79. Понятие, особенности и формы проявления судебной власти. Конституционные принципы правосудия в Республике Беларусь.
Впервые в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., появилась самостоятельная глава 6 «Суд». Впервые на конституционном уровне закрепляется понятие «судебная власть». В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в республике Беларусь принадлежит судам. Судебная власть осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть является одной из ветвей власти.
Термин судебная власть употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации обратиться к судебной власти для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д.
Глава 6 Конституции Республики Беларусь, носящая название Суд, содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, основы правового положения судей, ряд принципов судебной деятельности. Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть- это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова власть истолковывается в основном значении как право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования, право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо, могущество, господство, сила.
Важнейшая задача государственной власти - охранять права и свободы человека- требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.
Под судебной властью понимается система независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении преступления.
В соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусом судей установлено, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами РБ.
К общим судам относятся:
1)Верховный суд Республики Беларусь
2)Областные суды, Минский городской суд и Белорусский военный суд
3)Районные (городские, межгорнизонные военные) суды.
К хозяйственным судам относятся:
1)Высший хозяйственный суд
2)Областные и Минский городской хозяйственные суды
Предназначение судебной власти состоит в том, чтобы обеспечивать реализацию требований закона, торжество права и справедливости.
Перед судебной властью стоят задачи:
- Осуществление правосудия.
- Разрешение споров и конфликтов, связанных с применением или исполнением законов.
Судебной власти присущи следующие черты:
- Исключительность. Заключается в том, что только суд и никакой другой орган не может осуществлять правосудие.
- Полнота и Самостоятельность. Они выражаются в том, что выносимые судом приговоры и решения, не требуют никаких согласований и утверждений ни с органами государственной власти и управления, ни с вышестоящими судебными органами.
- Активность. Суд сам может собирать и затребовать доказательства и документы.
Судебным органам присущи полнота и исключительность власти:
*Суд в праве применить к правонарушителю любую меру государственного принуждения, предусмотренную законом, исходя из материалов дела.
*Решение суда, вступившие в законную силу, обязательны для всех.
*Суд имеет право вызвать любое должностное лицо или гражданина, допросить их в качестве свидетелей, эксперта, специалиста.
*Суд имеет право истребовать любые документы и сведения от должностных лиц, если это необходимо для рассмотрения дела.
*Суд, вынесший решение или приговор по делу, сам не может его изменить, если оно не законно или не обоснованно.
Формы проявления власти ВООБЩЕ!!(конкретно для суд.не нашла.)
- Бигменство - ненаследственная форма власти, при которой богатейшие представители имели непререкаемый авторитет и влияние в обществе
- Господство
- Руководство
- Управление
- Организация
- Контроль
ПРАВОСУДИЕ
В самом понятии правосудия заключен тот смысл, который вкладывали в него с давних времен – правый, справедливый суд, суд по праву.
Основные черты правосудия:
1)Правосудие – это государственная деятельность, осуществляемая судом. Такие органы как прокуратура, милиция способствуют осуществлению правосудия (принимают меры к раскрытию преступлений, собирают доказательства виновности и т.д.). Однако их деятельность не является правосудием. Признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию может только суд. Возможность в несудебных уголовных репрессий полностью исключена.
2)Правосудие осуществляется на основе закона. Рассматривая дело, выясняя и оценивая его обстоятельства, суд решает все вопросы по существу этого дела путем применения норм права к конкретному событию, действию, лицу правоотношения. При этом вся деятельность суда строго регламентирована в законе. Решения или приговоры буду незаконными и подлежат отмене, если суд применил ненадлежащий закон, либо неверно истолковал закон при его применении, в виду чего выводы суда оказались противоречащими точному смыслу закона. Не допускается произвольного судейского рассмотрения и решения дела по соображениям цели сообразностям.
3)Правосудие осуществляется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел в установленной законом процессуальной форме. Соблюдение процессуальной формы способствует достижению истины в процессе. Нарушение процессуальных правил отражается на правильности рассмотрения дела по существу.
