52. Порядок подготовки, назначения и проведения референдума в Республике Беларусь. Юридическая сила решений, принятых референдумом.
Статья 73. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.
Ст.74 определены субъекты уполномоченные назначать и инициировать назначение референдума.
Статья 74. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.
Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.
Вопрос о внесении Президенту предложения о назночение республиканского рефендума может быть рассмотран первоночально на заседании любой из палат,важно,что они должны проводиться раздельно и их позиции должны совпадать,в этих целях возможно создание согласительной комисссии.
Решение по предлож о проведение республиканского референдума принимается Палатой представителей большинством голосов от её полного соспублики и престава и оформляется постановлением направляемым в совет резиденту.И наоборот(про палаты)
Избирательный кодекс детально закрепляет дальнейшию процедуру подготовки референдума(порядок сбора и подсчёт подписей).Должна быть оч точная формулировка вопроса.Иначе откажут.
Избирательный кодекс: Статья 114. Инициативная группа по проведению республиканского референдума
В случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее – инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании руководителя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию.
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.
В списке инициативной группы в отношении каждого члена группы указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта гражданина Республики Беларусь. На собрании инициативной группы из ее состава избираются руководитель группы, а также координаторы по областям и городу Минску.
Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.
Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.
Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. В регистрации отказывается в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь руководителем инициативной группы.
После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума (далее – подписной лист), а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения.
Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.
На подготовку и проведение референдума запрещается использовать средства иностранных государств и организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статья 115. Сбор подписей граждан
Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.
Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум.
В подписном листе должны быть подписи граждан, проживающих на территории только одного города областного подчинения, района, а в городах с районным делением – одного района.
В подписном листе в отношении гражданина, поддерживающего предложение о проведении референдума, указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта гражданина Республики Беларусь или реквизиты иного документа, определяемого Центральной комиссией. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.
Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.
Подписной лист заверяется членом инициативной группы, собиравшим подписи. Член инициативной группы при заверении подписного листа ставит подпись и дату ее внесения, а также указывает фамилию и инициалы.
Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.
Статья 116. Рассмотрение инициативы граждан о проведении республиканского референдума
Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, в местную администрацию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах. При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в подписных листах, сданных инициативной группой.
Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, представленных в органы, указанные в части первой настоящей статьи, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке, предусмотренном частями четырнадцатой и шестнадцатой статьи 61 настоящего Кодекса. Недостоверными считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы. Проверке и учету не подлежат подписи граждан, если в подписном листе отсутствует формулировка вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта). Если в подписном листе, поступившем в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию в городе, содержатся подписи граждан, проживающих на территории разных районов, городов областного подчинения, районов в городе, проверке и учету подлежат только подписи, собранные на территории того района, города, района в городе, в исполнительный комитет которого, местную администрацию в городе сдан этот подписной лист. Остальные подписи не проверяются и не учитываются.
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию в городе.
В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, местной администрацией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе.
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, местной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.
Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях в городах.
Областной, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок может также проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций в городах об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку инициативы о проведении референдума, и результатов проведенных областным, Минским городским исполнительным комитетом проверок достоверности подписей граждан в подписных листах областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные частью шестой настоящей статьи. Копия решения передается координатору инициативной группы.
После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
Центральная комиссия:
проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь;
составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований настоящего Кодекса и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска.
Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.
Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях:
нарушения срока для сбора подписей граждан;
отсутствия требуемого количества подписей;
выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке;
представления инициативной группой более 15 процентов недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах;
установления в представленных документах других нарушений требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь руководителем инициативной группы.
Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.
Статья 75. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Статья 76. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.
Статья 77. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.
Статья 78. Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.
Отказ в проведение референдума может быть обжалован в месячный срок в районный и гор суд.
- 1.Понятие, предмет и основные тенденции развития конституционного права как отрасли права в Республике Беларусь.
- 2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь и его соотношение с другими отраслями права.
- 3. Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности. Конституционно-правовые институты.
- 4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, содержание.
- 5. Источники конституционного права Республики Беларусь, их общая характеристика.
- 6. Конституционное право как наука: предмет, методы, этапы развития. Конституционное право как учебная дисциплина
- 8. Конституция в правовой системе Республики Беларусь: сущность, значение, юридические свойства и функции.
- 2.2 Место Конституции в правовой системе Республики Беларусь
- 9. Конституционное развитие Беларуси (характеристика Конституций бсср 1919, 1927, 1937, 1978 годов и Конституции Республики Беларусь 1994 г.).
- 11. Понятия общественного, конституционного и государственного строя, их соотношение.
- 13. Конституционные основы политической системы общества как элемента конституционного строя Республики. Государство – важнейший элемент политической системы.
- 14. Понятие, виды и правовое положение политических партий в Республике Беларусь
- 16. Конституционные основы полновластия народа, формы демократии в Республике Беларусь.
- 4. Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются:
- 17. Республика Беларусь - правовое государство
- 19. Республика Беларусь - светское государство.
- 20. Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Характеристика конституционных форм собственности.
- 21. Конституционные основы социальной системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь.
- 22. Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Суверенитет народа, нации.
- 23. Государственный суверенитет Республики Беларусь: понятие, элементы и гарантии. Государственные символы Республики Беларусь
- 27. Гражданство Республики Беларусь: понятие, социально-политическое значение и принципы.
