14. Понятие, виды и правовое положение политических партий в Республике Беларусь
Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Политические партии основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам. Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций. На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств и их территориальные единицы.
Запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.
Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу.
Членство политических партий. В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.
Политические партии имеют фиксированное членство.
Членами политических партий могут быть только граждане Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий.
Не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и его территориальных органов Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих. Член политической партии имеет право свободного выхода из партии. Количественный состав политической партии не может быть меньше численности ее учредителей.
Наименование политических партий. Названия политических партий, в том числе сокращенные, и их символика должны отличаться от названий и символики других политических партий и общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, и не нарушать прав на интеллектуальную собственность.
В названии политической партии не допускается использование указания на официальные названия государств, как полные, так и сокращенные а также слов "национальный", "народный" в любом падеже названий, использование которых противоречит законодательству или общественной нравственности; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем учредителей и учредители не получили разрешения таких лиц (их наследников).
Не допускается использование в качестве символики политической партии государственной символики Республики Беларусь или символики другого государства.
Ликвидация политических партий. Политические партии могут быть ликвидированы:
1) по решению их высших органов;
2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь. Представление о ликвидации политических партий вносится в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции Республики Беларусь или Прокуратурой Республики Беларусь.
Политические партии, учреждения и организации, создаваемые ими, не имеют права основывать предприятия, за исключением средств массовой информации, и заниматься хозяйственной и другой коммерческой деятельностью, за исключением продажи общественно-политической литературы, иных пропагандистских и агитационных материалов, изделий с собственной символикой, проведения фестивалей, праздников, выставок, лекций, других общественно-политических мероприятий.
Финансирование политических партий. Допускается использование политическими партиями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставах.
Источниками денежных и других средств политических партий являются:
1) вступительные и членские взносы;
2) доходы от имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации;
3) поступления от проведения культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий;
4) пожертвования и дарения;
5) иные поступления, не запрещенные законодательством.
Члены политических партий не имеют права на имущество и финансовые средства партии и не несут ответственности за ее долги. Политическая партия не несет ответственности по обязательствам отдельных ее членов.
Не допускается финансирование партий из государственного бюджета.
Органы государственной власти и управления, государственные предприятия, учреждения и организации не имеют права финансировать политические партии.
Политическим партиям, их учреждениям и организациям запрещается прямо либо косвенно получать средства и другое имущество от:
- иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- анонимных жертвователей.
Не считается получением незаконных средств участие представителей политических партий в научных конференциях, партийных съездах и других мероприятиях за счет принимающей стороны.
Политические партии не имеют права получать доходы от акций и других ценных бумаг, им запрещается иметь счета в иностранных банках и хранить в них ценные вещи.
Пожертвования либо дарения, полученные в порядке, не соответствующем требованиям настоящей статьи, должны быть переданы либо переведены в государственный бюджет.
. 15. Понятие, виды и правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь.
В основе правового статуса подобных общественных объединений лежит конституционное право на свободу объединений (ст.36 Конституции Республики Беларусь). Данное конституционное положение развивается и детализируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях».
В соответствии с его статьей 1, общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.
Следует заметить, что действие указанного Закона не распространяется на политические партии, профсоюзы, религиозные организации, а также организации, создаваемые органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельность которых определяется отдельными законодательными актами.
Государство обеспечивает охрану прав и законных интересов общественных организаций. Оно может оказывать (в установленном законодательством порядке) им помощь. Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и их должностных лиц, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
ОО, действующие на территории РБ:
-
Международные – их деят-ть распространяется на тер РБ ( 1 или неск АТЕ) и тер-ю 1 или неск иностр гос-в
-
Республиканские – их деят-ть распр на все территорию РБ
-
Местные – их деят-ть распр на тер-ю 1 или неск АТЕ РБ
ОО создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет могут создавать молодежные и детские ОО. Членами могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотр уставом ОО, его членами мб граждане, не достигшие 16 лет, при условии, что они имеют соответствующее письменное согласие своих законных представителей.
