logo
KP_poslednee

3. Право на обращение в государственные органы

Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право на­правлять личные или коллективные обращения в государ­ственные органы. При этом государственные органы, должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письмен­но мотивированным.

Право граждан на обращение в государственные орга­ны является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредст­венной демократии. Этому праву корреспондирует (соот­ветствует) обязанность государственных органов, должно­стных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Таким образом, обеспечива­ется взаимодействие (связь) гражданина и власти.

Правом на обращение обладает любой человек, незави­симо от возраста.

Право на обращение гарантируется и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства.

Законом классифицируются виды обращений, раскры­вается их содержание. К обращениям относят предложе­ния, заявления и жалобы.

Предложения - обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общест­венных отношений путем принятия новых актов законода­тельства или внесения изменений в действующие акты за­конодательства, улучшение деятельности учреждений, ор­ганизаций, органов и предприятий.

Заявления - обращения граждан, направленные на уст­ранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы - обращения граждан, содержащие требова­ние восстановления их прав и законных интересов, нару­шенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Обращения граждан подлежат регистрации и обяза­тельному рассмотрению.

Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны все­сторонне и полно рассмотреть обращение, принять необхо­димые меры для его объективного разрешения и уведо­мить граждан о результатах.

Запрещается передавать жалобы граждан должност­ным лицам тех органов, учреждений, организаций и пред­приятий, решения, действия или бездействие которых об­жалуются.

Решение по существу обращения или отказ от его рас­смотрения должны быть письменно мотивированы.

Решение, принятое по обращению, может быть обжа­ловано в вышестоящий орган, учреждение, организацию или суд в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь.