Правовой статус судьи и гарантии его деятельности в Республике Беларусь.
- 82. Конституционный Суд Республики Беларусь: понятие, место и роль в судебной системе государства; порядок формирования, состав. Правовой статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 83. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 84. Конституционное производство в Конституционном Суде Республики Беларусь.
- 85. Решения Конституционного Суда: понятие, виды, реализация и контроль за их исполнением.
- 86. Конституционно-правовые основы местного управления в Республике Беларусь.
- 87. Понятие, теории сущности и модели организации местного управления и самоуправления.
- 88. Система органов местного управления в Республике Беларусь: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 89. Понятие, основы и принципы местного самоуправления в Республике Беларусь. Основные исторические этапы развития местного самоуправления на белорусских землях.
- 91. Органы территориального общественного самоуправления и иные формы местного самоуправления в Республике Беларусь (собрания граждан, местные референдумы).
- 92. Конституционные основы органов прокурорского надзора в Республике Беларусь.
- 93. Порядок образования, подчиненность и компетенция Комитета государственного контроля.