4)В результате рассмотрения дела применяется государственное принуждение, которое может применить только суд. Осуждая подсудимого по уголовным делам, суд применяет меру государственного принудительного воздействия в приделах санкции уголовного закона. Принудительный характер мер проявляется и в гражданских делах, удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает ответчика или истца к должному поведению в рамках данного гражданского правоотношения.
Правосудие – это государственная деятельность, осуществляемая судом на основе закона, заключающаяся в разбирательстве гражданских и уголовных дел в установленной законом процессуальной форме, направленная на укрепление законности и правопорядка, имеющая задачи по охране общественного строя, его политических и экономических систем, прав и интересов граждан, государственных и общественных организаций и по результатам рассмотрения дел применяющая меры государственного принуждения.
- 1.Понятие, предмет и основные тенденции развития конституционного права как отрасли права в Республике Беларусь.
- 2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь и его соотношение с другими отраслями права.
- 3. Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности. Конституционно-правовые институты.
- 4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, содержание.
- 5. Источники конституционного права Республики Беларусь, их общая характеристика.
- 6. Конституционное право как наука: предмет, методы, этапы развития. Конституционное право как учебная дисциплина
- 8. Конституция в правовой системе Республики Беларусь: сущность, значение, юридические свойства и функции.
- 2.2 Место Конституции в правовой системе Республики Беларусь
- 9. Конституционное развитие Беларуси (характеристика Конституций бсср 1919, 1927, 1937, 1978 годов и Конституции Республики Беларусь 1994 г.).
- 11. Понятия общественного, конституционного и государственного строя, их соотношение.
- 13. Конституционные основы политической системы общества как элемента конституционного строя Республики. Государство – важнейший элемент политической системы.
- 14. Понятие, виды и правовое положение политических партий в Республике Беларусь
- 16. Конституционные основы полновластия народа, формы демократии в Республике Беларусь.
- 4. Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются:
- 17. Республика Беларусь - правовое государство
- 19. Республика Беларусь - светское государство.
- 20. Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Характеристика конституционных форм собственности.
- 21. Конституционные основы социальной системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь.
- 22. Понятие и политико-правовое значение суверенитета. Суверенитет народа, нации.
- 23. Государственный суверенитет Республики Беларусь: понятие, элементы и гарантии. Государственные символы Республики Беларусь
- 27. Гражданство Республики Беларусь: понятие, социально-политическое значение и принципы.
- 28. Способы, условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Восстановление в гражданстве.
- 29. Способы, условия и порядок прекращения гражданства Республики Беларусь.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация (по Закону):
- 30. Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
- 31. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Особенности правового положения беженцев в Республике Беларусь.
- 33. Классификация основных прав и свобод.
- 34. Личные права и свободы: их содержание и гарантии. Конституционные основы права на жизнь.
- 35. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
- 2. Право избирать и быть избранным
- 3. Право на обращение в государственные органы
- 4. Свобода объединений
- 5. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
- 6. Свобода печати и информации
- 7. Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах
- 36. Социально-экономические и культурные права личности: их содержание и гарантии.
- 37. Механизм и пределы реализации основных прав и свобод личности в Республике Беларусь.
- 38. Понятие, значение и классификация гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
- 39. Административно-территориальное деление Республики Беларусь: понятие, принципы, виды административно-территориальных и территориальных единиц.
- 40. Населенные пункты в Республике Беларусь: понятие, критерии, виды. Статус столицы Республики Беларусь.
- 41. Понятие, признаки, виды органов государственной власти, принципы организации и деятельности государственного аппарата в Республике Беларусь.
- 42. Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь.
- 43. Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь.
- 44. Принципы избирательного права в Республике Беларусь. Избирательные цензы.
- 45. Избирательный процесс и его стадии в Республике Беларусь. Понятие и виды выборов.
- 46. Избирательные комиссии в Республике Беларусь: система, полномочия, организация работы.
- 47. Порядок образования избирательных округов и избирательных участков в Республике Беларусь. Списки избирателей, их значение и порядок составления.
- 48. Выдвижение кандидатов в депутаты и предвыборная агитация в Республике Беларусь.
- 49. Порядок голосования и подведения итогов выборов в Республике Беларусь. Повторные выборы. Дополнительные выборы.
- 50. Ответственность за нарушение законодательства о выборах в Республике Беларусь.
- 51. Референдум в Республике Беларусь: понятие, правовые основы, виды.
- 52. Порядок подготовки, назначения и проведения референдума в Республике Беларусь. Юридическая сила решений, принятых референдумом.
- 53. Республиканские референдумы 1995, 1996, 2004 годов в Республике Беларусь.
- 54. Понятие главы государства. Природа и развитие конституционно-правового института президентуры в Республике Беларусь.
- 55. Порядок избрания Президента Республики Беларусь и вступления его в должность.
- 56. Срок полномочий Президента Республики Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.
- 57. Правомочия Президента Республики Беларусь. Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь.
- 58. Компетенция Президента в законодательном процессе.
- 59. Акты Президента Республики Беларусь (виды, порядок издания и вступления в силу, соотношение с другими законодательными актами по юридической силе).
- 61. Правовое положение Администрации Президента Республики Беларусь.
- 62. Национальное собрание – представительный и законодательный орган Республики Беларусь: конституционно-правовой статус, функции, срок полномочий, структура, порядок формирования.
- 63. Организационно-правовые формы работы Национального собрания Республики Беларусь, его палат. Сессии Парламента. Взаимодействие палат Национального собрания.
- 64. Органы палат Парламента: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 65. Компетенция Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 66. Контрольные полномочия Парламента Республики Беларусь.
- 67. Взаимодействие Президента и Парламента в Республике Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий палат Парламента Республики Беларусь.
- 68. Акты Парламента Республики Беларусь: понятие, виды, порядок принятия и вступления в силу. Классификация законов.
- 69. Законодательный процесс и его стадии в Республике Беларусь.
- 70. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Основные гарантии депутатской деятельности.
- 71. Формы деятельности депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 72. Порядок отзыва депутата Палаты Представителей и члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
- 73. Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти Республики Беларусь.
- 74. Порядок формирования, структура, состав, основания и порядок отставки, ответственность Совета Министров Республики Беларусь.
- 75. Организация деятельности и формы работы Совета Министров Республики Беларусь.
- 76. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь.
- 77. Акты Правительства Республики Беларусь: понятие, характерные черты, виды, порядок принятия и вступления в силу.
- 78. Взаимодействие Правительства и Президента, Правительства и Парламента в Республике Беларусь.
- 79. Понятие, особенности и формы проявления судебной власти. Конституционные принципы правосудия в Республике Беларусь.
- 80. Конституционные основы системы судоустройства в Республике Беларусь. Правовой статус судьи и гарантии его деятельности в Республике Беларусь.
- 82. Конституционный Суд Республики Беларусь: понятие, место и роль в судебной системе государства; порядок формирования, состав. Правовой статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 83. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь.
- 84. Конституционное производство в Конституционном Суде Республики Беларусь.
- 85. Решения Конституционного Суда: понятие, виды, реализация и контроль за их исполнением.
- 86. Конституционно-правовые основы местного управления в Республике Беларусь.
- 87. Понятие, теории сущности и модели организации местного управления и самоуправления.
- 88. Система органов местного управления в Республике Беларусь: порядок формирования, компетенция и формы работы.
- 89. Понятие, основы и принципы местного самоуправления в Республике Беларусь. Основные исторические этапы развития местного самоуправления на белорусских землях.
- 91. Органы территориального общественного самоуправления и иные формы местного самоуправления в Республике Беларусь (собрания граждан, местные референдумы).
- 92. Конституционные основы органов прокурорского надзора в Республике Беларусь.
- 93. Порядок образования, подчиненность и компетенция Комитета государственного контроля.