logo
KP_poslednee

58. Компетенция Президента в законодательном процессе.

Президент обладает широкими полномочиями в за­конодательном процессе:

  1. он входит в число субъектов права законодательной инициативы;

  2. в Основном Законе предусматривается, что законо­проекты, следствием принятия которых может быть сокра­щение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению — Прави­тельства (ч. 2 ст. 99 Конституции Республики Беларусь);

  3. Президент либо по его поручению Правительство может объявить рассмотрение проекта закона срочным (ч. 3 ст. 99 Конституции Республики Беларусь). При объявлении законопроекта срочным Парламент должен рассмотреть его в укороченные сроки: в течение 10 дней со дня его вынесе­ния на рассмотрение;

  4. Конституция (ч. 4 ст. 99 Конституции Республики Беларусь) предусматривает право Президента либо, с его согласия, Правительства требовать от палат Парламента голосования в целом за весь внесенный Президентом или Правительством законопроект или его часть при сохране­нии тех поправок, которые предложены или приняты Пре­зидентом либо Правительством;

  5. Конституция дает Главе государства право урегули­ровать возникший между Палатой представителей и Сове­том Республики конфликт по поводу текста проекта зако­на. Если согласительной комиссией, сформированной на паритетной основе палатами Парламента для преодоления разногласий, не принят согласованный текст законопро­екта, Президент либо по его поручению Правительство могут требовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение (ч. 5 ст. 100 Конституции Респуб­лики Беларусь).

  6. Одним из основных полномочий Президента являет­ся его полномочие подписывать принятые палатами Пар­ламента законы (ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Бела­русь). Если Президент согласен с текстом Закона, он мо­жет в течение 14 дней подписать закон. У него есть также возможность не подписывать закон, но если он не был возвращен на повторное рассмотрение, закон считается под­писанным.

  7. Согласно ч. 7 ст. 100 Конституции Президент имеет право отклонить закон, принятый Парламентом, но не вступивший в силу. Право Президента возвращать закон в Парламент является отлагательным (относительным) вето, поскольку оно может быть преодолено Парламентом. Пар­ламент имеет возможность при повторном рассмотрении возвращенного Главой государства закона не согласиться с его доводами и принять закон в старой редакции квали­фицированным большинством голосов - не менее 2/3 го­лосов от полного состава каждой палаты Парламента. Прези­дент имеет право вернуть для повторного голосования не только весь закон, но и отдельные положения закона. До вынесения соответствующего решения палатами Парламен­та закон подписывается Главой государства за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента (ч. 8 ст. 100 Конституции Республики Беларусь).