Молодежным признается ОО граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.
Детским признается ОО граждан в возрасте до 18 лет ( не менее 2/3), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.
Для создания и деятельности ОО в РБ, необходимо:
-
Для междунар – не менее 10 учр от РБ и по 3 от иностр гос-в, а также наличие на тер-ии этих иностр гос-в организ ст-р этого ОО
-
Для республ – не менее чем по 10 учредителей от большинства обл РБ и Минска
-
Для местного – не менее 10 учр от большинства АТЕ тер-ии, на котор будет распр деят-ть этого ОО
В кач учредителей союза имеют право выступать ОО, принявшие решение создать союз.
Гос регистрация междунар, республ ОО и союзов осуществл Минюстом, местн ОО и союзов – управл Юстиции областного, Мингорисполкома.
Насчитывается более 2200 ОО в РБ.
- 1.Понятие, предмет и основные тенденции развития конституционного права как отрасли права в Республике Беларусь.
- 2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь и его соотношение с другими отраслями права.
- 3. Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности. Конституционно-правовые институты.
- 4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, содержание.
- 5. Источники конституционного права Республики Беларусь, их общая характеристика.
- 6. Конституционное право как наука: предмет, методы, этапы развития. Конституционное право как учебная дисциплина
- 8. Конституция в правовой системе Республики Беларусь: сущность, значение, юридические свойства и функции.
- 2.2 Место Конституции в правовой системе Республики Беларусь
- 9. Конституционное развитие Беларуси (характеристика Конституций бсср 1919, 1927, 1937, 1978 годов и Конституции Республики Беларусь 1994 г.).
- 11. Понятия общественного, конституционного и государственного строя, их соотношение.
- 13. Конституционные основы политической системы общества как элемента конституционного строя Республики. Государство – важнейший элемент политической системы.
- 14. Понятие, виды и правовое положение политических партий в Республике Беларусь
- 16. Конституционные основы полновластия народа, формы демократии в Республике Беларусь.
- 4. Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются:
- 17. Республика Беларусь - правовое государство
- 19. Республика Беларусь - светское государство.
- 20. Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Характеристика конституционных форм собственности.
- 21. Конституционные основы социальной системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь.
- 22. Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Суверенитет народа, нации.
- 23. Государственный суверенитет Республики Беларусь: понятие, элементы и гарантии. Государственные символы Республики Беларусь
- 27. Гражданство Республики Беларусь: понятие, социально-политическое значение и принципы.
- 28. Способы, условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Восстановление в гражданстве.
- 29. Способы, условия и порядок прекращения гражданства Республики Беларусь.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация (по Закону):
- 30. Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
- 31. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Особенности правового положения беженцев в Республике Беларусь.
- 33. Классификация основных прав и свобод.
- 34. Личные права и свободы: их содержание и гарантии. Конституционные основы права на жизнь.
- 35. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
- 2. Право избирать и быть избранным
- 3. Право на обращение в государственные органы
- 4. Свобода объединений
- 5. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
- 6. Свобода печати и информации
- 7. Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах
- 36. Социально-экономические и культурные права личности: их содержание и гарантии.
- 37. Механизм и пределы реализации основных прав и свобод личности в Республике Беларусь.
- 38. Понятие, значение и классификация гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
- 39. Административно-территориальное деление Республики Беларусь: понятие, принципы, виды административно-территориальных и территориальных единиц.
- 40. Населенные пункты в Республике Беларусь: понятие, критерии, виды. Статус столицы Республики Беларусь.
- 41. Понятие, признаки, виды органов государственной власти, принципы организации и деятельности государственного аппарата в Республике Беларусь.
- 42. Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь.
- 43. Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь.
- 44. Принципы избирательного права в Республике Беларусь. Избирательные цензы.
- 45. Избирательный процесс и его стадии в Республике Беларусь. Понятие и виды выборов.
- 46. Избирательные комиссии в Республике Беларусь: система, полномочия, организация работы.
- 47. Порядок образования избирательных округов и избирательных участков в Республике Беларусь. Списки избирателей, их значение и порядок составления.
- 48. Выдвижение кандидатов в депутаты и предвыборная агитация в Республике Беларусь.
- 49. Порядок голосования и подведения итогов выборов в Республике Беларусь. Повторные выборы. Дополнительные выборы.
- 50. Ответственность за нарушение законодательства о выборах в Республике Беларусь.
- 51. Референдум в Республике Беларусь: понятие, правовые основы, виды.
- 52. Порядок подготовки, назначения и проведения референдума в Республике Беларусь. Юридическая сила решений, принятых референдумом.
- 53. Республиканские референдумы 1995, 1996, 2004 годов в Республике Беларусь.
- 54. Понятие главы государства. Природа и развитие конституционно-правового института президентуры в Республике Беларусь.
- 55. Порядок избрания Президента Республики Беларусь и вступления его в должность.
- 56. Срок полномочий Президента Республики Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.
- 57. Правомочия Президента Республики Беларусь. Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь.
- 58. Компетенция Президента в законодательном процессе.
- 59. Акты Президента Республики Беларусь (виды, порядок издания и вступления в силу, соотношение с другими законодательными актами по юридической силе).
- 61. Правовое положение Администрации Президента Республики Беларусь.
- 62. Национальное собрание – представительный и законодательный орган Республики Беларусь: конституционно-правовой статус, функции, срок полномочий, структура, порядок формирования.
- 63. Организационно-правовые формы работы Национального собрания Республики Беларусь, его палат. Сессии Парламента. Взаимодействие палат Национального собрания.
- 64. Органы палат Парламента: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 65. Компетенция Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 66. Контрольные полномочия Парламента Республики Беларусь.
- 67. Взаимодействие Президента и Парламента в Республике Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий палат Парламента Республики Беларусь.
- 68. Акты Парламента Республики Беларусь: понятие, виды, порядок принятия и вступления в силу. Классификация законов.
- 69. Законодательный процесс и его стадии в Республике Беларусь.
- 70. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Основные гарантии депутатской деятельности.
- 71. Формы деятельности депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 72. Порядок отзыва депутата Палаты Представителей и члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 73. Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти Республики Беларусь.
- 74. Порядок формирования, структура, состав, основания и порядок отставки, ответственность Совета Министров Республики Беларусь.
- 75. Организация деятельности и формы работы Совета Министров Республики Беларусь.
- 76. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь.
- 77. Акты Правительства Республики Беларусь: понятие, характерные черты, виды, порядок принятия и вступления в силу.
- 78. Взаимодействие Правительства и Президента, Правительства и Парламента в Республике Беларусь.
- 79. Понятие, особенности и формы проявления судебной власти. Конституционные принципы правосудия в Республике Беларусь.
- 80. Конституционные основы системы судоустройства в Республике Беларусь. Правовой статус судьи и гарантии его деятельности в Республике Беларусь.
- 82. Конституционный Суд Республики Беларусь: понятие, место и роль в судебной системе государства; порядок формирования, состав. Правовой статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 83. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 84. Конституционное производство в Конституционном Суде Республики Беларусь.
- 85. Решения Конституционного Суда: понятие, виды, реализация и контроль за их исполнением.
- 86. Конституционно-правовые основы местного управления в Республике Беларусь.
- 87. Понятие, теории сущности и модели организации местного управления и самоуправления.
- 88. Система органов местного управления в Республике Беларусь: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 89. Понятие, основы и принципы местного самоуправления в Республике Беларусь. Основные исторические этапы развития местного самоуправления на белорусских землях.
- 91. Органы территориального общественного самоуправления и иные формы местного самоуправления в Республике Беларусь (собрания граждан, местные референдумы).
- 92. Конституционные основы органов прокурорского надзора в Республике Беларусь.
- 93. Порядок образования, подчиненность и компетенция Комитета государственного контроля.