- 28. Способы, условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Восстановление в гражданстве.
- 29. Способы, условия и порядок прекращения гражданства Республики Беларусь.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация (по Закону):
- 30. Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
- 31. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Особенности правового положения беженцев в Республике Беларусь.
- 33. Классификация основных прав и свобод.
- 34. Личные права и свободы: их содержание и гарантии. Конституционные основы права на жизнь.
- 35. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
- 2. Право избирать и быть избранным
- 3. Право на обращение в государственные органы
- 4. Свобода объединений
- 5. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
- 6. Свобода печати и информации
- 7. Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах
- 36. Социально-экономические и культурные права личности: их содержание и гарантии.
- 37. Механизм и пределы реализации основных прав и свобод личности в Республике Беларусь.
- 38. Понятие, значение и классификация гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
- 39. Административно-территориальное деление Республики Беларусь: понятие, принципы, виды административно-территориальных и территориальных единиц.
- 40. Населенные пункты в Республике Беларусь: понятие, критерии, виды. Статус столицы Республики Беларусь.
- 41. Понятие, признаки, виды органов государственной власти, принципы организации и деятельности государственного аппарата в Республике Беларусь.
- 42. Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь.
- 43. Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь.
- 44. Принципы избирательного права в Республике Беларусь. Избирательные цензы.
- 45. Избирательный процесс и его стадии в Республике Беларусь. Понятие и виды выборов.
- 46. Избирательные комиссии в Республике Беларусь: система, полномочия, организация работы.
- 47. Порядок образования избирательных округов и избирательных участков в Республике Беларусь. Списки избирателей, их значение и порядок составления.
- 48. Выдвижение кандидатов в депутаты и предвыборная агитация в Республике Беларусь.
- 49. Порядок голосования и подведения итогов выборов в Республике Беларусь. Повторные выборы. Дополнительные выборы.
- 50. Ответственность за нарушение законодательства о выборах в Республике Беларусь.
- 51. Референдум в Республике Беларусь: понятие, правовые основы, виды.
- 52. Порядок подготовки, назначения и проведения референдума в Республике Беларусь. Юридическая сила решений, принятых референдумом.
- 53. Республиканские референдумы 1995, 1996, 2004 годов в Республике Беларусь.
- 54. Понятие главы государства. Природа и развитие конституционно-правового института президентуры в Республике Беларусь.
- 55. Порядок избрания Президента Республики Беларусь и вступления его в должность.
- 56. Срок полномочий Президента Республики Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.
- 57. Правомочия Президента Республики Беларусь. Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь.
- 58. Компетенция Президента в законодательном процессе.
- 59. Акты Президента Республики Беларусь (виды, порядок издания и вступления в силу, соотношение с другими законодательными актами по юридической силе).
- 61. Правовое положение Администрации Президента Республики Беларусь.
- 62. Национальное собрание – представительный и законодательный орган Республики Беларусь: конституционно-правовой статус, функции, срок полномочий, структура, порядок формирования.
- 63. Организационно-правовые формы работы Национального собрания Республики Беларусь, его палат. Сессии Парламента. Взаимодействие палат Национального собрания.
- 64. Органы палат Парламента: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 65. Компетенция Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 66. Контрольные полномочия Парламента Республики Беларусь.
- 67. Взаимодействие Президента и Парламента в Республике Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий палат Парламента Республики Беларусь.
- 68. Акты Парламента Республики Беларусь: понятие, виды, порядок принятия и вступления в силу. Классификация законов.
- 69. Законодательный процесс и его стадии в Республике Беларусь.
- 70. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Основные гарантии депутатской деятельности.
- 71. Формы деятельности депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 72. Порядок отзыва депутата Палаты Представителей и члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 73. Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти Республики Беларусь.
- 74. Порядок формирования, структура, состав, основания и порядок отставки, ответственность Совета Министров Республики Беларусь.
- 75. Организация деятельности и формы работы Совета Министров Республики Беларусь.
- 76. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь.
- 77. Акты Правительства Республики Беларусь: понятие, характерные черты, виды, порядок принятия и вступления в силу.
- 78. Взаимодействие Правительства и Президента, Правительства и Парламента в Республике Беларусь.
- 79. Понятие, особенности и формы проявления судебной власти. Конституционные принципы правосудия в Республике Беларусь.
- 80. Конституционные основы системы судоустройства в Республике Беларусь. Правовой статус судьи и гарантии его деятельности в Республике Беларусь.
- 82. Конституционный Суд Республики Беларусь: понятие, место и роль в судебной системе государства; порядок формирования, состав. Правовой статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 83. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 84. Конституционное производство в Конституционном Суде Республики Беларусь.
- 85. Решения Конституционного Суда: понятие, виды, реализация и контроль за их исполнением.
- 86. Конституционно-правовые основы местного управления в Республике Беларусь.
- 87. Понятие, теории сущности и модели организации местного управления и самоуправления.
- 88. Система органов местного управления в Республике Беларусь: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 89. Понятие, основы и принципы местного самоуправления в Республике Беларусь. Основные исторические этапы развития местного самоуправления на белорусских землях.
- 91. Органы территориального общественного самоуправления и иные формы местного самоуправления в Республике Беларусь (собрания граждан, местные референдумы).
- 92. Конституционные основы органов прокурорского надзора в Республике Беларусь.
- 93. Порядок образования, подчиненность и компетенция Комитета государственного контроля.